-0-
Поделитесь первыми!
поделились

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Что это?

Каждое агентство практически ежедневно сталкивается с необходимостью создавать идеи, будь то концепция мероприятия или разработка нового инструмента продвижения. Как сделать процесс дейтсвительно вдохновляющим на творчество? Как облегчить задачу поиска уникальных идей, когда все кажется уже придумано? Как не превратить поиск новых решений в рутину, а оставить его креативным и увлекательным занятием?

Наиболее популярный метод производства идей — brainstorming, он же мозговой штурм, в основе которого лежит методика отсроченной оценки, предложенная Алексом Осборном: все идеи во время штурма записываются без цензуры, и только спустя некоторое время подвергаются оценке и конструктивной критике.

Существует еще несколько «стандартных» способов создать гениальную идею:

  • метод «635» (письменный мозговой штурм, во время которого 6 человек создают 3 идеи в течение 5 минут, затем обмениваются записанными идеями и обсуждают их);
  • графические методы (создание группой схем или диаграмм, mind mapping);
  • методы с использованием воображаемых ситуаций (например, размышления с точки зрения мечтателя, реалиста и критика);
  • метод шести шляп Эдварда де Боно (каждая шляпа наделяет ее носителя определенными качествами и функциями, позволяя таким образом рассмотреть проблему с нескольких точек зрения);
  • метод синектики (использование аналогий и переноса задач на готовые решения).

Чтобы достичь наибольшей эффективности во время мозговых штурмов, очень важно отпустить своего внутреннего цензора и не останавливать себя, когда в голову приходит бредовая, на первый взгляд, идея. Возможно, именно она станет основой для концепции или подтолкнет к тому самому «идеальному решению». Помимо этого, важно позаботиться о комфорте всех присутствующих, создать неформальную обстановку и подготовить письменные принадлежности для фиксации идей. В большинстве случаев мозговые штурмы модерируются отдельным человеком, который не принимает участия в создании идей, а следит за тем, чтобы участников не «занесло».

Мы обратились в несколько агентств с вопросами, как у них проходят креативные сессии, в частности мозговые штурмы, и какие советы они могли бы дать тем, кто хочет улучшить свою методику разработки креативных идей.

Владимир Прошко, управляющий партнер компании We Can Group:

«Наверняка всякому креативщику хотелось бы сказать, что процесс создания идеи полон легкости, а brainstorming проходит как в бестселлере «99 франков». Однако на деле все более прозаично. Наш креативный процесс начинается с тщательного прочтения брифа, по итогу которого мы вычленяем наиболее важные тезисы и распределяем задачи. Далее креативная команда занимается мониторингом компании-заказчика и event-рынка. Как только сбор информации завершен, и пища для размышлений получена, следует самый волнительный этап — формулирование идеи. Если у нас достаточно времени на коллективный brainstorming, то мы зовем всех потенциальных подрядчиков и садимся вместе обсуждать проект. Это довольно плодотворный процесс, в течение которого может родиться пять отличных концепций, из которых мы отбираем пару-тройку наиболее удачных, а остальные оставляем на будущее. Если сроки сжатые, мы дистанционно обмениваемся драфт-идеями, интересными декорационными и техническими решениями. Рано или поздно, но всегда в рамках дедлайна, в голову приходит осеняющая мысль. Мистифицировать креативный процесс не стоит — он вполне подчиняется систематизации, как и любая профессиональная деятельность. Главное — не ждать вдохновения, а «добывать» его ежедневно из окружающей действительности».

Роман Боков, креативный директор event-агентства Eventum Premo

«Мозговые штурмы или штормы, креативы, креативные сессии, «давай соберемся», brainstorm — в Eventum Premo это называют по-разному. Кому как удобно, кто и как привык. Эксперты говорят, что правильный и самый результативный brainstorming — это быстрый 15-минутный процесс, где ни в коем случае нельзя критиковать и нужно записывать ВСЕ идеи, даже самые бредовые. У нас пожестче. Мы критикуем, но при этом предлагаем в ответ, и 15 минут для нас мало. Но собираемся все равно не больше, чем на час. Видимо, это связано с тем, что чаще в штурмах у нас участвуют мужчины, по крайней мере их всегда больше. Обязательно у нас присутствует так называемый «убийца идей» — человек «Это дорого», «Это нереально», «Это невозможно сделать». Наша же задача (если идея реально всем нравится) — сказать ему, что «деньги есть», «реально, возможно, у вас получится». И без такого человека нельзя: может так далеко занести, что не выберешься. Мы пробовали множество техник, которые описываются в книгах. И пробуем их сейчас, но потом все равно возвращаемся к своей. И еще одно главное правило для нас: на любом креативе/штурме должен быть модератор — человек, который всех направляет, останавливает, «брифует». У нас это обычно креативный директор».

Анна Антонова, управляющий партнер международного агентства Louder:

«Начнем с офиса — он должен быть просторным, комфортным, светлым и уютным. В переговорных комнатах, где обычно проходят брифинги Louder, есть большие маркерные доски для рисования — визуализация во время brainstorming очень важна. Во время летучек мы стараемся придерживаться нескольких правил:

  • думай вне бюджета, иначе есть риск не сдвинуться с места;
  • все идеи в стол (мы выслушиваем мнения всех участников брифинга, не игнорируем креатив, ведь часто одна идея рождает иную, более ценную);
  • важно убедиться, что все участники брифинга правильно поняли задачу, поставленную Клиентом;
  • вдохновиться, понять и включиться в бренд — важная составляющая успеха;
  • brainstorm, который длится более двух часов, становится неэффективным, по этому поводу есть довольно забавное замечание: лучше переспать с идеей, чем ее изнасиловать».

Людмила Зубова, генеральный директор Case’n’Keys Agency, представитель Nordic Business Forum Oy в России:

«В агентстве мы используем самый простой тип мозговых штурмов: в соответствии с необходимыми тезисами накидываем максимальное количество, пусть даже бредовых, идей, которые затем тщательно анализируем и адаптируем. А наши финские коллеги из компании Nordic Business Forum Oy используют очень интересный прием: для разработки какой-либо идеи они отводят сотрудникам 24 часа на креатив, и на этот период они освобождены от повседневной работы. Называется эта концепция FedEx Day — в честь одноименной курьерской компании в Америке, которая смело заявляла, что доставит любой заказ максимум за 24 часа. Идея состоит в том, что, если вы не можете сделать это, по крайней мере приложите усилие. Творчество ничем не ограничено, существует только одно правило: все, кто участвуют в FedEx Day, должны представить свои проекты компании. Концепция была создана IT-компанией Atlassian в 2004 году, а затем была описана в книге Дэниэла Пинка «Драйв: Удивительная правда о том, что нами движет» (Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us), после чего получила популярность во всем мире».

Присоединяйтесь к Event.ru
Комментарии

Для того чтобы написать комментарий вы должны войти.

Премия Рунета. Юбилейный выпуск Денис Клементьев: «Совершенство в мелочах, а совершенство — не мелочь!»
Премия Рунета. Юбилейный выпуск Денис Клементьев: «Совершенство в мелочах, а совершенство — не мелочь!»