-0-
Поделитесь первыми!
поделились

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Что это?

Один из самых масштабных, самых ярких, самых летних и самых музыкальных фестивалей нашей страны — Kubana — в этом году празднует свой пятилетний юбилей. Организаторы обещают большой размах и море сюрпризов для участников. Каких именно, мы решили узнать у продюсера и бессменного идейного вдохновителя фестиваля Ильи Островского, по совместительству генерального директора компании STROVA-Media — организатора фестиваля. Илья поделился с нами не только секретами предстоящего юбилейного мероприятия, но и рассказал много интересного об организации проекта, поделился рецептом успеха, объяснил, в чем магия Боярского и Антонова, и посвятил нас в тайны закулисья Европейской фестивальной ассоциации Yourope.

— Илья, первый вопрос довольно тривиальный, но обязательный. Как родился фестиваль KUBANA? С чего все началось?

— Идея провести фестиваль на море появилась еще лет за пять до того, как все началось. Изначально инициатива исходила от администрации Краснодарского края — они хотели, чтобы в регионе появилось какое-то яркое молодежное мероприятие. Но поскольку четко сформулированной идеи не было, все: край, аудитория и мы — созрели лишь к 2009 году. Основная идея — KUBANA должна была проходить на море, а в Краснодарском крае их даже два. Черное море было выбрано как наиболее востребованная часть побережья.

— Как вы выбрали финальное место проведения? Побережье довольно большое, и инфраструктура там развита неплохо для нашей страны. Но вы выбрали довольно запущенное место — поселок Веселовка.

— Когда мы выбирали место проведения, у нас было несколько вариантов. Один из них — поселок Веселовка на Таманском полуострове, который, с одной стороны, показался идеальным местом для южного фестиваля, а с другой — смущал своей дикостью и разрухой: полузаброшенными советскими базами отдыха, самодельными кафе под открытым небом и так далее. Мы долго думали, как затащить людей за тридевять земель в такую атмосферу, и решили обыграть эту ситуацию в свою пользу. Регион называется Кубань, а мы все это стилизовали под развалины Гаваны, поэтому получилось сочетание Кубани и Кубы — KUBANA. Первое время, пока бренд не сформировался, мы даже активно эксплуатировали в оформлении тему музыкальной революции, образы Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевары. Сейчас мы все дальше уходим от этой концепции и единственное, что осталось, это «Полуостров свободы». В этом году мы празднуем пятилетие и ожидаем большой наплыв людей. Пригласили очень серьезных артистов, и поэтому мы подумали, что нужно поэкспериментировать с местом проведения. Та площадка, что была в прошлом году, работала на пике своей эффективности. Если бы было немного больше гостей, хотя бы процентов на 20, я не уверен, что мы смогли бы вместить всех желающих. По моим расчетам, на юбилейном KUBANA будет не менее 200 тысяч посетителей. Ну и во-вторых, в месте, где фестиваль пройдет в этом году, гораздо лучше инфраструктура, намного проще ситуация с транспортом. Хотя я не уверен, что эта площадка станет постоянным местом прописки фестиваля.

— Какое ваше решение или инициатива по становлению проекта стали судьбоносным и привели к успеху?

— Наверное, само решение проводить фестиваль. А каждый последующий год — не останавливаться на достигнутом. Я не был уверен в том, что у «Кубаны» будет какое бы то ни было продолжение, рассматривал ее как удачный, но, возможно, разовый проект, который мне хотелось реализовать. И тем не менее с первого года мы выкладывались по полной и делали все возможное, чтобы дать этому проекту хотя бы шанс на долгую и счастливую жизнь.

— И вам это удалось! Фестиваль стал одним из самых популярных и масштабных музыкальных событий страны. В чем успех?

— Мы изначально старались отходить от понятий «концепция», «формат», чтобы не загонять самих себя в какие-то рамки. Люди приезжают на море отдыхать. В любом курортном поселке — неважно, расположен ли он в Турции, Египте или Краснодарском крае — самые отпетые рокеры могут отплясывать под Верку Сердючку и Григория Лепса, потом зажигать на кислотной дискотеке, а позже пойти на панк- или металл-концерт. То же самое происходит на «Кубане». В отличие от многих других мероприятий мы по большому счету можем себе позволить все что угодно, и не думаю, что мы найдем хоть одного артиста, который при определенном стечении обстоятельств не смог бы по каким-то причинам выступить у нас, если, конечно, он не пропагандирует откровенно экстремальные и радикальные жизненные принципы. Более того, в этом году из сугубо музыкального оупен-эйра мы превращаемся в оупен-эйр, где представлены самые разные виды искусств. Например, Эмир Кустурица везет к нам свою панк-оперу, а также венгерский передвижной цирк Reciquel впервые окажется в России и именно на KUBANA.

— Раз мы заговорили о международном статусе и зарубежных артистах, не могу не поинтересоваться: какие международные музыкальные фестивали вы могли бы поставить в один ряд с КUBANA? На какие стоит равняться, на ваш взгляд, нашим организаторам?

— За всю историю проведения KUBANA я ни разу не ориентировался на российские аналоги, потому что, к сожалению, наша музыкальная индустрия очень сильно отстает от европейской и американской. За основу я всегда брал какие-то примеры и идеи, подсмотренные за рубежом. Наверное, на сегодняшний день мне хотелось бы в KUBANA объединить все самое лучшее от фестивалей Rock am Ring, Sziget, Coachella и Glastonbury. Почти на всех я бывал и, признаюсь честно, подглядывал, что и как, пытаясь со временем реализовать увиденное на KUBANA. Rock am Ring — это грандиозный лайн-ап, Sziget — это фантастическая развлекательная инфраструктура, Coachella — неповторимая атмосфера, Glastonbury — легендарность и статус. И все эти вещи хотелось бы объединить в KUBANA.

— KUBANA — единственный российский фестиваль, входящий в Европейскую фестивальную ассоциацию Yourope. Как удалось получить членство в ассоциации и что оно означает для проекта?

— Фестиваль вошел в состав Yourope в 2010 году, как раз в тот момент, когда на KUBANA появились первые зарубежные хедлайнеры и первые гости из Европы и Америки, которые уже тогда высоко оценили качественный уровень организации фестиваля.

— В чем основная цель и миссия ассоциации? Что дает вам членство в Ассоциации?

— Yourope дает в первую очередь ощущение причастности к европейской фестивальной культуре. В ассоциации присутствуют фестивали, которым уже 20–30 лет, и понятно, что опыт у них просто фантастический. Но, опять же, он не всегда переносим в российские реалии. Я был на одной из конвенций, где вполне серьезно в течение трех часов обсуждался вопрос продажи мороженого на таких мероприятиях — кто-то где-то переел мороженого, и с человеком случились неприятности. И еще три часа потратили на обсуждение возможности аренды и использования сегвеев на фестивалях. Тоже кто-то на нем на кого-то наехал. Я сидел, недоумевал и думал: знали бы вы, что у нас на таких мероприятиях вообще народ может пьяный за рулем кататься. Уж точно проблема мороженого пока не для нас. И, конечно, много опыта находится на поверхности, какие-то простые вещи, которые у нас не используются. Огромное количество технических моментов, которые можно решать, имея инфраструктуру, как в Европе, просто невозможны. Плюс менталитет людей. Штуки, которые мы пытаемся внедрять, проваливаются в одну секунду, а выясняется это только в процессе. Европейский посетитель фестивалей приезжает отдыхать, все настроены доброжелательно по отношению друг к другу, мало агрессии и проявлений нетерпимости к окружающим. В России с этим гораздо тяжелее. Масса интересных затей на таком фоне пока оказываются бессмысленными. Типичный пример — отношение к мусору, который где-нибудь в Скандинавии не просто выбрасывают куда надо, а еще и кидают в правильный контейнер — туда стекло, сюда бумага. А у нас, сколько бы ты их ни устанавливал, какие бы мотивационные акции ни придумывал, люди все равно мусор выбросят ровно там, где стоят, и переубедить их почему-то невозможно.

— Наверняка на пути организации столь масштабного проекта вы встречаетесь со многими трудностями. Каковы, на ваш взгляд, самые труднопреодолимые?

— Непоколебимый менталитет отечественного предпринимательства, который в своей жадности не знает никаких границ. Это и есть главная трудность для всех организаторов. Во время проведения KUBANA цены в близлежащих гостиницах, базах отдыха и кафе, а также тарифы такси взлетают в несколько раз по сравнению с и без того высокими курортными ставками. Ну не бывает такого, чтобы номер в гостинице уровня три с минусом звезды стоил от 100 евро и выше. Мы пытаемся решать эти вопросы: регулировать ценовую политику в близлежащих базах отдыха, договариваться с транспортными компаниями, но не всегда это получается.

— Помимо прочего фестиваль KUBANA славится своим лайн-апом, к вам приезжают самые популярные и модные артисты всех музыкальных жанров. Как организован процесс букирования артистов? Если не секрет, какие условия вы предлагаете?

— С самого первого фестиваля я говорил, что хочу делать мероприятие по европейскому лекалу, а на любом большом зарубежном фестивале не меньше 70% интернациональных коллективов. Учитывая наше положение в 2009 году, я понимал, что достигнуть этой цели можно лишь спустя годы, но в итоге очень удивился, что эти годы не растянулись на десятки лет. Прорыв произошел в 2010 году, когда мы получили в хедлайнеры группу NOFX. Сделать это было в разы сложнее, чем сейчас забукировать System of a Down, хотя это артисты совсем разного уровня. Сегодня фестиваль известен тем, что на нем побывало огромное количество иностранцев. Все артисты, их менеджеры и агенты между собой так или иначе общаются, и информация о хорошем, качественном оупен-эйре в Краснодарском крае разлетелась по всему миру. А в 2010 году это было реально сложно и состоялось все только благодаря авантюрному духу музыкантов NOFX, известных своей любовью к выступлениям во всевозможных экзотических местах. На тот момент у них было много предложений из Москвы и Петербурга, но они выбрали KUBANA, потому что в столицах они уже все видели, а вот фестиваль in the middle of nowhere, как они тогда сказали, их заинтересовал. Вот так мы прорвали заслон для зарубежных артистов, и с 2011 года их количество сильно выросло. В этом году мы приближаемся к тем заветным 70%. И это, на мой взгляд, единственный путь развития для нас, поскольку при всем моем желании при отборе российских коллективов выбор падает на те же самые имена, которые были на первой, второй и третьей KUBANA. Есть определенный список групп, которые переезжают с одного фестиваля на другой. Все они отличные, но ими уже никого не удивишь. Я и рад бы позвать кого-то нового, но в российской рок-музыке практически ничего не появляется. Хотя мы стараемся: в этом году я пригласил два совсем новых имени — Biting Elbows и «План Ломоносова».

— Как организована работа по благоустройству территории фестиваля? Какие «тонкие места» вы можете выделить в организации мероприятия на полторы сотни тысяч человек?

— Каждый год с нами работает большая команда волонтеров, и смысл этого слова ими реализуется максимально. Это ребята, которые по своим внутренним убеждениям хотят сделать фестиваль чище, так же как и побережье, лес, город. Их меньше, чем других волонтеров, которые помогали в строительстве площадки, интересовал сам фестиваль, они выполняли в первую очередь свою миссию, за что им спасибо. Они помогли внедрить прогрессивный механизм залоговой стоимости тары, который давно используется на европейских фестивалях. Это когда ты покупаешь какой-либо напиток и за стаканчик, который ты возвращаешь, а не выкидываешь, тебе дают деньги. Так ни у кого не возникает желания сорить и бросать использованную посуду на землю. Мы попытались ввести эту программу в прошлом году, и, я считаю, довольно успешно. Работая с профессиональной клининговой компанией и эковолонтерами, мы достигли почти идеальной чистоты. Даже в палаточном лагере я не видел большого количества мусора, не говоря уже о самой концертной площадке и торговых аллеях, где было чисто, почти как на улицах Сингапура.

— Всем известно, что «нет предела совершенству». Какие области для развития проекта KUBANA можете выделить на данный момент? В чем нужно совершенствоваться?

— С 2010 года у меня каждый год возникает мысль после проведенного фестиваля — как теперь сделать еще лучше-то? Тем не менее лучше все-таки получается. Да, наверное, с точки зрения музыкального состава, положа руку на сердце, есть еще куда двигаться. Есть огромное количество имен, которые никогда не были на KUBANA или даже вообще в России. Но даже если мы достигнем потолка с точки зрения музыкальной программы, нам есть куда расширяться — в сторону развития инфраструктуры, расширения музыкальных жанров. Уже в этом году мы начали это расширение — фестиваль открывает полноценная театральная постановка Эмира Кустурицы «Время цыган», которая ставилась единожды во Франции, а теперь приезжает к нам. Эта постановка впервые приезжает в Россию и уж тем более впервые ставится на открытом воздухе — это для всех эксперимент. Чего только нет в их райдере, даже 15 живых гусей. Кроме того, у нас будет отдельная цирковая сцена — до сегодняшнего дня это искусство не было представлено на оупен-эйрах, по крайней мере на российских. Приедет венгерский цирк, который еще никогда не бывал в России. Это не означает, что у нас будут бегать лошадки, мишки и обезьянки, — этот цирк специализируется как раз на выступлениях на оупен-эйрах. В общем, есть еще куда развиваться — оперетта, балет, да все, что может прийти в голову.

— В 2013 году фестиваль KUBANA отмечает свой пятилетний юбилей. Какие сюрпризы вы подготовили для гостей и участников?

— Как я уже упоминал, помимо музыкальных хедлайнеров высочайшего уровня, вроде System of a Down, The Prodigy,Wu-Tang Clan, Misfits, Ska-P и многих других, у нас появится отдельная театральная сцена, где сербский режиссер Эмир Кустурица представит свою панк-оперу «Время цыган», также на территории KUBANA будет работать самый настоящий цирк, программа для самых маленьких гостей расширится от книжного автобуса «Бампер» до целой сцены, где будут происходить специальные детские концерты, а также откроется «Школа рока». Бессменные спортивные и досуговые мероприятия также не дадут скучать гостям KUBANA-2013: йога, пляжные футбол и волейбол, танцы живота и многое другое. То, что будет на что посмотреть, гарантировано.

— В этом году фестивалю исполняется пять лет. Могу представить, что каждый проект дал вам незабываемые эмоции и впечатления. И все же можете вы выделить самое яркое впечатление от фестиваля — событие или выступление, которое врезалось в память, создав настоящий wow-эффект? Одно событие — самое-самое — за всю пятилетнюю историю.

— Легко! Выступление Михаила Сергеевича на нашем фестивале! Я без шуток считаю, что выступление Боярского в позапрошлом году было одним из лучших за всю «кубанскую» историю. В отличие от большинства групп, которые выгружаются на сцену с гитарами, барабанами и кучей других инструментов, Михаил Сергеевич вышел на площадку один, с пустыми руками, звукорежиссер включил минусовку, и люди, как завороженные, стояли и внимательно слушали его часовое выступление, распевая песни хором. Я ни на секунду не сомневался, что это выступление на KUBANA станет разрывом всех стереотипов и Боярский разнесет все вдребезги. В этом и заключается атмосфера «Кубаны». Мы можем найти повод и причину, чтобы пригласить в гости любого музыканта. В этом году, уверен, та же история произойдет с Юрием Антоновым. Идея его выступления у меня родилась так: до сих пор каждый уезжающий на отдых в Анапу или даже Египет выплясывает на дискотеках под «Летящей походкой» и другие нетленные хиты этого великого композитора, и на KUBANA люди приезжают отдыхать, так почему бы им не плясать под то, к чему они привыкли. Думаю, Антонов придется как нельзя к месту. А вот что делать дальше, это, конечно, вопрос.

Проект KUBANA в цифрах и фактах:

  • более 100 артистов/диджеев выступили на фестивале за всю историю,
  • 150 000 посетителей — максимальное число гостей фестиваля,
  • 7 дней ежегодно длится фестиваль,
  • 15 живых гусей в райдере Эмира Кустурицы – гвоздя программы Kubana 2013,
  • 150 часов музыки нон-стоп прозвучало за все время существования проекта,
  • 20 фур техники требуется для технического обеспечения,
  • более 10 000 автомобилей вмещает паркинг на территории фестиваля,
  • 3000 руб — стоимость входного билета,
  • 78 га – промзона – площадь проведения фестиваля,
  • более 100 человек отвечают за техническое обеспечение фестиваля,
  • 3000 посетителей единовременно вмещает фуд-корт на фестивале.

Присоединяйтесь к Event.ru
Комментарии

Для того чтобы написать комментарий вы должны войти.

Парад округов Мир ярких людей
Парад округов Мир ярких людей