Табриз Шахиди — почетный член Экспертного Совета национальной премии «Событие года».


Все нюансы и подводные камни звездного букинга — в интервью президента ЗАО «Империя Музыки», концертного директора актеров Игоря Верника, Леонида Ярмольника, Евгения Стычкина, телеведущих Владимира Соловьева, Валдиса Пельша, Дмитрия Диброва, Авроры, Татьяны Арно, Дили Долинской, Отара Кушанашвили, певиц Этери Бериашвили, Теоны Дольниковой, Регины Тодоренко, трио «Ностальжи» и других артистов и конферансье.

Долгое время между артистом и заказчиком стояла вереница посредников, «накручивающих» проценты и делающих выступление нереально дорогим. Понятно, что в ответ на это компании стали пытаться напрямую выходить на артистов. Прошла ли наконец эта волна? Почему и клиентам, и артистам выгоднее работать через профессионального посредника?

— Вопрос очень непростой. Давайте проанализируем несколько аспектов необходимости привлечения event-агентств или отказа от услуг оных. Многое зависит от сложности мероприятия и от подхода клиента к мероприятию. Если клиент задумал провести небольшой (человек на 40–100) день рождения в красивом, не требующем специального дополнительного оформления ресторане, и у этого клиента есть знакомый тамада, который возьмет управление вечеринкой в свои руки, тогда артистов и звук может поставить букинг-менеджер или агентство, которое сыграет роль посредника в приглашении только артиста. Директор артиста никогда не будет заниматься подготовкой гримерки, обеспечением звукового оборудования, организацией парковки и тому подобного. Всем очевидно одно: желание клиента сэкономить. Но, как показывает многолетняя практика, когда мы начинаем задавать разные вопросы, от сценария до бытовых деталей, заказчик начинает думать, стоит ли ему ставить на чашу весов тридцать три копейки (от 5 до 10% агентских), которые он экономит, и проблемы с выступлением артиста вплоть до отмены из-за того, что он не предусмотрел то, что профессионалы сделали бы на высшем уровне, даже не напрягаясь. Потому что, как и в любом бизнесе, нам помогают знания и многолетний опыт, и клиенты могут нам по этой причине доверять. К сожалению, очевидно и другое: агентства и букинг-менеджеры зачастую неоправданно увеличивают бюджет за свои услуги, что в целом негативно сказывается на рынке, снижая уровень этого самого доверия.

— Насколько важен в этом контексте имидж самого продюсера, директора артистов, букинг-агента? Как помогает в работе созданное за годы имя, авторитет?

— В нашем бизнесе самое важное — это доверие клиента. Здесь без многолетней безупречной работы не построить идеальный механизм, который будет приносить стабильные дивиденды. Ведь одна ошибка или обман клиента обернется позором и потерей этого клиента и всего его окружения. И наоборот: если ты из года в год делаешь свою работу на высоком уровне и даешь самые низкие цены, то клиент не задумываясь продолжает работать только с тобой , и всем друзьям своим советует тебя. И чем сильнее это доверие, тем быстрее мы бронируем артиста. А в отношениях с артистом это создает атмосферу финансовых привилегий и приоритет, если артисту позвонили несколько event-агентств. Слава Всевышнему и многолетнему опыту в индустрии, у клиентов я, к счастью, имя нарицательное: «Звоните Табризу, он поможет…»

— Но, согласитесь, далеко не всегда можно помочь клиенту в условиях ограниченного бюджета…

— Я всегда говорю: планируя мероприятие, высчитывая затраты, проводя тендеры, выводите артистов и звездных ведущих за рамки тендера! То есть шорт-лист артистов необходимо определить до начала тендера или отобрать уже после того, как определена компания-исполнитель. А делать это клиенту необходимо, чтобы не получать завышенные цены, после того как 5–8 агентств прозвонили одним и тем же артистам, а они, в свою очередь, пребывая в иллюзии ажиотажного спроса на данную дату (а ведь себестоимости артист не имеет), завысили свои гонорары и/или не идут на уступки в вопросах скидки. Бывают, конечно, случаи, когда возможно снижение размера гонорара в целях личного PR звезд. Но клиент может воспользоваться этим преимуществом лишь в случае, когда собственным же тендером не создал искусственный спрос на артиста стараниями агентств — участников тендера. Вы справедливо заметите: как можно провести тендер, не зная стоимости артистов? Отвечу: выделяйте определенный бюджет на культурно-развлекательную часть, а уже после тендера в этих рамках выбирайте артистов. Вы же понимаете, что если у вас на развлекательную часть два миллиона рублей, то выбор артистов ограничен именно этим бюджетом. А кто будет за эти деньги петь у вас на празднике: три артиста по 400 тысяч плюс звездный ведущий или шесть коллективов по 300 тысяч плюс неизвестный конферансье — можно решить и позже. Про концепцию мы тоже подумали: какой бы ни была концепция и как бы под нее ни подходил Лепс — если у вас один миллион на артиста, он у вас петь не будет.

— Какие еще встречаются сложности взаимоотношений артиста с event-агентствами? Как бы вы посоветовали себя вести с артистами или их представителями менеджерам проектов, чтобы бизнес строился максимально комфортно для всех сторон?

— Взаимоотношения артиста и event-агентства — это важная составляющая event-бизнеса. Отсутствие грамотной связи и профессионального, доверительного подхода к бизнесу между трио «заказчик/event-агентство/артист (директор артиста)» порождает часто совершенно не обоснованные провалы в работе над проектом.

Например, агентство просит Игоря Верника на открытие мебельного салона. Утверждает со мной сумму в 15 рублей. Через час на меня, как на директора Верника, выходит другое агентство и объявляет, что у мебельного салона есть всего 10 рублей. Я пытаюсь вывести агентство на 12 рублей, осознавая, что они хотят заработать. Но когда третье агентство выходит напрямую на Верника и пытается развести его на работу за 5 рублей, объясняя, что там работы на полтора часа, то я за минуту нахожу клиента в сети Интернет, договариваюсь с ним напрямую на номинальный гонорар артисту в 15 рублей — и агентство остается без единой копейки заработка и мероприятия в целом.

Вывод: заказчики и event-менеджеры обязаны разговаривать с проверенными букинг-агентствами и/или директорами артистов. Учитесь работать и разговаривать с директорами артистов, торговаться с ними. Но знайте, скидка не может быть 60%. Клиенту необходимо донести максимально точную информацию о стоимости и размерах гонораров именно на первой встрече, тогда и агентство, и клиент не теряют недели на то, чтобы утвердить артиста на мероприятие.

— А отношения между артистами, их личность, индивидуальные качества — как они влияют на успех или проблемность мероприятия? Что может стать причиной их внезапного отказа выступать, например? Есть ли примеры, когда выступление срывалось из-за несоблюдения бытового райдера?

— В нашей 15-летней концертно-корпоративной практике не было ни одной отмены из-за «капризов» или нерешенных проблем с райдером. Огромный опыт позволяет нам предусмотреть любые форс-мажоры и даже в случае непредвиденных обстоятельств решать все оперативно и незаметно для клиента, а главное — артиста. Индивидуальные черты характера артистов никак не влияют на выступление. Реакция бывает разной в случае, когда клиент настаивает, к примеру, на фотосессии с гостями после выступления — этого многие артисты избегают. Артист поедет в любой город, если клиент соблюдает все условия райдера и соответствующего дальности полета гонорара. Очевидно, что крайне редко можно уговорить артиста полететь во Владивосток по московской цене. Этого практически не бывает. Однако существуют и другие принципиальные идеологические условия: к примеру, существует несколько серьезных ведущих и нишевых артистов, которые ни за какие деньги не будут вести свадьбу или юбилей, выступать на подобных мероприятиях. К примеру, Владимир Соловьев, Леонид Парфенов или Мартиросян. Последний еще и не летает на самолетах. Поэтому Екатеринбург, Владивосток и другие города, куда надо добираться на самолете, Мартиросяна не получат даже на корпоратив. На поезде возможно только в географических пределах поездки на «Сапсане» или максимум неполной ночи.

— Чем отличается букинг отечественных и зарубежных звезд? Каковы организационные особенности работы с иностранцами?

— Принципиальных отличий нет: предоплата, исполнение райдеров, контракты — все, как и с российскими артистами. Некоторые проблемы с большими дорогими артистами могут возникать в вопросах графиков, виз, отношения некоторых артистов к политической ситуации в стране и загруженности. К примеру, нельзя пригласить зарубежную суперзвезду за две недели до мероприятия, из-за того что многие артисты собирают сессионных музыкантов под тур, остальное время музыканты заняты в других проектах; если артист пишет альбом, то его также чрезвычайно сложно оторвать от этой работы. Готовность клиента срочно вынуть сотни тысяч евро, чтобы забронировать, тоже не всегда реальна. Но здесь мы подходим к совершенно иному вопросу: доверие клиента к букинг-агенту. Мы, благодаря многолетней работе, достигли уровня отношений со многими из них: из года в год, услышав от нас гонорар артиста, тут же перечисляют его без каких-либо проверок и тендеров. Это самое главное в нашем бизнесе.

— По-прежнему ли букинг западных звезд сводится к «кумирам прошлых лет» или современные и даже молодежные группы набирают обороты? Есть ли тут какие-то закономерности или особенности работы?

— Критерий всегда один: стоимость артистов и сроки бронирования. Некоторые артисты прошлого дороже многих молодых, также как появилась плеяда современных артистов, которые сильно дороже большинства кумиров прошлого. По-прежнему с завидной регулярностью в России и СНГ выступают звезды 80-х, и часто по причине дешевизны. И не важно, что из многих песок сыпется…

— Ну и традиционная новогодняя тема. Всем известно, что в Новый год наши артисты отказываются выступать на мероприятиях в других городах за базовый гонорар, поскольку могут дать несколько концертов в Москве за один вечер. На предновогодний сезон 2014/2015 та же ситуация?

— Да, все стабильно. По-прежнему актуальна история про «новогоднего» Ярмольника, который не может 19 декабря (самая дорогая пятница 2014 года, пятичасовой предновогодний корпоратив) стоить столько же, сколько на двухчасовой презентации у клиента не в сезон. Все так же самые продаваемые артисты (топ-30) без энтузиазма принимают предложения о выступлениях за пределами столицы. Часть завышает свои гонорары даже если мероприятие недалеко за городом, ведь в этом случае по заснеженным дорогам, простаивая в пробках, они не успеют выступить даже на второй площадке в Москве. Но есть и исключения. Певица Валерия не сильно завышает свои гонорары на выезд, чем привлекает клиентов из других городов.

Региональный промоутерский корпоративный рынок (или самый «вкусный» казахстанский рынок) на Новый год (с 12 декабря) вообще остается без артистов российской или украинской сцены. Объяснение очень простое. Самые востребованные артисты (топ-30) продают по два-три выступления в Москве перед Новым годом. Поэтому на выезд объявляют соответствующие гонорары (в два-три раза дороже). Об этом тоже необходимо помнить event-агентствам и заказчикам. И не удивляться стоимости, даже если в июне в Алматы Дима Билан работал за 30 рублей, а перед Новым годом просит 60–90 рублей. Простая математика. Помнить надо и про райдер, а это, например, у группы «Потап и Настя» два бизнес-класса и восемь «экономов» в перелете из Киева, гостиница пять звезд на 11 человек, питание, трансферы, ВИП-проходы в аэропортах, а также звуковое и световое оборудование. Все это, в зависимости от дальности перелетов, составляет иногда до 70% дополнительных затрат плюс к гонорару.

— Что можно посоветовать заказчикам в этом контексте? Какие могут быть замены популярным исполнителям? Какова в новогодний период ценовая политика западных агентств и артистов?

— Эти особенности предновогоднего гонорарного безумия не распространяются на артистов второго и третьего эшелонов, а также на ведущих-конферансье. Последние не могут работать два мероприятия за вечер, поэтому цены близки к среднегодовым. Всегда можно найти артиста или группу на свое мероприятие. Важно очень быстро принимать решение и бронировать 50-процентной предоплатой. Артисты 80-х совсем не завышают свои обычные гонорары, однако на католическое Рождество 24–25 декабря их не уговорить ни за какие деньги…

— Какие наблюдаются изменения в музыкальных трендах? Нет ли стремления, например, отказаться от нескольких артистов в пользу одного, но который может больше влиться в некую музыкальную концепцию, не просто выступить, а полноценно вовлекаться в праздник?

— После кризиса 2008 года широкое распространение получили капустники и наполнение программ силами сотрудников компаний. Они сами готовят номера, конкурсы, раскрывают свои таланты, при этом на самый конец мероприятия хедлайнером приглашают только одного звездного артиста и/или одного звездного ведущего на весь вечер. Никому из звезд не интересно вовлечение в «музыкальную концепцию» мероприятия. Им нужно быстро выступить и торопиться на другую площадку. Заказчики ведь не будут переплачивать за время, да и в целом клиенту не нужно вовлечение артиста, они ждут отработанную программу, любимые, популярные песни, а мы всегда работаем только в интересах своих клиентов.

Присоединяйтесь к Event.ru
1 Корпоратив, за который не стыдно cat Тематическое мероприятие: оригинальный подход или деньги на ветер
Корпоратив, за который не стыдно Тематическое мероприятие: оригинальный подход или деньги на ветер