-0-
Поделитесь первыми!
поделились

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Что это?

Трудно поверить, но в этом году отмечают 10-летний юбилей сразу два самых популярных и успешных фестиваля столицы: «Пикник „Афиши“» и «Усадьба Jazz». Казалось, еще только вчера жители столицы знакомились с этими мероприятиями, привыкали к европейскому формату и качеству организации, находили новых друзей, радовались и даже не могли представить, каких масштабов достигнут оба мероприятия. Мы встретились с организаторами и идейными вдохновителями обоих проектов, вместе окунулись в прошлое, проследили эволюцию проектов и попытались выявить секрет их успеха.

Пикник «Афиши»

Как все начиналось

К 2003 году журнал «Афиша» стал одним из передовых изданий среди прогрессивной молодежи столицы. В то время практически каждый житель Москвы ходил по городу с новым номером «Афиши» под мышкой, а юные журналисты, фотографы и it-people мечтали там работать или в какой-то степени стать частью этого мира. Журнал полностью оправдывал свою идеологию на страницах — «Все развлечения Москвы», но не выходил за рамки печатного издания.

В 2004 году журналу исполнилось пять лет. Редакция решила не ограничиваться традиционным корпоративом и перенесла все развлечения со страниц журнала в городской праздник нового формата. Так состоялся первый «Пикник „Афиши“» на парадной аллее Лужников, который посетило около 10 000 человек.

Евгения Галетка, управляющий директор фестиваля «Пикник „Афиши“» в 2007–2012 годах: «Сложно поверить, но в 2004 году не было понятия той уличной еды, тех уличных игр, той парковой архитектуры, того подхода к конструктивным решениям, которые есть сейчас. Фудкорт 2004 года состоял из двух палаток, а одними из основных развлечений (наравне с музыкальной сценой) были фрисби и человек в костюме бобра. То есть в начале пути была одна большая сложность — отсутствие какого бы то ни было пути. Его пришлось прокладывать самостоятельно».

Скорее всего, на тот момент ни посетители, ни сама редакция не осознавали, что этот шаг станет началом грандиозного пути. Пути в мир, где все можно менять не только обсуждениями, острыми публикациями и интересными новостями, но и созданием пространства для реального общения, поиска единомышленников и демонстрации удивительных простых вещей. «Афиша» решила не только рассказывать, но и показывать, как можно жить по-другому, создавая идеальную городскую реальность в одном месте в один погожий летний день.

В 2005–2006 годах «Пикник „Афиши“» проходил в небольшом московском парке «Красная Пресня». Для жителей столицы это было особенным событием, поскольку никогда ранее на одной территории не представляли такой спектр развлечений, как это сделали организаторы «Пикника». Люди играли в пинг-понг, крокет, слушали стихи, наслаждались тайским массажем, занимались стрит-артом, катались на велосипедах и картах, покупали модные новинки, лакомились вкусными десертами и многое-многое другое.

Пожалуй, самым важным, что в конечном итоге стало катализатором к проведению более масштабных фестивалей, стала музыкальная составляющая фестиваля. «Пикник „Афиши“», в отличие от других, придерживался европейского формата проведения мероприятий и в музыкальном плане с самого начала зарекомендовал себя как прогрессивный оупен-эйр, в котором задействованы действительно талантливые, но необязательно распиаренные исполнители разных жанров, как отечественные, так и зарубежные. Первые «Пикники» запомнились выступлениями музыкантов, которые впоследствии стали очень известными и востребованными: Beirut, M83, Esthetic Education, Mujuice. В качестве диджеев нередко принимали участие и сами редакторы, как, например, Юрий Сапрыкин, занимавший в то время пост главного редактора журнала «Афиша». Атмосфера первых «Пикников» была непринужденной и в полной мере отражала название проекта, без каких-либо претензий на получение статуса «главный музыкальный фестиваль лета». С точки зрения организации первые оупен-эйры «Афиши» кажутся репетицией перед серьезным проектом, который произошел в 2007 году.

Больше. Лучше. Сильнее

Несмотря на небольшую территорию парка «Красная Пресня», в 2006 году «Пикник „Афиши“» собрал 23 000 человек (больше, чем рок-фестиваль «Крылья»!) — это был яркий сигнал организаторам, что пришло время выйти за рамки «дружеских посиделок на природе». Первым основательным изменением стала смена места проведения фестиваля — теперь все действо переместилось в музей-усадьбу «Коломенское», территория которой в 20 раз превышала парк «Красная Пресня».

Евгения Галетка: «Переезд в Коломенское был не совсем запланированным. Решение о том, что «Пикник „Афиши“» 2007 года будет проводиться на другой территории, было принято на совещании у префекта ЦАО в марте 2007 года — не нами, что характерно. Коллеги из префектуры сообщили нам о том, что, по их мнению, фестиваль не помещается в парке Красная Пресня и посоветовали подыскать другое место. У нас было три месяца — надо признать, что они были одними из самых тяжелых в истории «Пикника». Но с течением времени стало понятно, что префектура заставила нас принять важное и правильное решение».

Даже сейчас возникает множество вопросов, один из которых — как им это удалось? Ответ очень простой: грамотный маркетинг, кропотливый труд и понимание, чего хочет не только аудитория «Афиши», но и жители Москвы в целом, умение даже не определять их желания, а предвосхищать их, опережать время. Еще один козырь, который был в руках организаторов, — это постоянные читатели журнала, которых с каждым годом становилось все больше. На тот момент «Афиша» зарекомендовала себя как особый стиль жизни, которому следовало множество людей, и практически не было сомнений, что фестиваль, организованный для последователей этого самого стиля, станет востребованным.

Изменение концепции требовало основательных перемен в организационных моментах: список музыкальных исполнителей стал гораздо внушительнее, работы по букингу прибавилось, потребовалось развивать направление по привлечению спонсоров и партнеров и работе с ними. В то время появился телевизионный канал «2 х 2», это способствовало увеличению количества посетителей: была сформирована специальная площадка, где весь день показывали лучшую анимацию. Также «Афиша» объявила конкурс для начинающих музыкантов, чтобы дать им возможность выступить на большой сцене. Была организована специальная фэшн-зона, где не только продавалась одежда, но и проходили показы молодых дизайнеров. Как всегда, посетители могли развлечь себя множеством игр, в том числе в Nintendo Wii. Гастрономическая программа «Пикника» была (и остается) впечатляющей: разнообразное меню, известные шеф-повара готовили на глазах у публики любимые блюда. Вход на «Пикник „Афиши“» был относительно свободный. Билеты не нужно было искать в кассах города, они ждали читателей в одном из номеров журнала.

Благодаря редакции «Афиши», которая не побоялась рискнуть, в 2007 году был дан новый виток проекту, рождение нового музыкального фестиваля, оупен-эйра нового формата для жителей города.

Настоящее продолженное

После стольких лет «Пикник „Афиши“» не утратил свою значимость и заслуженно получил звание главного музыкального фестиваля лета. Конечно, произошло множество изменений, которые коснулись не только стоимости билета, но и статуса проведения мероприятия, — сотрудничество с туристическими компаниями в целях облегчения посещения «Пикника» гражданами из других стран и городов России.

Организаторы также считают, что фестиваль должен стать международным. «Пикник „Афиши“» идет в ногу со временем и старается использовать технические новшества в вопросах организации и предоставляемых развлечений.

Евгения Галетка: «Есть надежда, что в процессе перехода к формату музыкального фестиваля «Пикник» не растерял своего очарования. «Пикник „Афиши“» по-прежнему остается нашей мечтой об идеальных выходных в идеальном городе: красивые и открытые люди, хорошая музыка, удобная навигация, вкусная и недорогая еда, внимание к окружающему миру, банкоматы в шаговой доступности и прочие детали, которые на первый взгляд кажутся незначительными, а на самом деле создают тот мир, в котором хочется жить».

Дмитрий Пьянов, продюсер фестиваля «Пикник „Афиши“» 2013 года: «Конечно, конкурировать с большими европейскими и американскими музыкальными фестивалями по-прежнему сложно. Тем не менее «Пикник „Афиши“» достаточно популярен среди жителей Восточной Европы и стран СНГ. У нас есть свои преимущества, среди которых не только музыкальная направленность, но и разного рода развлечения».

С каждым годом фестиваль удивляет списком исполнителей, им удается заполучить лучших музыкантов: «Мумий Тролль», Madness, Земфира, Кортни Лав, Franz Ferdinand, Pet Shop Boys и др. За 10 лет на «Пикнике „Афиши“» выступило около 500 музыкантов.

Дмитрий Пьянов, продюсер фестиваля «Пикник „Афиши“»: «В этом году на юбилейном «Пикнике» планируется масштабная и очень насыщенная фестивальная программа. Помимо трех музыкальных сцен будет большое количество лекториев и площадок, посвященных социальным инициативам. Сегодняшний „Пикник“, как и всё, что существует долгое время, эволюционирует во всех направлениях. Это живой организм, который реагирует на любые изменения в городе, то есть «Пикник „Афиши“» — это своего рода отражение того, что происходит в Москве».

Теперь уже нет никаких сомнений, что фестиваль ждет долгое и успешное будущее, в которое он с удовольствием возьмет своих посетителей, подарит бурю эмоций, из раза в раз погружая в уникальную атмосферу идеального дня.

Комментарии участников и посетителей фестиваля

Евгений Горбунов, музыкант, принимал участие в «Пикнике „Афиши“» в 2009–2012 годах в составе таких групп, как NRKTK, Stoned Boys: «Пикник, кажется, в 2007-м был первым большим движем, на котором я побывал, только переехав в Москву. Честно говоря, меня неслабо там накрыло: куча каких-то непонятных людей, все чилят вместе в парке под музыку, всё вокруг такое классное, по последней моде. Я думал тогда, что вся Москва такая и что тут так каждые выходные. В этом году я буду на сцене с нашей новой группой Glintshake, и в следующем году, надеюсь, тоже буду там играть, потому что, несмотря на всякие глупости, неровности в организации, погоду дрянную порой, там все равно классно».

Анастасия Малышева, журналист Event.ru, посетитель «Пикника» 2007 года: «Как сейчас помню ярко-розовый браслет, который был в номере «Афиши» перед самым «Пикником». Тогда это была действительно эйфория. Много красивых людей, отличная музыка. Мне казалось, что все были немного в растерянности, потому что мероприятие такого масштаба проходило впервые. Тем не менее была атмосфера единения, особенно хорошо это запомнилось на выступлении исландской группы Múm, во время которого все люди вокруг меня держались за руки, даже незнакомые друг другу».

Усадьба Jazz

Желание — это и есть начало

Для организации какого-либо мероприятия нужно немало составляющих, начиная с бизнес-плана и заканчивая собственными материальными и временными ресурсами. Тем не менее многие упускают самый важный пункт на пути к реализации поставленной цели — это желание. Мария Сёмушкина, президент фестиваля «Усадьба Jazz», является ярким примером человека, который не поставил желание в ряд обыденных понятий и благодаря этому смог воплотить многое в реальность.

На пути к своему главному проекту Мария успела проявить себя как журналист, достичь успехов в сфере маркетинга и наладить отношения с различными партнерами. К тому времени она хорошо разбиралась в концертном и промоутерском бизнесе. Марию всегда интересовала закулисная жизнь и организация мероприятий.

С неостывающим желанием сделать что-то важное, вдохнуть новую жизнь в индустрию она однажды попала на джазовый теплоход, где впервые столкнулась с особенной атмосферой этой музыки. Данное событие стало некой преамбулой к появлению «Усадьбы Jazz».

Елена Бедуш, пресс-атташе фестиваля «Усадьба Jazz»: «На теплоходе Мария встретила директора Нино Катамадзе — Наталью Ломоносову, с чего всё и началось. Нино была одной из первых, кто выступал на фестивале «Усадьба Jazz». Не случайно она была приглашена и в этом году, на юбилей».

Однако рождение фестиваля стало не столько запланированной закономерностью, сколько приятной случайностью. Позже, когда Мария занималась совсем другим проектом, у нее состоялся разговор со своим работодателем о джазе. Были предложены идеи, которые через неделю Мария воплотила в проект джазового фестиваля, о котором в виду занятости забыла. После раздался неожиданный звонок и ей сообщили, что проект одобрили.

Вопреки всем страхам и трудностям фестиваль «Усадьба Jazz» успешно дебютировал в 2004 году и собрал более 10 000 зрителей в усадьбе «Архангельское». На трех сценах выступали артисты из России, ближнего зарубежья и русские эмигранты. Уже тогда были поставлены главные задачи фестиваля — поддержка российской музыкальной культуры и повышение творческого самосознания России в целом.

Елена Бедуш: «Трудности были в том, что всё приходилось делать с нуля и заранее невозможно представить, что может понадобиться и в каких процессах могут возникнуть сбои. Одной из проблем в начале пути стала конкуренция. Например, люди, которые работали над фестивалем, захотели сделать подобный проект, и пришлось фактически конкурировать за формат мероприятия».

Из года в год Мария Сёмушкина и ее агентство «АртМания» следовали своим принципам и не останавливались на достигнутом, стараясь принести фестивалю не только масштабность, но и новые решения. К тому же «Усадьба Jazz» несет и социальную миссию, которая связана с поддержкой усадьбы «Архангельское»: занимается ее реставрацией и всячески заботится, тем самым напоминая о ценности культурного наследия.

Европейский стандарт

По прошествии некоторого времени и получении определенного опыта в организации стало ясно, что нужно двигаться вперед и брать пример с зарубежных джазовых фестивалей, которые для Европы были уже традицией. Так в 2008 году «Усадьбу Jazz» впервые посетили иностранные музыканты и мероприятию был присвоен международный статус. Поистине знаменательным событием стал приезд джазового музыканта, композитора и продюсера Маркуса Миллера. Также в рамках фестиваля организаторы провели конкурс молодых исполнителей. Появились различные рестораны, огромный маркет, детские ярмарки и другие развлечения.

Елена Бедуш: «Изначально на фестивале не было каких-либо развлечений и еды. Сейчас на «Усадьбе Jazz» есть и французская, и итальянская кухня самого разного уровня: начиная с бюджетных вариантов, заканчивая ресторанами в VIP-зоне, где подают устриц и дорогое вино. Также появились детские площадки с мастер-классами, спектаклями, спортивные развлечения. Организаторы стараются сделать так, чтобы всем без исключения было комфортно».

В Европе благотворительность считается хорошим тоном и необходимым атрибутом масштабных мероприятий. «Усадьба Jazz» не стала обходить стороной этот вопрос и организовала свой фонд, который собирает средства в поддержку одаренных детей из дальних уголков России и малоимущих семей. Каждый год организаторы предоставляют билеты на фестиваль детским домам, обществам, которые занимаются поддержкой детей c онкологическими заболеваниями, трудных подростков.

На годы вперед

За 10 лет на фестивале «Усадьба Jazz» выступило множество известных музыкантов из разных стран, а также из России: Charlie Hunter Trio (США), The Brand New Heavies (Великобритания), Zap Mama (Бельгия), Jimi Tenor (Финляндия), Tesla Boy, оркестр Олега Лундстрема, биг-бенд Игоря Бутмана. Организаторы открыли новые имена и познакомили жителей города с удивительной атмосферой джаза как особой формы восприятия жизни. Помимо классики жанра, на фестивале работают еще несколько сцен, на которых можно услышать рок-н-ролл, рокабилли и электронную музыку. Сейчас «Усадьба Jazz» проходит не только в Москве, но и набирает обороты в Санкт-Петербурге.

Елена Бедуш: «В этом году мы попросили известных артистов, таких как Борис Гребенщиков, Александр Ф. Скляр, Нино Катамадзе, подготовить специальную программу для «Усадьбы Jazz». Было очень необычно видеть музыкантов из других сфер в джазовом обличье».

По словам Марии Сёмушкиной, фестивалю еще есть куда стремиться, а главное — список артистов, которых хочется показать, настолько велик, что хватит на годы вперед. В будущем «Усадьба Jazz» может приобрести формат городского мероприятия. Неутомимое желание организаторов двигаться вперед помогает им в осуществлении поставленных целей и тем самым приносит незабываемые впечатления посетителям и участникам фестиваля.

Комментарии участников и посетителей

Софья Арасланова, журналист, посетила «Усадьбу Jazz» в 2010 году: «Честно говоря, в тот раз я решила пойти на фестиваль за компанию и даже не имела представления, что там будет. Однако нисколько не пожалела, потому что это было очень красивое и запоминающееся мероприятие, подобных я еще не видела. Больше всего меня впечатлило выступление Zap Mama!»

Антон Севидов, лидер группы Tesla Boy, принимал участие в 2011 году: «Меня всегда очень радовала идея того, как, например, джазовый фестиваль в Монтрё приглашал, помимо джазовых коллективов и исполнителей, группы в принципе интересные, которые в формат джазовой музыки ну никак не вписываются. Выступая на «Усадьбе Jazz», мы чувствовали себя органично, и люди восприняли нас на ура. Помню, что я удивил своих партнеров по группе, сыграв джазовое соло в песне Electric Lady, отдав дань годам, проведенным в изучениях длинных пассажей Кейта Джаррета».

Присоединяйтесь к Event.ru
Комментарии

Для того чтобы написать комментарий вы должны войти.

Open-air — место встречи изменить нельзя Дикий-дикий мир
Open-air — место встречи изменить нельзя Дикий-дикий мир