28 августа корпорация Microsoft представила новую бесплатную программу под названием Snip, позволяющую пользователям Windows создавать анимированные презентации на основе скриншотов. Релиз продукта пришёлся на юбилейный для компании год: 25 лет назад Microsoft показала первую версию PowerPoint — программы, во многом определившей то, как будут выглядеть доклады в эпоху компьютерных технологий.

О том, какими были презентации до того, как PowerPoint и его аналоги навсегда изменили процесс создания информационных слайдов, попытался вспомнить ЦП.

Слайды — это искусство

Компании начали делать презентации с помощью слайдов задолго до появления различных программных решений, позволявших автоматизировать процесс их создания.
В 1936 году появилась технология создания цветных фотографий. Делались они в формате слайдов под названием Kodachrome. В 1942 году стала продаваться и первая цветная плёнка Kodacolor, которая позволила получать цветные фото уже в современном понимании этого слова.

Но для презентаций все эти достижения были малопригодны. По-настоящему массовый всплеск интереса к презентациям и докладам в форме слайдов или карточек пришёлся уже на 1950-е годы. Тогда технику презентаций стали осваивать крупные американские корпорации.

У слайдов для докладов в то время было три отличительных черты — стоили они очень дорого, делались крайне долго и оказывались настолько сложными по исполнению, что над их созданием трудилось несколько сотрудников одновременно.

В 50-х каждый элемент слайда для корпоративного доклада создавался от руки. Чтобы как-то облегчить процесс, применяли бумажные трафареты и клейкую ленту. Если составитель делал ошибку на карточке, слайд пытались «спасти» при помощи замазки. Перерисовывать его целиком решались только в крайних случаях.

В условиях, когда подготовка к презентации была настолько сложной, каждое дополнительное слово и графический элемент на слайде в буквальном смысле стоили компании денег. Поэтому доклады того времени представляли собой образцы компромисса между необходимостью сообщить всё самое важное и сделать доклад максимально минималистичным и простым в исполнении.

Одним из классических образцов доклада того времени считается сохранившаяся до нашего времени и оцифрованная версия корпоративной презентации компании General Electric. В том, что слайды GE сохранились, нет ничего удивительного — качественные и «образцовые» карточки обычно сдавались на хранение в архив компании, а затем могли попасть в местные библиотеки в качестве образцов того, «как надо делать».

Операторы за машинами

К 1960-м ситуация стала несколько лучше, но не за счёт развития техники, а благодаря тому, что появился целый рынок компаний-посредников, которые делали презентации на заказ.

Противоположной тенденцией было появление в корпорациях отдельных должностей «изготовителей презентаций». Чтобы подготовить доклад, менеджер отправлялся в «отдел докладов» за несколько недель до даты презентации, где у соответствующего коллеги заказывал нужное ему количество слайдов на ту или иную тему.

На производство карточек уходило от нескольких дней до нескольких недель. Стоимость одного слайда колебалась от $10 до $15.

Революцию в процессе изготовления презентаций в 1970-х провела всё та же General Electric. На основе технологий NASA компания разработала автоматизированную систему для создания графики под названием Genigraphics. Первая модель Genigraphics появилась в офисе нефтяной корпорации Amoco Oil в 1973 году.

Одним из самых известных образцов презентации середины 70-х считается доклад IBM из 40 карточек. Предполагается, что слайды были изготовлены в IBM, однако прямых доказательств, что это именно так, до сих пор не существует.

Благодаря компьютерным системам, время изготовления докладов в конце 1970-х годов существенно сократилось. Теперь на создание презентации уходило максимум несколько дней. Исчезли и отдельные корпоративные должности для создателей слайдов.

Тем не менее, топ-менеджер компании Distinction Communications Джим Эндикотт (Jim Endicott) и сотрудница Cisco Пэтти Клерико-Парэм (Patty Clerico-Parham) в одном из интервью вспоминают: работникам, которые занимались слайдами и носили должности «операторов Genigraphics» приходилось нередко оставаться ночевать в офисе в спальных мешках, чтобы закончить доклад к утру. За один день доделать презентацию на 30 карточек было всё ещё невозможно.

Оператор ДэАнна Форан за машиной Genigraphics 100B Interactive Workstation в 1981 году

 

Чёрно-белый PowerPoint и распечатка

Ещё один «переворот» в области презентаций пришёлся на конец 80-х годов, когда стали появляться первые аналоги PowerPoint и других программ для создания слайдов. Сам PowerPoint компании в США стали активно внедрять только с начала 1990-х годов.

В то время программа требовала подключения к компьютеру специальных принтеров, использовавших отдельные картриджи для разных шрифтов. Сами презентации в основном всё ещё были чёрно-белыми. Объяснялось это простой экономией времени и денег — на распечатку одного цветного слайда уходило по 20-30 минут.

Окончательный переход на цифровой формат докладов корпорации в США закончили только к середине 90-х. Тогда в большинстве офисов уже появились так называемые мультимедийные комнаты с проекторами. Окончательно популярность PowerPoint и отказ от использования бумажных версий докладов закрепил выход Windows 95.

Присоединяйтесь к Event.ru
Sephora PopUp Pop-up-культура — новое слово в мире рекламы и event-бизнеса конфликт Основы event-конфликтологии: работа на опережение
Pop-up-культура — новое слово в мире рекламы и event-бизнеса Основы event-конфликтологии: работа на опережение