Клуб кретивных директоров при поддержке AdIndex.ru провел отраслевое исследование о влиянии практики постоплат на креативные и диджитал-агентства. Всего в опросе приняло участие 67 агентств, совокупный оборот которых за 2013 год составил 8,95 млрд рублей (треть от оборота рынка). Метод исследования — онлайн-анкетирование и экспертный опрос.

Главные вопросы исследования:

  1. Действительно ли задержку оплаты услуг можно считать массовым явлением?
  2. Как задержка отражается на бизнесе компаний?
  3. Какие шаги нужно предпринять для изменения сложившегося порядка?

Тезисы:

  • Иностранные компании придерживаются самых жестких регламентов при формировании договорной политики. Доля контрактов, по которым оплата производилась спустя три месяца после произведенных работ, у них в 4 раза выше, чем у российских коллег.
  • 45% проволочек происходит из-за потери документов, иначе говоря, из-за неорганизованности. 92% отметили задержки при согласовании документов.
  • Тренд: для заказчиков стоимость работ при условиях постоплаты автоматически повышается в среднем на 14%.
  • 91% руководителей не учитывают полученный негативный опыт с задержками выплат от клиента и при дальнейшем сотрудничестве не вносят % кредита или доп.часы сотрудников в сметы клиента.

  • 38% компаний задерживают зарплаты сотрудникам.
  • 80% задерживают выплаты подрядчикам.
  • 84% руководителей отметили, что из-за задержек с оплатой происходит потеря времени менеджеров. Тех, чью зарплату большинство компаний не задерживает ни при каких обстоятельствах. 
  • Четверти компаний приходится даже брать дополнительных людей на сервис, связанный с документооборотом.
  • 77% компаний сталкиваются с кассовыми разрывами в результате постоплат. При этом, в первую очередь, страдают подрядчики, во вторую – сотрудники, в последнюю – налоги.
  • 62% компаний снижают качество выполняемых работ для клиента из-за кассовых разрывов по причине постоплат.

Какие меры необходимо применить, чтобы оздоровить обстановку?

  • 51% считают, что должна быть 50% предоплата
  • 34%, что 30% предоплата

Необходимые шаги по мнению клуба креативных директоров:

  • Мы должны перестать работать по 100% постоплате.
  • В случае договоренности обеих сторон, постоплата не должна превышать 30 рабочих дней.
  • Обязательная оплата питчей.
  • Открытые тендеры должны быть. Закрытые тендеры приводят к манипуляции результатами тендеров.
  • Лоббист нужен: человек, который от лица рынка говорит с клиентом.
  • Черный список недобросовестных клиентов. Суды с неплательщиками.
  • Выработка стандартов клиентских фидбеков по тендерам.
  • Рекомендации, применимые к процедуре выбора победителя тендера.
  • Правила хорошего поведения брэнд-менеджеров. Рейтинг бренд-менеджеров.

Выводы:

  1. Сложившаяся ситуация достаточно серьезна — склонность оговаривать задержку оплаты за услуги в области креатива и digital стала массовой и наблюдается уже на стадии подписания договоров. В дополнение к этому зачастую отсрочка платежей превышает согласованные заранее сроки.
  2. Причинами постоплат являются: — желание клиентов выиграть дополнительные финансовые преимущества; — плохая организация работы, ведущая к проволочкам при документообороте; — высокая конкуренция на рынке, позволяющая заказчиками диктовать привлекательные для себя условия.
  3. Сложившаяся практика негативно влияет на рынок — мелкий и средний бизнес не может соперничать с крупными агентствами, что ведет к нездоровой конкуренции, что в конечном итоге плохо и для клиентов; — даже стабильно работающие компании не могут полноценно развивать бизнес, так как вынуждены решать финансовые вопросы.
  4. Мерами по изменению такого положения могут быть: — создание реестров недобросовестных плательщиков и ознакомление с ними участников отрасли; — закрепление недопустимости задержек с оплатой на законодательном уровне; — публичное обсуждение проблемы.
Присоединяйтесь к Event.ru
emmy Главные события в рамках премии «Эмми» 2014 капитаны бизнеса Большая регата «Капитанов Бизнеса»
Главные события в рамках премии «Эмми» 2014 Большая регата «Капитанов Бизнеса»