Сегодня многие из нас привыкли, что есть профессия event-менеджер. Как правило, она ограничивается достаточно узкими задачами по разработке и реализации праздников для компаний и частных лиц. Однако, проработав в event-индустрии более десяти лет, я пришла к выводу, что сама по себе профессия в России серьезно недооценена.

Недооценка связана с огромным клубком, который сформировался за время экстенсивных экономических изменений в стране. Этот клубок я попробую сейчас распутать, чтобы отразить потенциал event-отрасли и профессии.

Event-продюсер vs event-менеджер

Кому-то может показаться, что нет особенной разницы в названии профессии. Думаю, что многие бы сказали: «Как ни назови — суть все равно не поменяется». А я хочу обратить внимание, что название профессии — невероятно важная вещь. Во-первых, для самоопределения специалиста, во-вторых, для более четкого и полного понимания задач, которые данный специалист выполняет.

Поэтому предлагаю покопаться в сути слов «продюсер» и «менеджер» и выделить ключевые отличия. «Википедия» называет продюсером специалиста, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта. Тот же источник менеджером называет руководителя, управленца или специалиста в области управления. Он является должностным лицом предприятия и входит в его средний или высший руководящий состав. Определяющим признаком менеджера является наличие подчиненных.

То есть, по сути, понятие «продюсер» используется в более широких сферах деятельности (например, продюсер кино, музыкальный продюсер, продюсер мероприятия), нежели понятие «менеджер», которое указывает на процесс управления некой структурой, выстраивание и управление бизнес-процессами и операционной деятельностью компании. В итоге круг задач продюсера во многом отличается от круга задач менеджера, несмотря на то что каждый из них по умолчанию стремится к эффективному результату работы.

Практика мирового рынка четко показывает, что event-менеджер зачастую не входит в руководящий состав и не всегда обладает подчиненными. Даже несмотря на то, что, безусловно, в ходе подготовки проекта берет на себя функции лидера проекта, в котором он управляет процессами и людьми.

За долгие годы работы в агентском бизнесе я поняла, что занимаюсь не менеджментом, а продюсированием проектов. Моя задача — не просто создать и организовать проект, но прежде всего правильно преподнести его целевой аудитории, выстроить эффективную коммуникацию, предложить в маркетинговом проекте то, что будет интересно и актуально для конечного потребителя.

Виктория Шахова, ведущий event-продюсер Louder

Поэтому для нас в Louder понятнее и корректнее называть профессию «event-продюсер». Кстати, именно так она называется в Европе.

Где получить профессию event-продюсера?

Это самый насущный вопрос отрасли. Дело в том, что как такового образования в России нет. Есть смежные специальности, из серии «бренд-менеджмент», «менеджмент в шоу-бизнесе», «режиссура массовых мероприятий», «пиар», «маркетинг» и другие. Однако ни одна из этих специальностей не отражает полного смысла и возможностей развития event-рынка.

А ведь именно профильное образование оправдывает целесообразность существования индустрии. Кстати, из-за отсутствия подобного образования на российском рынке существует множество проблем с кадрами. Например, сравнивая с Европой, где средний возраст event-продюсера — 35 лет, в России средний возраст — 25. В России продюсер, по сути, самоучка: мы все учимся профессии в основном методом проб и ошибок, используя максимальное количество знаний, которые удалось собрать от проекта к проекту.

Еще одна проблема — недопонимание потенциала профессии. Многие не догадываются, что продюсер — это бесконечные возможности профессионального роста; множество смежных специализаций, которые требуют постоянного получения новых знаний; яркая жизнь, наполненная большим количеством связей и интересных знакомств, а также неограниченный потенциал финансовой реализации. Как правило, русские люди перегорают в этой сфере деятельности к 30 годам.

Мало кто понимает, что event-индустрия сегодня включает в себя не только общественные события (частные мероприятия, городские мероприятия, благотворительные проекты), но и событийный маркетинг (имеются в виду бренд-ориентированные мероприятия: HR-мероприятия, MICE, b2b-события, b2c-мероприятия). А ведь чтобы организовать одно из таких мероприятий, нужно обладать совершенно разными знаниями. Первая группа событий больше заточена под знания основных процессов организации торжеств, знание психологии людей, их вкусовых предпочтений, а вторая группа предполагает знание маркетинговых коммуникаций, бренд-менеджмента, пиара и других направлений маркетинга.

Было бы, конечно, здорово, если бы какой-то ведущий вуз запустил на базе образовательной программы обучение специальности «event-продюсер». Это помогло бы в формировании фундаментальных рыночных принципов, привело бы event-индустрию к цивилизованному развитию.

А пока овладеть основами профессии event-продюсера можно, устроившись на работу в крупное агентство. И самостоятельно пройти путь от ассистента до успешного продюсера, набравшись опыта у старших продюсеров, креативщиков и стратегов.

Event-продюсером никогда не поздно стать. На мой взгляд, профессия лучше всего дается девушкам с юридическим и экономическим образованием и молодым людям — с военным и инженерным. Эти образовательные программы объединяет умение системно мыслить, что очень важно в профессии продюсера.

Будущее event-продюсирования

Сегодня event-продюсер или event-менеджер — это, скорее, troubleshooter, такой человек на побегушках, который в интернете находит все, что нужно. То есть я говорю о поверхностном восприятии профессии в целом по рынку. Но на самом деле профессиональный event-продюсер делает намного больше, чем кажется. Он всегда способен ответить за конечный результат проекта перед Клиентом и самим собой. Он способен подобрать качественных подрядчиков, разработать стратегию, используя интегрированный подход, реализовать проект, вывести KPI и так далее.

Для event-продюсера событие является главным эффективным инструментом, с помощью которого он вдохновляет людей, вовлекает в процесс, дает возможность самореализации, обучает, развлекает, доносит ценности бренда, человека или даже города.

Вся история показывает нам, что мероприятия были и останутся главным средством коммуникации между людьми, объединяющими их во имя какой-то цели или идеи. Поэтому больше невозможно недооценивать потенциал event-индустрии.

И первое, с кого нужно начать, — это с себя. Я с себя начала. Я считаю свою профессию значимой и важной. Она не только приносит результаты для коммерческих задач бренда, но и помогает людям самореализовываться, открывает новые имена, дает дорогу талантам.

Растите, самоопределяйтесь, любите дело, которым вы занимаетесь. Event-продюсер — это отличная профессия, которая является состоянием души. Не останавливайтесь на достигнутом, и вместе мы обязательно изменим наш профессиональный мир!

Присоединяйтесь к Event.ru
мертвая петля Event-менеджер в мертвой петле обучения rockin_1000_cesena Массовый флешмоб Rockin’1000 или на что способна фанатская любовь
Event-менеджер в мертвой петле обучения Массовый флешмоб Rockin’1000 или на что способна фанатская любовь