-0-
Поделитесь первыми!
поделились

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Что это?

Патенты на идеи, приложения и изобретения

Для того чтобы заявить об авторских правах или осуществлять их, какая-либо регистрация прав не требуется, но при возникновении спора или претензий наличие регистрации прав дает преимущества в суде. Регистрация авторских прав, депонирование произведения, патентование изобретения и регистрация товарного знака необходимы для доказательства авторства, подтверждения авторских прав, а также для дальнейшего использования интеллектуальной собственности.

Event-индустрия насыщена креативными идеями, подходами и интерпретациями. Однако сразу стоит сказать: голую идею запатентовать невозможно. Запатентовать можно изобретение, полезную модель или промышленный образец. И прежде, чем мы начнем разбираться в тонкостях оформления патента на полезные гаджеты и интерактивные зоны для мероприятий, определимся с основными понятиями.

Изобретение — это «техническое решение в любой области, относящееся к продукту (устройству, веществу, штамму микроорганизма и так далее) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств)». Инновационный подход или ранее не применявшийся девайс могут считаться изобретением, только если они являются новыми, имеют изобретательский уровень и промышленно применимы. Только в этом случае они получают правовую охрану. Новым считается изобретение, если оно ранее не было известно из уровня техники, а изобретательский уровень — это качественная характеристика изобретения, критерием которой является выполнение хотя бы одного из трех условий. Условия следующие: а) решаемая задача впервые сформулирована автором; б) автор первым указал путь, при помощи которого поставленную задачу можно решить; в) автор впервые указал на технические средства, при помощи которых поставленная задача может быть решена.

На практике встречаются случаи, когда техническое решение задачи признается новым, промышленно применимым, но представляет собой решение известной задачи, осуществляемой известным путем с помощью известных средств. Такое решение не имеет исследовательского уровня, то есть данное изобретение запатентовано быть не может.

Под полезной моделью понимается техническое решение в любой области человеческой деятельности, относящееся к устройству. Также полезную модель называют малым изобретением, поскольку творческий уровень таких технических решений ниже, чем уровень изобретения. При этом требования промышленной применимости и новизны сохраняются.

С учетом разнообразия проводимых онлайн-мероприятий можно с уверенностью утверждать, что используемые в ходе проведения гаджеты и технологии могут являться как изобретениями, так и полезными моделями, в зависимости от уровня «наворотов».

И еще один важный момент: запатентовать услугу нельзя. Поэтому, даже если ваше event-агентство проявило изобретательность и предложило заказчикам то, что раньше не предлагалось, в том числе в режиме онлайн, патент на такую услугу получить будет невозможно.

Идея и ее описание

Итак, для проведения мероприятия в формате digital были изобретены новые технологии или старые технологии получили новое и более рациональное применение (старые задачи были решены новыми способами). Права на такие изобретения могут быть защищены, как уже говорилось выше, при помощи патента. Первым шагом к получению патента является описание идеи. Прежде чем подавать заявку на патент, надо перечислить все существенные признаки изобретения, достаточные для достижения заявленного результата.

Для характеристики устройств используются следующие признаки:

  1. наличие конструктивного (конструктивных) элемента (элементов);
  2. наличие связи между элементами;
  3. взаимное расположение элементов;
  4. форма выполнения элемента (элементов) или устройства в целом, в частности геометрическая форма;
  5. форма выполнения связи между элементами;
  6. параметры и другие характеристики элемента (элементов) и их взаимосвязь;
  7. материал, из которого выполнен элемент (элементы) или устройство в целом;
  8. среда, выполняющая функцию элемента.

Также приводится описание конструкции устройства (в статическом состоянии) и действие устройства (его работа) или способ использования со ссылками на фигуры чертежей. Цифровые обозначения конструктивных элементов в описании должны соответствовать цифровым обозначениям их на фигуре чертежа. А при необходимости должны быть ссылки на иные поясняющие материалы (эпюры, временные диаграммы и т.д.).

Для характеристики способов используются следующие признаки:

  1. наличие действия или совокупности действий;
  2. порядок выполнения действий во времени (последовательно, одновременно, в различных сочетаниях и т.п.);
  3. условия осуществления действий или режим;
  4. описание устройств (приспособлений, инструментов, оборудования и т.д.).

Получение патента

Процесс патентования интеллектуальной собственности во всех странах выглядит одинаково и включает в себя:

  1. подготовку заявки на получение патента в соответствии с требованиями национального патентного законодательства или международных договоров (соглашений) в области охраны промышленной собственности;
  2. подачу заявки в ведомство по охране промышленной собственности;
  3. экспертизу заявки;
  4. получение патента;
  5. оплату патентных пошлин.

Самое главное в этом процессе — грамотно составить заявку на патент и вовремя оплатить пошлину.

В состав заявки на выдачу патента должны входить:

  1. заявление о выдаче патента на изобретение с указанием автора изобретения или лица, на имя которого испрашивается патент. Также указывается их местожительство или местонахождение;
  2. описание изобретения (подробное описание применения или функционирования, целей применения);
  3. формула изобретения (сама суть изобретения, основанная на описании);
  4. чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;
  5. реферат.

Поскольку процедура оформления документов для получения патента трудоемка и сложна, более того, зачастую она требует специальной правовой подготовки, многие прибегают к помощи патентных поверенных.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности может осуществляться заявителем, правообладателем и иным заинтересованным лицом самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в указанном федеральном органе, или через иного представителя. Полномочия патентного поверенного или иного представителя удостоверяются доверенностью, выданной заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом, и определяются рамками федерального закона «О патентных поверенных».

Таким образом, стоимость получения патента может складываться из официальных пошлин (которые стандартны и фиксированы) и оплаты услуг патентных поверенных (плата за услуги может значительно варьироваться). После получения патента вы должны ежегодно (начиная с третьего года) уплачивать годовые пошлины за поддержание в силе патента на изобретение или патента на промышленный образец.


Срок действия патента со дня подачи первоначальной заявки:

  • для изобретений — 20 лет;
  • для полезных моделей — 10 лет;
  • для промышленных образцов — 15 лет.

Проверка новизны по базе

Прежде чем начинать процедуру получения патента и обращаться к патентным поверенным, следует самостоятельно выяснить, насколько ново то или иное изобретение.

В частности, на сайте ФГУ ФИПС существует несколько бесплатных источников поиска информации:

  1. Вы можете обратиться к открытым реестрам, то есть искать аналогичные изобретения по номеру регистрации или заявки по определенному объекту в структурированном списке.
  2. Вы можете обратиться к электронным бюллетеням, где в каждом разделе дан возрастающий список номеров патентных документов, относящихся к данному разделу.
  3. И наконец, можно поискать в поисково-справочной службе, где приводится полная информация по изобретениям, рефератам патентных документов на русском и английском языках, перспективным изобретениям, полезным моделям, товарным знакам, общеизвестным товарным знакам, наименованиям мест происхождения товаров, международным товарным знакам с указанием России, промышленным образцам, классификаторам и документам из последних бюллетеней.

В поисково-справочной системе можно пользоваться как платным, так и бесплатным поиском. Однако, как показывает практика, бесплатная поисковая система особых результатов не приносит.

В платной системе оплата производится за каждый поисковый запрос, то есть за некую формулировку или предписание, отправленные в поиск. Стоимость услуги для пользователей за 100 запросов составляет 1180 рублей (в т.ч. НДС 18% — 180 руб.). Для иностранных пользователей возможна оплата в валюте (доллары, евро) суммы, эквивалентной 1180 руб.


Справки об аналогичных запатентованных изобретениях нужны не только для того, чтобы не изобретать велосипед, но и для того, чтобы обезопасить себя от так называемых патентных троллей.

Патентными троллями прозвали мелкие компании и частных лиц, которые тем или иным способом получают в собственность (обычно скупают по дешевке) множество патентов, но вместо разработки товаров и услуг стараются продать их заинтересованным корпорациям по баснословной цене, то есть, попросту говоря, занимаются вымогательством, не выходя за рамки закона.

Так, «тролли» ждут, пока потенциальная жертва не приступит к разработке и выпуску на рынок продукции, содержащей запатентованные элементы, а потом, угрожая иском или сразу обращаясь в суд, требуют возмещения убытков за несанкционированное использование своей технологии и выплаты отступных. Такие теневые патенты называют подводными лодками (submarinepatents). «Лодки» наносят удар в тот момент, когда сворачивание проекта уже чревато колоссальными убытками и проще выплатить «троллю» требуемую сумму.

Вместе с тем известны случаи, когда руководство той или иной компании запрещало сотрудникам провести проверку на патентную чистоту, дабы убедиться в том, что ничьи права в ходе разработок не нарушаются. Парадокс заключается в том, что если экспертиза ничего не обнаружит, а претензии все же появятся и суд сочтет претензии истцов справедливыми, то сумма штрафа с компании увеличится в несколько раз.


Однако event-индустрия, даже в соцсетях и на интернет-ресурсах, — это прежде всего идеи и креатив, а потому приводим совет, который дает желающим обезопасить себя управляющий партнер юридической компании «Воркуева и партнеры» Ольга Воркуева:

«Так называемая голая идея без какого-либо намека на реализацию не защищается российским правом. Какой бы ни была гениальной задумка, до тех пор пока вы не начали воплощать ее в жизнь, защищать попросту нечего. Начинайте осуществлять идею, создавая совокупность объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно должным образом оформить. Например:

  1. разработанная технология может быть зафиксирована через получение патента на полезную модель или изобретение;
  2. уникальный дизайн — путем регистрации промышленного образца;
  3. созданная компьютерная программа — через регистрацию в Роспатенте или подписание соответствующих договоров с автором и т.д.

Если вы считаете свою идею уникальной и перспективной, то подписывайте соглашение о конфиденциальности (NDA) при ее обсуждении с третьими лицами (потенциальные инвесторы, сотрудники, сторонние исполнители). Здесь главное — четко конкретизировать предмет.

Еще один вариант защиты — ноу-хау, однако он доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Здесь есть ряд обязательных требований: действительная или потенциальная коммерческая ценность информации, неизвестность ее третьим лицам и введение режима коммерческой тайны. Данный способ доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям».

Присоединяйтесь к Event.ru
Комментарии

Для того чтобы написать комментарий вы должны войти.

SMM на службе event. Интервью с Ильей Балахниным Digital & eventful
SMM на службе event. Интервью с Ильей Балахниным Digital & eventful