Гигантские подвижные платформы весом в десятки тонн, фонтаны высотой восемь метров, тканевые полотна, вылетающие на двадцатиметровой высоте, и тысячи участников на площади Альметьевска — все это объединилось в грандиозное уличное шоу ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности.

За продакшн проекта отвечала команда творческой лаборатории LYM. Они подробно рассказали о деталях реализации масштабного уличного мероприятия — от инженерии и логистики до художественного замысла.

Команда проекта и сроки реализации

Художественную часть обеспечила режиссерская группа Андрея Елсакова, отвечавшая за постановку, костюмы, музыку и хореографию. Декорационную концепцию и сценические эффекты разработала художник-постановщик Анастасия Тимчук.

Компания LYM, известные соединением в своих проектах науки, искусства и технологий, здесь выступили как продакшн полного цикла, взяв на себя весь спектр задач от разработки и координации до технической реализации шоу. В зоне ответственности компании были подрядчики, бюджет, вся логистика, административный блок, и, конечно же, сфера экспертизы LYM — креативные технические решения. Отдельно мы работали над визуализациями и световым решением, обеспечив выразительность даже в дневное время, когда сценический свет обычно теряет силу.

Подготовка к празднику началась еще весной: в апреле–мае проходил тендер, в рамках которого прорабатывались концепция, режиссура и сценография. К активной фазе проект перешел в июне, а уже в июле был подписан контракт. Сам праздник состоялся 6 сентября, поэтому продакшн проекта занял около трех месяцев.

Ключевая технология: 15 автономных платформ

Главным технологическим решением проекта стали автономные платформы для передвижения декораций и сценических модулей. Выбор платформ вместо традиционных тралов был продиктован задачей показать «шествие» разных бизнес-секторов без визуального «парада грузовиков», как было в прошлые годы. Решение с автономными тележками дали РПГ больше свободы, позволяя сделать выходы из сцены, с бортов, развороты и трансформации в кадре.

В проекте использовались десять автономных беспроводных тележек грузоподъемностью до 2 тонн. Также были три тяжелых платформы массой 10–20 тонн, которые фактически работали как полноформатные сценические комплексы с автоматическим перемещением.

На одной из таких платформ-сцен было генераторное питание для трехфазных моторов цирковых компьютеризированных лебедок, которые были специально закуплены под проект. Такая точность и предсказуемость дала больше возможностей для хореографии в воздухе: артиста можно было зафиксировать, поднять строго в нужной точке или исключить нежелательное вращение.

На другой мобильной сцене располагался бассейн и аккумуляторные системы для работы фонтанов, которые давали струи до 8 метров высотой. На третьей — сценический блок с пятью плунжерами: центральный подъемно-поворотный и периферийные подъемные. Эта платформа-сцена питалась по проводной схеме из-за минимального количества выездов и поворотов.

Все мобильные единицы управлялись по радио, с возможностью оперативного перехода на проводные пульты в случае ограничений радиочастот (режимы РЭБ).

Дополнительно были задействованы две малые телеги собственной разработки (в частности — для лодок) и дооснащен 38-метровый «поезд» из пяти вагонов с приводными колесами для безопасного движения по площади, на борту которого размещалось около 20 артистов.

Роботы в будущем

В эпизоде про будущее участвовали два робота-гуманоида и одна робособака, которые вышли на площадь как самостоятельные персонажи шоу.

В номере также присутствовал робот-манипулятор, который в режиме реального времени «заправлял» мотоцикл на импровизированной заправке. Программирование и настройка для всех производились силами инженеров и программистов LYM, у которых в этом уже большой опыт. Появление роботов вызвало у зрителей восторг и подчеркнуло идею шоу — связь настоящего и будущего, промышленности и технологий.

Впервые в России: система вылета тканевых полотен

Еще одним красивым решением для праздника стала новая для индустрии система массового синхронного выстрела тканевых полотен: более 40 полотен были установлены на высоте около 20 метров и запускались одновременно, формируя сильный визуальный акцент.

Конструктив требовал отдельной инженерии: из-за троллейбусных проводов монтаж был возможен только на финальном этапе, а запуск проходил при шквальном ветре и в сжатые сроки, что повысило требования к надежности. Для достижения эффекта были использованы специальные катушки, «выматывающие» полотно наружу — конкретно под эту задачу закупалось оборудование. По совокупности условий — масштаба, высоты, синхронности и ветровых нагрузок — подобный эффект ранее в стране не применялся.

Цветной салют: есть, куда расти

Одним из самых ярких впечатлений мероприятия должен был стать цветной салют — более 900 зарядов, выстроенных по всей протяженности площадки. Задумка была эффектная: планировалось, чтобы вся батарея была выпущена одновременно — тогда в первые две секунды небо должно было вспыхнуть зелено-красным светом, а затем цвета бы смешались и растворились в воздухе — в этом особенность цветных салютов.

Но на практике было решено изменить сценарий: вместо одного мощного залпа было произведено десять последовательных — в результате цвета смешались уже после первого выстрела и дальнейший эффект потерял зрелищность. Это был тот самый случай, когда масштабная идея в реальности сработала не так, как это представлялось в голове. Цветные салюты — относительно новая технология для индустрии, ее еще нужно научиться использовать.

Уникальные вызовы и решения

Локация — городская улица

Основные конструкции возводились прямо посреди оживленной улицы, которую желательно было не перекрывать до начала шоу. Дополнительную сложность создавали троллейбусные провода: демонтировать их было невозможно, а по высоте они располагались ниже, чем задуманная декорация. Это потребовало от нас нестандартных инженерных решений и ювелирной точности в монтаже, чтобы совместить масштабные конструкции с городскими ограничениями.

Масштабная сцена

Следующим вызовом стала сама сцена. С протяженностью около 130 метров и высотой от 16 до 20 метров она превратилась в полноценный архитектурный объект. Для ее монтажа потребовалось перевезти более 300 тонн конструкций — огромный объем, который был отдельной логистической задачей. Дополнительным элементом сценографии стали бассейны, встроенные в декорацию. Чтобы наполнить их водой, пришлось подключаться напрямую к пожарным гидрантам и создавать собственную систему подачи.

Промышленная безопасность

Праздник проходил в статусе «особо опасной зоны», что автоматически накладывало жесткие требования на все этапы работ. Каждый сотрудник должен был пройти медосмотр, использовать спецобувь, каски, жилеты и работать строго по регламенту.

Для контроля техники безопасности на площадке действовали сразу две службы — со стороны продакшна и со стороны заказчика. Это замедляло процесс, но гарантировало соответствие самым строгим стандартам. По итогам команда задействовала более 150 пар защитной обуви, десятки касок, жилетов и комплектов противопожарного оборудования. Такой масштаб регламентов редко встречается в ивент-индустрии и больше напоминает условия промышленного строительства, чем шоу-продакшн.

Парад из тысячи участников

Частью шоу был парад, в котором участвовало более тысячи человек и свыше сорока единиц техники. Это потребовало колоссальной координации — в отличие от профессиональных артистов или спортсменов в нем участвовали работники предприятий, многие из которых изначально не собирались выходить на площадь.

Тем не менее режиссерской команде удалось превратить потенциально хаотичное шествие в цельный номер. Хореограф поставила для колонн простые, но выразительные движения, которые участники с повторяли под музыку.

Этот элемент стал важной частью сценария и символом вовлеченности: индустриальный парад обрел художественную форму, а праздник — масштаб, сопоставимый с церемониями международных спортивных игр.

Погода как фактор

По прогнозу на дни монтажа выпадало три дождливых дня, что могло поставить проект под угрозу. В итоге дождь действительно шел два дня, и это стало серьезным испытанием: часть оборудования не выдержала потока воды, включая элементы с гидроизоляцией, оказавшиеся фактически погруженными в воду. На следующий день команде пришлось в срочном режиме восстанавливать технику и корректировать работу. А также непогода полностью сорвала день сводных репетиций балета и парада, из-за чего был потерян целый репетиционный цикл.

Этот эпизод наглядно показал: даже при максимальной подготовке крупный уличный проект всегда остается зависимым от стихии, а успех определяется не только технологиями, но и способностью команды справляться с форс-мажорами.

Свет в дневное время

Обычно сценический свет раскрывается в сумерках или ночью, но в Альметьевске парад проходил утром. Поэтому была выстроена особая система: использовались самые яркие и простые приборы, стробоскопы и вспышки, которые синхронизировались с музыкальными акцентами. Такой подход позволил подчеркнуть ритм и драматургию даже при ярком солнечном свете. Вечером тот же сетап прекрасно показал себя во время десятичасового концерта татарской музыки.

Итоги проекта

День нефтяника в Альметьевске стал для команды продакшна испытанием и одновременно площадкой для обкатки новых решений. Здесь впервые была собрана система новых колес для автономных платформ, протестированы новые цирковые лебедки, выстроена работа света в дневное время, проведен парад из тысячи человек и десятков машин. Проект дал нам опыт, который едва ли возможен в привычных условиях концертных арен: строительство в центре города, работа в статусе «зоны повышенной опасности» и даже закупка 150 пар защитной обуви для команды. В итоге мы получили солидный багаж технологий и практик, которые теперь можем применить в следующих проектах.

Для зрителей это событие стало историей, в том числе благодаря телевизионной съемке, которая в этом году позволила увидеть шоу на новом уровне качества. Кто не успел понаблюдать за происходившим вживую, может посмотреть трансляцию и оценить, как режиссура и инженерия совместно создавали праздничное зрелище.

Полная трансляция мероприятия

Присоединяйтесь к Event.ru
K43A5145 НейроЁлка — новый формат новогодних корпоративов с ИИ Игорь Демидов 23 Игорь Демидов, N:OW: 3 шага по раскрытию «суперсилы» вашей компании
НейроЁлка — новый формат новогодних корпоративов с ИИ Игорь Демидов, N:OW: 3 шага по раскрытию «суперсилы» вашей компании