Самым масштабным и ярким событием этого года, а может, и последующего десятилетия уже стала зимняя Олимпиада в Сочи. Олимпиада, на которой многое было впервые. Олимпиада, которая стала лучшей. Олимпиада, сравниться с которой по рекордам и масштабам может только неразрывно связанный с ней event — эстафета олимпийского огня. Эстафета, ставшая самой продолжительной и масштабной за всю историю Олимпийских игр. За четыре месяца путешествия по стране олимпийский огонь не только объединил всю страну и заразил духом предстоящего праздника, но и открыл Россию миру. Безусловно, мы не могли оставить без внимания этот не просто яркий, но сложнейший с точки зрения организации проект и постарались узнать как можно больше деталей у организаторов, участников и очевидцев.

  • Протяженность эстафеты олимпийского огня — более 65 000 км, что в полтора раза больше экватора Земли
  • Продолжительность эстафеты — 123 дня — на 20 дней дольше, чем у Ванкувера-2010, и в 3 раза дольше, чем у Турина-2006

Работа в городах присутствия олимпийского огня началась за два с половиной года до старта. Составлялись маршруты, обсуждались контрольные точки передачи факела и места празднования. «Всего в нашей команде было 150 человек. Это представители различных служб: логисты, менеджеры по работе с факелоносцами, региональные менеджеры, «роны» (RON — Rest Over Night: коллеги, отвечающие за размещение и питание команды), видео- и фотопродакшен, внешние коммуникации. Также в состав входили хранители огня, водители, технические специалисты, администраторы. Плюс к этому было почти столько же ребят от наших представляющих партнеров (компании Coca-Cola, ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «РЖД»), а также поддерживающего партнера «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус». В пилотной части кортежа они, как правило, раздавали свою промопродукцию и создавали праздничное настроение со специальных корпоративных траков», — делится Роман Осин, руководитель службы коммуникаций эстафеты олимпийского огня Сочи-2014. Безусловно, одним из ключевых этапов стало составление маршрутов, которые разрабатывались с учетом пожеланий представителей регионов. Организаторы старались показать огню и всему миру все значимые здания, памятники, видовые и исторические места нашей страны. Весь алгоритм согласований и перемещений был тщательно прописан и утвержден. Встреча поезда эстафеты, допуск прессы, факелоносцев и ВИПов на маршрут, логистика, перекрытия улиц, подготовка финального празднования и еще ряд составляющих — каждая представляла огромный вызов для региона. К счастью, благодаря моральной и организационной подготовке, все 83 субъекта присутствия олимпийского огня справились со своими задачами. «Для многих регионов это был первый кейс столь масштабного взаимодействия между различными муниципальными и федеральными службами в рамках одного проекта. Это был колоссальный опыт, — подчеркивает Роман Осин. — Каждый день в новом регионе мы решали одни и те же вопросы и гасили одни и те же тревоги и непонимания. Фактически каждый город буквально за один день невероятно вырастал организационно: еще с утра некоторые проблемы были нерешаемы и катастрофичны, а уже вечером все они решались самим регионом, даже без нашего участия. За несколько минут!»

Про «дейбук»

Реализация проекта такого масштаба возможна только при наличии строгих инструкций и четкого их соблюдения. Выполнить это удавалось при помощи «дейбука». По каждому дню были составлены специальные дневники эстафеты. В них был указан подробный маршрут, количество слотов, а также точное время и место начала и окончания каждого слота факелоносца. Фактически это было как железнодорожное расписание — со временем и местом каждой «остановки». Таким образом, штаб (в специальной машине, следующей за факелоносцем) всегда следил за временем опережения или опоздания на несколько минут. Тут же принималось оперативное решение и давалась команда руководителю службы хранителей увеличить темп бега факелоносцев или, наоборот, продлить время на фотосессию передачи огня.

При такой сконцентрированной многочасовой работе единственное, чего не хватало организаторам во время эстафеты, — это здорового сна. Спали они примерно по 5 часов в сутки. И то во время многочисленных переездов. «За все 123 дня у нас было только три полноценных выходных», — вспоминают организаторы, сопровождавшие огонь.

За перемещением факела пристально следил не только оргкомитет Сочи-2014, но и журналисты со всего мира. В результате миллионы людей на планете смогли наблюдать за ходом эстафеты. ТВ-трансляция была организована практически в каждом городе. В некоторых городах за нее отвечали федеральные каналы, но в основном прямые трансляции вели местные крупнейшие телеканалы. Акцент был сделан на видеохайлайты — лучшие и важнейшие моменты дня эстафеты, которые как горячие пирожки ежедневно разлетались по федеральным, региональным и крупнейшим международным каналам и фотоагентствам.

Стоит отметить, что все трансляции велись в режиме «хоккей» — с 40-секундной задержкой.

14 000 героев со всей страны

  • В среднем в день эстафета преодолевала 535 км пути
  • Средняя скорость эстафеты в день — 6 км/ч
  • Средняя длина этапа — 200 м
  • Число факелоносцев — 14 000
  • Вес факела — 1,8 кг

Помимо организаторов, огромная ответственность лежала на плечах главных героев эстафеты — факелоносцев. Первым из них стал знаменитый хоккеист, двукратный чемпион мира Александр Овечкин, а самым уважаемым — Александр Александрович Каптаренко, факелоносец в городе Новосибирске, на момент эстафеты ему исполнился 101 год. Всего огонь передавали 14 000 человек. Для их удобства были разработаны специальные факелы весом 1,8 кг. Центр тяжести и масса были рассчитаны и подобраны для максимального удобства использования при беге.

Вопреки предубеждениям, героем эстафеты Сочи-2014 мог стать любой гражданин России. Представляющий партнер эстафеты Coca-Сola подарила каждому жителю страны такую возможность. Одним из главных вопросов при подаче заявки был «Почему именно ты достоин нести олимпийский факел?». Отвечая на него и заполняя анкету, многие не верили в успех. Такой была и учительница начальных классов Валентина Григорьевна Кузовкова, за которую анкету заполняла дочь, так как Валентина совсем не верила в успех этой авантюры. Но спустя всего несколько месяцев именно она пробежала с олимпийским огнем этап в 203 метра в городе Туле. «Все было продумано до мелочей. Утренний инструктаж, раздача формы, факелов и атрибутики. Далее перемещение всех вместе в отдельном автобусе, расстановка по контрольным точкам. К каждому факелоносцу был приставлен волонтер для поддержки и хранитель, — рассказывает Валентина Григорьевна. — Внезапно приехала машина Coca-Cola — они, видимо, знали своих — остановились рядом со мной, спели песню и сказали много ободряющих слов. Я чувствовала себя звездой на красной дорожке».

Героями себя чувствовали не только обычные жители, но и спортсмены, давно заслужившие это звание. «Несмотря на то что Екатеринбург был 83-м городом по счету, где побывал огонь сочинских Игр, и до меня он неоднократно гас, я все равно переживал только за это, — с волнением вспоминает олимпийский чемпион игр в Сараево 1984 года, биатлонист Юрий Федорович Кашкаров, — потому что я не мог принести своей 10-летней дочери факел, который погас. Я еще до эстафеты знал, что куплю себе его, так как это не просто память, это история нашей страны. Я принимал и передавал олимпийский огонь таким же, как я, заслуженным олимпийцам. Утром мы прослушали инструктаж и получили атрибутику, ошибиться в чем-то было невозможно. Организация была простой, но в то же время четкой и грамотной. В каждой детали чувствовалась рука профессионалов и забота об участниках и тех, кто наблюдает за процессом».

По завершении эстафеты в каждом городе факелоносцев собирали вместе, поили чаем, делали общее фото и выдавали сертификат участника эстафеты.

Самолетом. Поездом. Машиной

  • Всего в составе кортежа эстафеты был 31 автомобиль
  • Во время движения кортеж растягивался на 700 м в длину
  • Расстояние между автомобилями во время движения — 4 м
  • Самый длинный безостановочный этап эстафеты — 2055 км (расстояние от Норильска до Якутска)

Одним из сложнейших этапов реализации проекта стала логистика. Транспортировка огня между субъектами эстафеты осложнялась не всегда хорошей дорожной ситуацией, а порой и вообще транспортной недоступностью. Приходилось проявлять недюжинную изобретательность и использовать все существующие виды транспорта.

«Очень часто в нужное для нас место не проезжал даже автомобильный кортеж, и поэтому приходилось организовывать так называемый сплит (от англ. «разделение»). Это значило, что факелоносцы в окружении «конверта» службы хранителей огня выбегали из кортежа и несколько слотов бежали «в одиночестве». Это было очень сложно организовать по многим причинам. Сложность логистики — кортеж должен был объезжать точку другим маршрутом и в нужном составе дожидаться факелоносца в месте возвращения со сплита. Дополнительные меры безопасности — на сплитах обычно больше зрителей, которых не сдерживает ничего, кроме нашего «конверта» хранителей. Трудности с точки зрения логистики факелоносцев — на сплиты же надо факелоносцев как-то до этого расставить, а потом — оперативно собрать, чтобы они не разбежались. И с точки зрения съемок, ведь медиатрака на сплите нет — он остался в кортеже», — сокрушается Роман Осин. Но организаторам удалось преодолеть все трудности и обеспечить непрерывность и разнообразие эстафеты.

В эстафете олимпийского огня наравне с традиционными видами транспортных средств использовались и альтернативные. Самыми необычными из них стали подземный трамвай, русская тройка и зерноуборочный комбайн.

Особого внимания заслуживает специальный поезд представляющего партнера ОАО «РЖД». «Длина железнодорожного маршрута эстафеты, от Владивостока до столицы XXII зимних Олимпийских игр — города Сочи, превысила 17 тысяч километров, а продолжительность пути составила 83 дня, — рассказала Елена Пилипенко, заместитель начальника департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД», руководитель Олимпийского проекта ОАО «РЖД». — Поддержка «Российских железных дорог» позволила привезти олимпийский огонь в самые отдаленные уголки России. В состав поезда вошли 11 вагонов с индивидуальным дизайном, разработанным специально для этого проекта». В поезде огонь горел постоянно в двух специальных лампадах, которые располагались в обычном купе под круглосуточным наблюдением хранителей огня. За время движения поезд делал остановки как в городах-миллионниках, так и в небольших населенных пунктах, объединяя нашу страну в одно целое. Финалом железнодорожного этапа эстафеты стал город Сочи, куда поезд торжественно прибыл 6 февраля 2014 года.

Из Байкальской бездны в открытый космос

  • Впервые в истории Игр факелоносцем стал атомный ледокол
  • Чаша олимпийского огня была зажжена на вершине самой высокой горы Европы — Эльбруса
  • Впервые олимпийский огонь был доставлен на Северный полюс
  • Факел Сочи-2014 провел 4 часа в открытом космосе

Если бы не Олимпиада в России, то греческий олимпийский огонь никогда бы не побывал в таких уникальных местах, как, например, дно озера Байкал. Это был отдельный специальный проект, к которому готовились по-особенному: долго разрабатывали систему, чтобы огонь не гас под водой, плавали в бассейнах, репетируя перемещения под водой, проверяли, как поведет себя давление на такой глубине. 23 ноября 2013 года в акватории Байкала прошел этап эстафеты, во время которого олимпийский огонь пронесли по дну озера. Непрерывное горение огня во время погружения обеспечила специальная горелка, конструкция которой разработана по аналогии с фальшфейером — специальным сигнальным устройством, используемым при подаче сигналов на море. На место погружения эстафета добралась на катере «Мангуст», зайдя в Байкал из Ангары. Спасатель Байкальского поисково-спасательного отряда Николай Рыбаченко, опустившись на 20 м, доставил огонь зимних Олимпийских игр на дно озера Байкал. Оставаясь на глубине, он передал факел телеведущей Екатерине Андреевой. Она передала огонь старшему вице-президенту оргкомитета Сочи-2014 Александру Вронскому. Затем Михаил Чуев на летательном рюкзаке доставил факел к берегу, где восторженные зрители ждали олимпийский огонь, побывавший на дне самого глубокого на планете озера.

Но самым невероятным стало появление олимпийского огня на Международной космической станции на расстоянии 400 км от Земли — событие, придавшее Олимпиаде в Сочи поистине космические масштабы. Разумеется, все время пребывания на корабле огонь не зажигался согласно всем международным нормам и правилам безопасности. Но и без этого у астронавтов задач хватало. Как держать символ Олимпийских игр и случайно не потерять его в открытом космосе, астронавты репетировали в специальной гидролаборатории. Новые костюмы примерили не только участники экспедиции, но и сам корабль. Он украшен символикой сочинских Игр.

Гордость нации

  • Самым масштабным стал московский этап — огонь провел в столице целых 3 дня, и его передавали из рук в руки 593 факелоносца
  • Московский этап эстафеты освещали более 1800 журналистов

На протяжении эстафеты случались ситуации, когда ни ветер, ни космические условия не мешали горению огня, но факел все-таки гас. Конечно, это было не так часто, как на Олимпийских играх в Китае, где огонь гас более 30 раз, но все же. Команда организаторов, сопровождающая олимпийский огонь на всех этапах эстафеты, была готова к подобным форс-мажорам. «По сути, огонь у нас не гас никогда. Все факелы поджигались от лампады, в которой олимпийский символ горел всегда. Лампада во время, когда эстафета не проводилась, всегда была под охраной МВД и хранителей в специальном штабе», — уточняет Роман Осин. По установленным норма Международного олимпийского комитета, количество случаев погашения огня не должно превышать 5% от общего числа зажженных факелов. Так что наши максимум 3% попадают под «амнистию».

Все эти нюансы и репетиции, форс-мажоры и непредвиденные ситуации пришлись на долю организаторов и партнеров Игр. Зрители же окунулись в атмосферу гордости за свою страну. Люди, забывая о делах, выходили на улицу с российскими флагами и встречали огонь Олимпиады, принесший им праздник. Кульминацией эстафеты в каждом городе было шоу на главной площади. По личным отзывам организаторов, одно из самых масштабных представлений ожидало жителей города-героя Тулы. «Программа, раскрывающая историю и традиции региона, показывающая многообразие и красоту России, пробирала людей до дрожи и не оставляла равнодушных к своей стране. Люди восторженно встречали факелоносцев, приветствуя огонь на их родине, — делится впечатлениями один из организаторов эстафеты в Туле Стас Даньшин. — Туле и России есть чем гордиться. Мы старались удивить, совмещая новые технологии и традиции региона: ведущий вылезал из шестиметрового самовара, на тульский Кремль велась проекция 3D-видеомэппинга. Это было грандиозно».

Зимние. Жаркие. Твои

Каждый зритель финального этапа эстафеты олимпийского огня на стадионе «Фишт» чувствовал, что в его жизни прямо сейчас происходит нечто необыкновенное. По плану организаторов легендарная трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина и президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк должны были завершить путешествие огня из Олимпии по российским городам. Но это стало не завершением эстафеты, а началом великой победы России на Олимпийских играх в Сочи. Во многих семьях первое поколение несло факел Олимпиады-80, второе поколение — Олимпиады-2014. Эта эстафета показала, что и последующим поколениям наша страна предоставит возможность стать частью истории Олимпийских игр. Но, помимо этого, проект стал наглядной демонстрацией того, что в России есть профессиональная команда, умеющая и готовая делать мероприятия мирового масштаба, которые войдут в историю.

Присоединяйтесь к Event.ru
Олимпийский регламент Праздник с четким регламентом церемония закрытия И жизнь, и слезы, и Любовь
Праздник с четким регламентом И жизнь, и слезы, и Любовь