Понравилась статья?! Расскажи друзьям — им полезно, нам приятно :)
Поделиться
Небольшая заметка Игоря М. Намаконова (основателя MOST Creative Club) о том, к чему приводят постоплаты на digital-рынке, очень хорошо коррелирует с такой же проблемой на event-рынке, почитайте — интересно.
4 месяца назад я выступил с репликой на конференции «РИФ+КИБ», в которой представил ключевые причины, тормозящие развитие предпринимательства в креативно-рекламной сфере.
Сегодня инициативной группой Клуба креативных директоров вместе с Adindex мы доводили до ума исследование рынка на тему Постоплат и их влияния на рынок.
MOST Creative Club — креативное digital-агентство. Мы открылись в 2008 году в разгар мирового кризиса. Это было сложно, но увлекательно. В 2014 мы получили вызов помощнее и совсем не увлекательный: соглашайся на постоплаты или заканчивай рост.
Проблема роста малого бизнеса крайне усугубилась финансовой политикой многих клиентов, желающих работать на максимальной постоплате с максимальным сроком выплат. 120 дней постоплаты — такой наш рекорд! Какие последствия этого? Вымывание оборотных средств + непрогнозируемые колебания курса рубля, которые влияют на итоговый бюджет проекта.
Мы представители малого бизнеса. И активно стремимся перейти в разряд среднего. Но это не просто на рынке креативных услуг: есть потолок, после которого начинается минное поле. Формально малым бизнес считается, если его оборот не превышает 400 млн. рублей в год. В креативном бизнесе рост возможен при увеличении масштабов и стоимостей проектов. Если оставлять ситуацию с постоплатами так, как есть, агентству необходимо привлекать деньги со стороны или вся прибыль автоматически уйдет в кредитование новых проектов. Казалось бы, чего в этой ситуации расстраиваться: проекты идут, деньги тоже. А вот чего! Агентству нужно провести через себя гораздо большие суммы и, по сути, стать банком.
Целесообразнее оставаться креативным бутиком или, выражаясь языком юридическим, микропредприятием, искусственно влияя на снижение спроса, и, ставя, таким образом, под удар рост бизнеса. Какому руководителю это понравится? Никакому! Значит надо любым способом генерить взрывной финансовый оборот.
А где же брать деньги извне для поддержания оборотов. Есть варианты: закладывать квартиры, брать кредиты, искать инвесторов — вариантов не так много. Да и те напоминают сюжет фильма «В поисках капитана Гранта» — поиски известно чего, но неизвестно где. Банки и инвесторы считают креативную отрасль рискованной, а креативные агентства опасным активом. Характерно, что даже подписанные договора с крупнейшими международными компаниями считаются ненадежными, ничего не гарантирующими. Якобы, любой договор можно расторгнуть. И, в общем, действительно клиенты могут это сделать.
В ресурсной стране по всем фронтам идеи — самый ценный и самый недооценный продукт.
Круг возможностей сильно ограничен: ненадежностью сферы деятельности, осторожностью банковской отрасли из-за экономической нестабильности в стране, непрозрачностью отношений в отрасли.
Я знаю 2 истории в тему. Первая: компания PARK Production из-за тотальной постоплаты была вынуждена брать кредит в банке для того, чтобы снять очередной ролик. Заказчиком ролика был Сбербанк, кредит давал он же! Вторая: видеопродакшены на Украине объединились и выступили единым фронтом, отказавшись работать по постоплате. Клиенты пошли на смягчение условий — adindex.ru/news.
Рынок регулируется его игроками. Пока все сами по себе, условия будет диктовать тот, в чьих руках деньги, то есть клиенты. Что характерно, клиентам даже не нужно собираться, о чем-то договариваться. Они просто делают так, как им удобно. А мы собираемся на конференциях, в ассоциациях, но продолжаем жить сами по себе.
Понравилась статья?! Расскажи друзьям — им полезно, нам приятно :)
Поделиться