В сфере XR-технологий невозможно не заметить сильно возросший спрос на платформы с расширенной реальностью – как следствие, за последние 1,5 года рынок решений для виртуальных коммуникаций с использованием phygital-технологий вырос в несколько раз.
И если в начале пандемии организаторы встреч и конференций использовали, в основном, самые простые функции Zoom, то сейчас возможности metaverse-платформ настолько широки, что могут по-настоящему впечатлить воображение участников, а опыт такой коммуникации не уступает, а возможно даже в чем-то превосходит живое взаимодействие.
Команда Phygitalism подготовила обзор новых решений и главных обновлений metaverse-платформ и поделилась собственным опытом использования каждого из них.
NVIDIA Omniverse
Платформа Omniverse от NVIDIA предназначена для коллаборативной работы над сложными 3D-сценами и объектами. Сейчас она уже стала доступной для скачивания на Windows и Linux, а также в ней появилось несколько демонстраций: в этом видео показано преимущество платформы – интеграция сразу нескольких приложений для креативной работы в одной сцене.
Такое бесшовное переключение значительно упрощает воркфлоу, поэтому за Omniverse мы видим большое будущее. Более того в приложении Omniverse доступно 13 собственных приложений. Среди них, например, есть Audio2Face для создания анимации лица и синхронизации движения губ по аудио (что лишний раз говорит о важности машинного обучения для работы креаторов).
Omniverse поддерживает real-time интеграцию с Unreal Engine, Maya, 3DS Max, Archicad, Paraview, Revit, Rhinoceros и Sketchup, и работу с Substance Designer, Photoshop, Blender, CityEngine и ZBrush (и этот список далеко не конечный). Тем не менее, такие функции требуют мощностей, и в данном случае для работы в Omniverse нужна карта с RTX (а сейчас с видеокартами и ценами на них, как вы знаете, сейчас нелегкое время). Сами решения NVIDIA предлагает двух видов: для индивидуального пользования (которую как раз уже можно скачать) и для бизнеса (решение еще недоступно, но будет включать те же интеграции и приложения).
Резюмируя, можно выделить особенности этой платформы:
- ориентированность на 3D-креаторов;
- интеграция с популярными инструментами;
- нацеленность на повышение эффективности работы креаторов и дизайнеров в 3D.
Microsoft Mesh for Teams
На конференции Ignite 2021 Microsoft объявили о запуске Mesh for Teams – инструмента смешанной реальности. Компания обещает следующее:
- возможность интегрировать чат и любые документы в одно виртуальное пространство;
- полная интеграция инструментов Teams;
- создание аватара;
- создание собственных сцен и виртуальных пространств;
- поддержка всех устройств от смартфонов и ПК до шлемов смешанной реальности;
- доступность двух режимов: совместной работы в одном виртуальном в режиме Together Mode и презентации материала одним спикером в Presentation View;
- сделать инструмент доступным в первой половине 2022 года.
Мы очень ждали обновление Mesh, и приятно, что компания серьезно занялась вопросом интеграции metaverse-инструмента в phygital мир.
Facebook Horizon Workrooms
Наконец-то вышла в доступную бета-версию платформа Facebook Horizon. Пока что они представили приложение для удаленных встреч Workrooms.
Мы, как и многие другие, вдохновились таким красочным роликом и решили протестировать платформу у себя в команде. Каждые две недели мы собираемся командой и обсуждаем итоги двухнедельного спринта. Сначала мы делали это только оффлайн, с пандемией перешли в онлайн, а теперь начинаем переходить все больше в метаверс. Прежде чем организовывать такое на всю команду с 20+ человек, мы протестили ее небольшим составом, и наше первое впечатление – это вау.
Начнем с аватара: здесь очень широкие возможности кастомизации, напоминает немного создание персонажей в играх.
Создав аватара, ты попадаешь в стилизованную комнату, которая немного напоминает переговорную – тут есть и доска, и круглый стол (по возможностям кастомизации вариантов здесь не так много – только три способа «рассадки» VR-аватаров). Нас завлек такой шарм Workrooms – красочная, немного мультяшная лоу-поли графика, которая приятна глазу.
Мы попробовали продемонстрировать экран, все работало отлично, а когда стоишь в VR рядом с виртуальной доской, то и впрямь создается эффект присутствия и полное погружение.
Тут еще, кстати, можно рисовать на этой доске как мелками, поэтому внутренний ребенок во всех нас может найти, чем заняться в Workrooms.
Вдохновленные таким тестом, через пару дней мы подключились на ресерч в Workrooms, и поняли все его минусы практически сразу:
- подключаться в VR могут только с Oculus Quest 2;
- не самый понятный процесс регистрации – чтобы подключиться к определенной комнате в VR, нужно потратить немало времени;
- для тех, кто подключается через браузер, такой формат намного хуже Zoom – даже не видно людей и коллег с камерами, они все в одной стороне;
- слишком мало интерактива;
- периодически качество изображения очень сильно падает, хотя Интернет соединение стабильное.
В Workrooms всячески продвигают идею удобной работы в виртуальной реальности – через Remote Desktop можно подключить свой компьютер или ноутбук и работать в VR прямо на ПК, так как есть трекинг клавиатуры. На деле выглядит все немного плачевнее. Да, это удобно, если все работает. Но у нас получилось так, что мы пытались настроить трекинг раз 10, а он все не включался, и в итоге мы оставили эту затею. И прямо в середине ресерча по середине экрана (откуда ни возьмись) внезапно появилась клавиатура. В общем, много есть чего доработать, но задумка очень классная.
Обновление платформ и новые тесты
Spatial
Платформа Spatial изначально привлекла нас своей нативностью и возможностью повзаимодействовать контентом.
Spatial выделяется среди своих конкурентов не только кроссплатформенностью и порогом входа (в частности доступностью на телефоне и в вебе), но и функционалом от транслирования экрана и добавления картинок в сцену до голосового поиска и рисования в виртуальной реальности.
Стоит отметить, что это также одна из самых быстро развивающихся платформ. За последние месяцы были добавлены:
- анимирование добавленных 3D объектов (а на многих платформах нельзя загрузить даже простую 3D модель),
- создание порталов для быстрого перемещения между сценами
- поддержка всех SteamVR гарнитур.
В сентябре мы провели образовательную вечеринку о метаверс в Spatial, где рассказали об этом новом феномене, демонстрируя возможности платформы и прогнозируя, что похожий функционал будет обычной вещью в фиджитал-мире будущего.
Естественно, после такого вовлекающего мероприятия мы не могли не попробовать Spatial во внутренних процессах – на нашем ресерче присутствует вся команда, и было приятно видеть всех в виде цифровых аватаров с веб-камерами, а не только видео в Zoom.
Добавилось большее ощущение присутствия, как будто мы все находимся в одной комнате, что помогло нам почувствовать себя еще большей частью команды. Многие из нас принялись рисовать и загружать свои 3D-объекты, параллельно слушая апдейты по проектам.
В новостях Spatial они также упоминают, что улучшили аватары: теперь они должны быть более реалистичные, их мимика должна отражать, когда человек говорит и нет.
Тем не менее, по-прежнему чтобы создать хороший цифровой аватар может понадобиться немало времени (такие уж издержки метаверс). Поэтому во время ресерча мы не только продуктивно обсудили все рабочие процессы, но даже сделали пару мемов по поводу аватаров:
Из дополнительных плюсов, которые стали еще более явными после последних тестов мы хотим выделить:
- голосовой поиск 2D и 3D-контента;
- возможность одновременно видеть цифровой аватар и веб-камеру;
- больше кастомизации контента в сценах – можно менять их размеры, расставлять как нужно;
- расширение списка поддерживаемых устройств.
EngageVR
На платформе Engage, которая заточена на образование и работу, мы проводили PHYGITAL NIGHTS еще в начале пандемии.
онлайн-события
«под ключ» Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Всё для онлайн/гибридных мероприятий Event.ru рекомендует - лучшие площадки! ПОДПИШИСЬ НА ТГ! NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Event.ru рекомендует - топовые артисты! Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль
Мы решили протестировать и посмотреть, как изменилась платформа с того времени. Скачав Engage в VR, мы попадаем в приятную комнату ожидания с космосом, а потом можем залогиниться в аккаунт и кастомизировать аватара. Сделать цифровую копию себя можно и в приложении на ПК, и на смартфоне.
К сожалению, возможности бесплатной версии Engage ограничены, и на встрече может присутствовать до 3 человек.
С точки зрения экспириенса, по нашему мнению, Engage не дотягивает до Spatial:
- нельзя демонстрировать экран в бесплатной версии;
- не нативный интерфейс;
- ограничение по количеству человек, и размер комнат часто слишком большой для маленькой команды.
Среди определенных плюсов можем заметить кроссплатформенность, а также кастомизацию аватаров. В отличие от Facebook Horizon, регистрация быстрая и понятная. Так что платформу Engage мы не можем посоветовать для регулярных планерок и встреч внутри команды, но если нужно обсудить определенное видео или сайт в интерактивном формате, то Engage прекрасно подойдет для этого.
Mozilla Hubs
Платформа Mozilla Hubs тоже значительно развилась – появились новые программы для создания аватаров, которые помогают создать более реалистичные цифровые копии.
Более того, сам опыт стал более нативным и в чем-то схож со Spatial:
- здесь также есть мультиплатформенность,
- можно легко зайти с любого браузера без регистрации,
- можно добавлять объекты и видео,
- можно транслировать экран,
- все могут ставить реакции (их даже больше, чем в Spatial).
Единственная проблема – чтобы зайти со второго Oculus, нужно заходить через браузер и предварительно зарегистрироваться с компьютера или другого устройства. В VR-шлеме также несколько ограничены настройки сцены, но это все решаемо предварительной настройкой комнаты с компьютера.
На этой платформе также организовывают мероприятия – недавно проходила целая серия круглых столов с обсуждением применения новых технологий в сфере образования, которую провел Колледж Лондона (UCL). Мы отправились на виртуальную Камчатку – так называется наша переговорная в штабе, и показали преимущества новых технологий в образовании и бизнеса. Вот такой разговор о phygital в phygital!
В целом, наше впечатление от Mozilla Hubs в этот раз намного лучше – видно, что платформа развивается и стремится к нативности. Также возможность кастомизировать собственные сцены очень привлекательна для проведения конференций или интерактивных обсуждений.
Поскольку главной трудностью на многих платформах является невозможность параллельной работы с компьютера и нахождения в VR, мы протестировали две платформы, заточенные как раз под эту цель: VSpatial и Immersed.
VSpatial
Эта платформа доступна на VR-гарнитурах и на PC, она бесплатная и ее легко скачать. Тем не менее, наши впечатления о первом опыте работы с ней не были самыми лучшими. UI не очень нативный, платформа периодически подлагивает, как в VR, так и на ПК. Работу пытались организовать удобно, но с мы попытались организовать демонстрацию экрана одного из мониторов при наличии двух. Результаты оказались не очень – невозможно было даже переключаться нормально между экранами.
Для удаленной работы может пригодиться, но удобство оставляет желать лучшего. Также для заметок и обсуждения удобнее всего использовать маркер или кисть в таких случаях, тут цвет маркера слишком бледный по умолчанию, поэтому не можем назвать платформу user-friendly.
Кроме того, как и многие другие приложения для удаленной совместной работы, VSpatial ломает рабочий стол и иконки на нем.
Immersed
Immersed, тем не менее, показали себя с лучшей стороны. Это приложение также направлено на удобную работу в VR и с компьютером, в нем есть возможность подключить до 5 своих коллег и вместе обсудить определенную тему.
Наши впечатления от работы в Immersed оказались лучше, чем от Spatial – можно настроить до 5 виртуальных мониторов, и при этом отдельные вкладки можно располагать как отдельный монитор. Это очень удобно, если вам нужно работать сразу с несколькими вкладками параллельно. Как таковой трекинг клавиатуры здесь не нужен, так как вы подключаетесь к собственному компьютеру, но можно добавить виртуальную копию вашей клавиатуры, которая отражает все, что вы печатаете.
Интересно, что еще год назад Ozziegooen регулярно работал только в Immersed до 5-6 часов в день, и его впечатления были весьма положительными. Однако, и он отметил пару минусов – трудно находиться в VR так долго и необходимая интеграция с Facebook (уже Meta) для Oculus Quest 2.
В целом, если вы привыкли работать в VR, то советуем вам попробовать это приложение, хоть оно также немного поломало экраны и рабочий стол (часто мы работаем с двумя мониторами, и после работы в приложении второй монитор работал и показывал контент, но на него нельзя было переключиться – эту проблему легко устранить с помощью панели управления Windows, но сам факт того, что такая трудность есть, немного удручает).
Новости обновления других платформ
А теперь к обновлениям других платформ.
Обновления hardware поддержки
- Платформа Glue теперь доступна на VIVE Focus 3
- Платформа VSpatial также теперь доступна на VIVE Focus 3
- На платформу Cavrnus добавили поддержку HP Reverb G2, HTC VIVE Cosmos и Tilt Five
- AltSpaceVR пилотирует поддержку своей платформы на Mac
- The Wild теперь поддерживает Pico Neo 2
- Eyeora доступна теперь на мобильных устройствах
Расширение функционала платформы
- FRAME улучшают работу с 3D моделями: теперь можно загружать более объемные модели, а также вскоре добавили возможность загружать собственные сцены в формате .glb весом до 15 Мб.
- Microsoft Mesh добавляет экспериментальную функцию eye tracking, возможность создавать заметки. На платформе значительно улучшился UI, так что добавлять 2D и 3D контент стало лучше, а также появилось более 40+ видов кистей для рисования.
- MeetinVR добавили систему объемного звука и создание изолированных «звуковых зон», возможность рисовать на доске и улучшенное добавление и манипуляцию с 2D и 3D-контентом.
- На сайте MootUp появился калькулятор для стоимости виртуального мероприятия – удобная вещь для примерного расчета цены, если вы проводите крупный ивент для большого количества человек.
- На платформу Glue добавили улучшенную кастомизацию аватаров и жесты.
- Платформа Cavrnus все активнее работает над своим side-product Cavrnus RT, который выпущен в бету и нацелен на продуктивное взаимодействие в XR с использованием мощностей Unreal Engine. Он позволяет коллаборативно работать над сложными объектами в высоком качестве. Также интересно, что Cavrnus также рассматривает NFT рынок и нацеливается на реализацию инструмента для создания цифровых ассетов и метавселенной.
- SpatialChat, довольно простая по дизайну платформа для взаимодействия, добавила возможность записывать действия внутри сцен, создавать блоки с текстом, дублировать комнаты, создавать группы с комнатами. Также обновились цены на планы, и появилась возможность включить Live Caption в Google Chrome – некая альтернатива speech-to-text.
- В VRChat добавили уже относительно давно подписку VRChat Plus, которая поможет дальнейшему развитию платформы, а пользователям дает специальный статус Supporter, 100 слотов для аватаров и кастомизированные инвайты. Для $9,99/месяц этого, возможно, кому-то достаточно, но посмотрим, что дальше сделают разработчики одной из первых метавселенных.
- AltSpaceVR добавляет улучшения создания сцен и миров на платформе.
Интеграции с другими платформами
- Платформа Glue теперь полностью поддерживает: Gmail, Google Sheets, Google Docs, Google Drive, Google Slides, Google Calendar, Jira, Miro, MURAL, Microsoft 365 (Word, Excel, Powerpoint, OneDrive, OneNote, Sharepoint and Teams), Salesforce, Slack, Trello.
- Cavrnus в последних обновлениях улучшили интеграцию с Unity.
- AltSpaceVR регулярно выпускает обновления с интеграцией Unity.
Полное погружение в Metaverse: какие платформы
Мы хотели бы отдельно выделить три платформы, которые изучили за последние несколько месяцев. Тренд metaverse определенно сместил наш фокус на такие платформы, как VRChat и Roblox, которые являются передовыми по созданию 3D опытов (сюда, как бы не удивительно это было, можно причислить и Minecraft – когда в руках игроков оказываются простые инструменты для создания миров. Да и многие игры-песочницы можно причислить к метавселенным).
Такие платформы как RecRoom, Roblox или VRChat, естественно, нацелены на развлечение и досуг. Они вряд ли подойдут для бизнес-встреч, но в них вы можете провести время со своими знакомыми и близкими. В RecRoom есть также кастомизация аватаров, приятная лоуполи графика.
Эти платформы уже сейчас предлагают такие функции, как кастомизация своего пространства (для VRChat это, к сожалению, пока что только через Unity, но в Roblox и RecRoom это все делается через интерфейс самого приложения), рисование и создание контента в 3D, собственные аватары.
То есть уже сейчас в них можно создавать свои миры, но нативности и user-friendly доступности этим платформам не достает, по нашему мнению. Например, в RecRoom можно создавать 3D контент с помощью контроллеров и мышки, им можно управлять. Также можно рисовать и получить 3D рисунок (некий TiltBrush на минималках).
Надеемся, что в будущем такие платформы будут более доступными и удобными, а в это время мы работаем над созданием удобного инструмента Phygital.Plus для создания контента как и для метавселенной, так и для обычных задач креаторов и художников.
В будущем мы будем более подробно рассматривать платформы не только для бизнес-целей, но и для арт и развлечений.
Наши выводы
Коллаборативные XR-платформы – это необходимый инструмент для удаленной работы, который помогает преодолеть так называемую Zoom fatigue (усталость от Zoom’a). Отсутствие интерактивности и чувства контакта преодолеваются с помощью иммерсивных технологий, которые помимо всего прочего могут повысить продуктивность и вовлечь коллег в работу.
Более того, они являются неотъемлемой частью метавселенной. Это не новая реальность, а эволюция симбиоза физического и цифрового миров – phygital-мира. Приятно наблюдать, как эволюционируют аватары и 3D и цифровое выходит за рамки привычного и становится реальным.
Подводя краткий итог, можем сказать, что у многих платформ есть ряд проблем:
- нативность и понятность консервативному пользователю – тем, кто не знаком с иммерсивными технологиями;
- доступность на всех возможных устройствах;
- совместимость с компьютером и параллельная трансляция и работа с презентациями, чтобы человек мог одновременно быть в VR и за компьютером (эту проблему частично решает Immersed и VSpatial);
- растет необходимость интеграции инструментов (согласно исследованию Okta, бизнес в среднем использует до 88 приложений, а, значит, используемая виртуальная платформа должна быть удобной в работе с ними).
В целом, за более чем полтора года мы заметили огромный рост таких инструментов и их развитие, в наших планах еще больше тестировать решения и делиться ими с вами.
Поделиться