XR (Extended Reality) – это технология расширенной реальности, которая объединила в себе виртуальную (VR) и дополненную (AR), сделав стрим онлайн-мероприятий более «живым».
XR-студия состоит из экранов, камер с трекингом и прорисованной графикой в кадре (виртуальной студией + 3D декорации) в режиме прямого эфира. Экраны помогают артисту или спикеру понимать, где контрольные точки. Локация в кадре может моментально меняться, создавая ощущение, что находящийся в студии человек перемещается в пространстве, оказываясь в разных уголках мира.
Также XR позволяет дополнять реальность объемными графическими объектами, с которыми человек может взаимодействовать. Это может быть объемный график, разбор сотового телефона на детали прямо перед спикером для презентации нового продукта, да, что угодно.
Знаменитый онлайн-концерт Билли Айлиш, где вокруг нее плавали акулы, дрифтовал Porsche и разгуливал гигантский паук был реализован именно благодаря XR-технологии.
Чтобы сделать такого паука в реальной жизни, пришлось бы найти студию с потолком в 60 метров, собрать массивную конструкцию (что, кстати, не экологично), организовать подсветку, и нанять людей, которые будут его двигать.
Именно под такие задачи подходит XR, с легкостью решая их полностью. Съемочная площадка может быть любого размера, кадрирование происходит в моменте стрима, а точки съемки не ограничены размером помещения, что позволяет снимать со всех сторон.
Создав одну модель паука, ее можно использовать как хочешь: масштабировать и изменять цвет. В отличие от плоской графики на «зеленке» в XR это будет 3D-модель, которую мы можем «ощутить» и передать эти ощущения зрителям.
Плюсы XR
Универсальность
Одна XR-студия заменяет любое количество локаций. В зависимости от задач можно значительно сэкономить на логистике. Люди могут находиться в разных точках, но их можно совместить, поставить рядом друг с другом. Это же можно сделать и на «зеленке», но люди будут плоскими, не получится сменить угол обзора, рефлекс на лице и одежде спикера достаточно сложно убирать во время прямого эфира.
Качество
XR лучше «зеленки», потому что вокруг человека, которого снимают, нет контура. Героя не надо «вырезать» и обрабатывать изображение. Если спикер в кадре кудрявый, между его волосами не будет проглядываться зеленый фон. На «зеленке» при съемке кадра с другого ракурса может случиться рассинхронизация, и сразу станет понятно, что картинка нарисована в фотошопе. Это не исправить даже в постпродакшене.
Простота работы с декорациями
Мы можем нарисовать любые декорации, которые можно перемещать в пространстве, взаимодействовать с ними. И все это в прямом эфире. Единственное требование – потолок в помещении, где устанавливается XR-студия, не должен быть ниже 5 метров. Но картинка, которую видит зритель, может быть любой – небоскреб, пустыня, длинная улица.
Вариации материалов и форм
В XR можно использовать даже те, которых нет в природе. Можно сделать студию под водой или комнату из золота. Реализация такого проекта в жизни стоила бы миллионы.
Реалистичность
Если съемки ведутся в солнечной «локации», на человека в кадре будут попадать солнечные лучи. Это усилит эффект присутствия, которого не добиться в обычных студиях.
Смены ракурса
В XR оператор и камера стоят на одном месте, но мы можем «крутить» студию в реальном времени, как угодно. Сделать это с физической студией невозможно.
Скорость
Изготовление контента для XR-студии происходит значительно быстрее, чем для реальной. Если стоит задача снять ведущего в космолете, то тратится целый месяц, чтобы спроектировать его, согласовать, построить из пенопласта. В случае с XR мы можем сделать что угодно, сидя у компьютера. И процессы согласования и правки здесь проще, чем при работе с физическими объектами.
Одна камера
Камера для XR «живая»: фон с помощью трекинга подстраивается под нее. Можно зумировать картинку, не меняя угол обзора, находясь в одной точке. В реальной студии динамика достигается только с помощью нескольких камер и возможности быстро их передвигать.
более 1500 проектов
по всей России Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Эффективные
онлайн-события
«под ключ» NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Всё для онлайн/гибридных мероприятий Event.ru рекомендует - топовые артисты! Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Event.ru рекомендует - креативные event-агентства ПОДПИШИСЬ НА ТГ!
Интеграция AR
В отличие от обычных студий XR позволяет использовать любые декорации и менять их в моменте. С ними становится проще взаимодействовать, вы на них не «наступите» и чтобы их передвинуть не нужен дополнительный человек.
Многократное использование
Если кому-то понравились уже существующие декорации, мы можем немного переделать их, сменить логотипы, цвета и использовать еще раз. XR позволяет создать огромную базу, из которой заказчик сможет выбрать интересующий его фон. Что значительно экономит время и деньги.
Минусы XR
Оборудование
Для XR нужен сервер, который просчитывает в реальном времени положение камеры и подстраивает под него фон. Технология новая и конечных решений нет, поэтому мы совершенствовали систему сервера вместе с его разработчиками, подгоняли под наши задачи.
Плюс не все камеры подходят для работы с XR: у них должны быть специальные объективы, фильтры. Классические телевизионные камеры здесь не годятся.
Экранные модули нужны с очень хорошим разрешением. Их размер зависит от количества людей в кадре и решаемых задач. Но главное – правильный монтаж по диодам, чтобы картинка не косила. Также нужно избегать бликов на экране, поэтому стоит использовать телевизионные световые приборы с мягким свечением.
Бюджет
Стоимость оборудования и специалистов, умеющих с ним работать. На площадке кроме оператора и режиссера эфира должны быть еще 7-10 сотрудников, отвечающих за сценарий, смену фонов, 3D-графику, появление объектов на экране. Чем реалистичнее картинка и уникальность локации, тем больше денег уходит на ее создание. Поэтому мы набрали свою команду необходимых специалистов и перепрофилировали художников в штате, что снижает затраты наших клиентов.
Согласование
Заказчики привыкли к «плоскому» дизайну и без проблем его согласовывают. Но когда дело доходит до 3D и виртуальных сцен, некоторые начинают тушеваться. Клиенты пока не видели ничего подобного и не знают, как это будет выглядеть в итоге. Референсов мало, они не могут прийти и сказать «хочу, как было у них». Поэтому если раньше мы делали презентации проектов в PDF, то сейчас создаем видео.
Нехватка художников
Тех, кто способен с первого раза нарисовать виртуальную сцену. Работ в этой сфере мало, поэтому нет примеров, на которые можно опираться новичку. Но у нас есть команда, которая работает сообща: супервайзер, художники и технический директор, который предупреждает о технических особенностях.
Обязательная репетиция
В XR нужно помнить, куда вставать, как проходить, чтобы не попасть в слепую зону камеры. Нужно избегать положений, где графические объекты закрывают спикера.
Поломки
Если в реальной студии отвалится кусок стены, мы можем работать на двух других. Если в XR-студии сгорит сервер, ведущему придется стоять на фоне пустых экранов до конца мероприятия. Хотя подобные ситуации из области фантастики и случаются крайне редко. А у нас такого произойти не может благодаря сильному, стабильному серверу Disguise. Таких всего 7 в мире. Однако если что-то пойдет не так, на перезагрузку сцены понадобится около 3 минут. На это время можно включить интро, но все же выкрутиться из проблемы в реальной студии пока проще, чем в XR.
Зачем нужен XR
XR помогает отходить от избитых вещей. Старые механики вовлечения зрителей уже работают плохо. Например, на музыкальных шоу: два ведущих, один из которых «хороший полицейский», а другой – «плохой». И весь сюжет строится на их споре. Сейчас акцент можно делать на другом: ведущий щелкает пальцами и оказывается в новой локации. Или поздравляет публику, в виртуальной студии, запускается салют. В реальности это не сделать хотя бы из-за техники безопасности.
Стало проще представлять новые продукты. Возьмем тот же смартфон. В офлайн-студии ведущий обычно держит модель в руках. В XR-студии он может говорить на фоне телефона, а потом тот «разлетится» на составные части, и ведущий расскажет о конкретной детали, которая «висит» перед ним. XR позволяет крутить изображение, уменьшать, увеличивать. Это наглядно. Плюс здесь нет четкого тайминга, и ведущий может в любой момент сценария взаимодействовать с объектом.
Так можно представить и новое здание: ведущий стоит возле модели жилого комплекса, хлопает в ладоши и перемещается на первый этаж дома. Хлопнув второй раз, он оказывается в апартаментах. Или можно создать эффект, что человек ходит по локации.
XR удивляет. Если в жизни артист выступает с подтанцовкой, то в XR она может размножиться или исчезнуть. Можно использовать любые фишки и эффекты. В реальном мире придумать новое становится сложнее, а в XR все ограничивается лишь фантазией.
Поделиться