Как попасть на экраны Times Square, что делать с копированием идей в креативных индустриях и почему иногда важно идти наперекор развитию технологий — Ксюша Чеховская, продюсер и куратор, автор Telegram-канала «Мотылёк», пообщалась с ребятами из команды media.tribe — молодого, но перспективного коллектива, который уже стал постоянным участником российских и зарубежных фестивалей и выставок, посвященных медиаискусству.
Расскажите о себе, какие у кого роли?
Алиса Давыдова: У нас получается идеальное распределение зон. Саша Коджо придумывает концепты и делает креативное программирование. Я занимаюсь всем продакшеном. И Саша Медведев делает саунд-дизайн и visuals.
Саша Коджо: Когда два человека занимаются аудио-визиональной инсталляцией — это очень эзотерический коннекшн. У вас должен быть свой язык, когда вы понимаете прекрасно, что нужно в этот момент делать. Я программирую свет и придумываю композиции, Саша Медведев делает звук, и также отвечает за динамику, потому что мне кажется, что media.tribe — это blend жесткого саунда, мощной динамики и минималистичных световых композиций.
Саша Медведев: Основной мой hard skill — это звук. Им я занимаюсь уже давно, но также участвую и в производстве контента. Иногда то, что мы создаем, можно сделать и без звука, потому что я понимаю, как это будет в будущем — мы накидываем какие-то идеи, я вижу, как они работают, и далее могу представить, как это можно развивать с точки зрения режиссуры и звука.
Бывают ли у вас конфликты в команде, связанные с тем, что кто-то заходит на чужую территорию? Например, начинает комментировать работу другого или считать, что он один все делает, а остальные — отдыхают?
Алиса Давыдова: Бывают. Это тоже почва для роста в команде, и обычно они происходят на пересечении интересов. Например, у нас были серьезные конфликты с выкладыванием reels, потому что есть мое видение, есть видение Саши, есть видение другого Саши. И нам нужно все замиксовать. В итоге было много итераций на одно простое действие, потому что важно для репутации — как это увидят все. Хотелось, чтобы все были довольны. Поэтому конфликты бывают, но они решаются.
Саша Медведев: Я очень часто упираюсь в то, что не могу объяснить, почему надо так сделать. Я так чувствую и все. Это такие околометафизические категории, и понятно, что человеку на другой стороне это может быть трудно принять.
А как у вас сейчас происходит взаимодействие, учитывая, что вы живете в разных странах и очень редко встречаетесь. Есть ли проблемы, связанные с этим?
Саша Медведев: Основная проблема, что очень сильно замедляется процесс производства. Он у нас налаженный, и мы, в принципе, можем многое сделать даже удаленно — это не такая большая проблема. Но когда мы работаем вместе, мы, конечно, в разы быстрее — например, когда ставим два компа рядом и начинаем накидывать идеи. И еще наш пайплайн немного отличается от других художников — у нас собственные плагины, которые помогают работать быстрее именно в нашем формате. Поэтому нам полегче, наверное, чем некоторым.
Еще морально есть ощущение удаленности, потому что ты не можешь сразу получить фидбэк. Когда мы работаем вместе, мы сразу можем сказать «стоп, это не то, это не круто» или наоборот. А удаленно ты можешь что-то скинуть и уже потом самостоятельно, понять что это было не очень, или получить фидбэк, что это нужно было делать по-другому. Процесс усложняется, замедляется, и ты устаешь сильнее, потому что тебе нужно постоянно все контролировать.
Вот, например, MIMIC, который мы делали для Нижнего Новгорода, для TSEH *, мы сделали полностью удаленно. Я не помню, чтобы у нас были другие такие проекты, которые мы бы сделали вообще без офлайн-общения. Какой-то минимальный офлайн у нас обычно был.
Что по поводу насмотренности — насколько это важно для художников? Или, может, иногда мешает?
Алиса Давыдова: Мне кажется, очень важно смотреть как можно больше качественного искусства, причем в разных сферах. Мы любим как архитектуру, так и световое искусство. Например, очень сильное впечатление произвел музей SAN, там есть работы J. Turrell, и сам музей спроектирован Tadao Ando — это японский архитектор, очень минималистичный. Turrell работает со светом, но в каком-то своем, сумасшедшем понимании, и сейчас он строит музей в вулкане. Как это вообще можно придумать?! И вот такие жемчужины, которые мы находим из совершенно разных источников, оставляют отпечаток и позволяют в будущем создавать свои интересные работы.
Есть такое, что один кейс, увиденный в реальной жизни, стоит 100 увиденных в Интернете?
Саша Коджо: Да, некоторые инсталляции точно. Например, Anish Kapoor. Мы были в Бельгии, в пространстве Axel Vervoordt, там есть отдельное здание, в котором находится его инсталляция. Это комната, перед входом в которую на стене находится огромная экспликация, написанная очень красивым языком и передающая его задумку. Прочитав этот текст ты заходишь внутрь. В итоге работа на тебя производит такое впечатление… У меня тогда дыхание перехватило! Есть видео, где я чуть ли не упал от того, на сколько статичный объект производил впечатление в нужном контексте, когда ты видел его вживую.
Какими проектами за последнее время вы больше всего гордитесь?
Алиса Давыдова: В прошлом году мы провели первую персональную выставку. На ней было три инсталляции media.tribe и одна Sasha Kojjio. Для нее мы сделали специальный вход с коридором. Это было полностью черное пространство, длиной где-то пятнадцать метров. Посередине стоял поручень, чтобы люди могли идти на свет в темноте. Мы спроектировали это специально: человек не мог зайти просто с улицы и сразу же начать смотреть инсталляции — происходило погружение, чтобы люди вынырнули из привычного мира и вошли в новый. И таким же образом происходило возвращение обратно после увиденного.
Саша Медведев: У нас получилось передать тот опыт, который мы хотели. Очень часто в искусстве многое завязано на каких-то объяснениях, на том, что тебе нужно это чувствовать: «Обрати внимание на это, а если ты не обратил, то потерялся, ничего не почувствовал, ничего не понял». У нас же был упор на эмоции, первичный опыт. Без особенного контекста. Даже название было NON SEMANTIC, потому что мы максимально старались не объяснять, что происходит.
Что было самым большим вызовом в подготовке первой персональной выставки?
Саша Коджо: Выбрать инсталляции и поместить все в одном пространстве. Когда стали располагать разные проекты media.tribe, поняли, что для зрителей это будет перегруз — слишком много эмоций, мы не дадим им отдохнуть и в конце просто истощим их эмоциональный ресурс, они уйдут уставшими. Все решилось, когда мы придумали сделать хаб-зону посередине, из которой будут двери в каждую инсталляцию — в этой зоне была моя медитативная работа.
Таким образом, у каждого зрителя был свой путь на выставке — они могли посмотреть инсталляцию, вернуться, посмотреть другую, потом снова посмотреть первую. Это очень важно, потому что все работы были связаны между собой. Мы их выбрали так, чтобы они раскрывали разные стороны нашей практики. Так что для меня, наверное, это была самая большая сложность, но в то же время самое большое достижение.
Саша Медведев: Было тяжело разместить сразу 3 инсталляции, еще и в одном помещении. У нас, конечно, все в единой эстетике, но мы, например, не могли сделать одну инсталляцию тише, потому иначе она бы потерялась в общем шуме.
На выставке была представлена инсталляция со светофорами, которая очень выделяется из ваших работ. Расскажите про нее, как светофоры появились в ваших инструментах?
Саша Коджо: Как-то мы оказались ночью в такси на окраине Питера. Это довольно мрачные районы с интенсивной застройкой и огромными перекрестками. Мы попали в момент, когда шел дождь и была небольшая туманность. И вот мы стоим на перекрестке, на котором миллион светофоров, и они все показывают красный! В это мгновение у меня просто что-то щелкнуло в голове. Я по инерции достал телефон, вбил в Google «купить светофоры» и оказалось, что это возможно! И я сказал: «Алиса, у меня есть гениальная идея!»
Алиса Давыдова: И мы ее реализовали на НУР, удаленно.
Саша Коджо: Через месяц. Изначально мы подали другую инсталляцию и ее уже согласовали, начался продакшн, но в итоге площадка отменилась. Мы искали новую и пытались поместить первоначальную инсталляцию на нее, но там она уже не работала. И вот в чате идет процесс, я пишу: «Рашид, у меня есть отличная идея инсталляции со светофорами». И получаю классический кураторский ответ, что идея хорошая, но давай сделаем предыдущую.
В течение недели я постоянно закидывал эту идею со светофорами, и однажды все начали над ней работать. Я понял, что пропустил момент, когда она стала нормой — когда что-то безумное стало тем, чем все занимаются и начинается продакшн.
Алиса Давыдова: В один момент это было очень страшно, потому что нельзя просто прийти в магазин и купить светофоры — их производят на заказ, поэтому у нас было опасение — успеваем ли мы вообще произвести их? Но все получилось, к счастью.
Саша Коджо: Поэтому на вопрос, какой самый значимый проект за последнее время, я бы сказал, что именно инсталляция светофорами.
Если откатывать время на 2022 год — там мы создали PRESENSE на INTERVALS с огромными экранами. Она имела просто невероятный успех в мире и с ней к нам приходит очень много запросов. Потом буквально через две недели мы воплотили ENCAGED, где два лазера «заперты» в клетке. Для Алисы, мне кажется, PRESENSE была апогеем творчества. Я помню, когда мы сделали ее в первый раз, она спросила: «Почему такие маленькие столбы? Нужно сделать большие!»
Для меня ENCAGED — это инсталляция, в которой мне удалось побаловать свое эго и сделать самый сложный мэппинг лазеров, который вообще возможен. Ничего подобного я еще не видел, и я очень рад, что мог несколько дней сидеть и тестить разный мэппинг, создать алгоритм, который будет аккуратно «облизывать» лучами лазера грани клетки. Для меня это до сих пор самая сложная инсталляция из всех реализованных.
И вот мы сделали сначала супермасштабную PRESENSE , потом реализовали ENCAGED… А что дальше? И когда мы сделали инсталляцию со светофорами, я очень боялся, что наши фанаты спросят: «А что это такое? Почему светофоры?» Но мы, наоборот, получили очень позитивный фидбэк. Я после этого расслабился внутри, потому что оказалось, что не обязательно каждый раз повышать планку — мы можем ее просто втаптывать вниз. Мы можем делать светофоры, мы можем делать все, что угодно!
Это дало гораздо больше свободы мыслей.
более 1500 проектов
по всей России LOFT HALL:
5 топовых локаций
в черте города.
От 30 до 3000 гостей Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Event.ru рекомендует - топовые артисты! Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Эффективные
онлайн-события
«под ключ» Всё для онлайн/гибридных мероприятий ПОДПИШИСЬ НА ТГ!
Как вы попали на экран в Нью-Йорке? Это ведь тоже была одна из ваших первых работ.
Алиса Давыдова: Типичная безумная история. Это был 2020 год, начиналась пандемия, я просто изучала опен-коллы и все, что существует. И на этот мы попали в последний день, подали то, что у нас было — Сашину работу с генеративной графикой, которая все еще актуальна и популярна. И нас выбрали — на протяжении трех недель она показывалась на экране на Times Square.
У вас практически параллельно с выставкой в TSEH * был проект в Испании. Расскажите о нем?
Алиса Давыдова: Это был очень интересный опыт, потому что мы представляли там CROSSES — это наша кастомная инсталляция, которую придумал Саша — в какой-то прекрасный день он приходит и говорит: «У нас будут кресты!»
Эта инсталляция включает в себя 64 лазера, которые изготавливались на каком-то ноунейм-заводе в Китае. Там было очень много ручной работы + пластик, с которым нужно очень аккуратно обращаться. Все это параллельно с работой над выставкой мы перевозили из Петербурга в Барселону. Это была не самая легкая задача.
На следующий день после открытия мне позвонила куратор и сказала, что нашу инсталляцию потеряли на складе. Но в итоге все нашли, смонтировали и получилось классно. Хотя не обошлось без того, что сломали один крест, но это тоже решилось. Это был наш первый европейский фестиваль, и я очень рада.
Какие у вас были проекты, которые сейчас, может быть, уже смешно вспоминать?
Алиса Давыдова: У нас была инсталляция-проекция. Мне кажется, она была классная. Это была тоже одна из первых работ, когда мы экспериментировали с кинектом. Там человек вставал напротив него и его лицо деформировалось с генеративной графикой.
Саша Коджо: На самом деле за кинектом была огромная проекция человека, представляющая плоскость. Это был первый проект, в котором мы работали со временем. Обычно в этой технологии человек видит то, что он «выдавливается» из плоскости, и для него срабатывает эффект зеркала. Но мы сделали так, чтобы смотрящий на проекции двигался по-другому и создавалось впечатление, что в зеркале не он. Потом картинка размывалась и превращалась в генеративную графику, а когда пользователь уходил — снова становилась плоскостью.
К нам на протяжении трех лет приходили на эту инсталляцию. А мы думали — почему, у нас же есть получше?!
Каким проектом гордитесь больше всего?
Саша Медведев: Мой любимый это все еще PRESENSE . Он самый необычный в плане опыта. Там и панорамный звук, и панорамный контент, и это создает ощущение какой-то сущности. У нас все, кстати, инсталляции создают ощущение некой сущности. У меня знакомая приезжала на INTERVALS и сказала, что у нее было чувство, что кто-то за ней наблюдает сверху, а она находится в водовороте событий.
Как вы готовили av-live, с которым выступали на фестивале INTERVALS?
Саша Медведев: У нас было 2 попытки с av-live. До этого это был TEST FM и один фестиваль в питерском клубе. Но результат нам не нравился, потому что это были мои электронно-танцевальные треки с визуалом от Саши — все было перемешано и не вызывало нужного эффекта.
Стало понятно, что звук нужно делать под визуальную составляющую, чтобы это работало. Очень часто отдельно есть музыкант, есть художник, и весь акцент в основном на первом, а второй просто его обслуживает. Но мы поняли, что нужно все делать именно вместе — было довольно сложно это нащупать.
У проекта была непростая судьба, что произошло?
Саша Медведев: Я сначала не очень понимал, потому что на экране в какой-то момент посыпалась картинка. Я подумал, что это наши компы подвели, попросил Сашу остановиться. Думал, как себя вести, потому что делать вид, что ничего не происходит, было нелепо. Все понимали, что что-то пошло не так.
Потом оказалось, что у Саши компьютер отдает 60 fps, как и должно быть, и картинка нормальная. Ребята с технической стороны пытались что-то решить. Я так и не понял до конца, что сломалось, но прошло минут сорок или почти час. Починить не получилось и в итоге пришлось отменить.
Было очень много зрителей. Мне кажется, нас это очень сильно сплотило, мы поняли, что можем такие моменты пережить, справиться с ними, что ничего катастрофического не происходит, что мы можем выруливать даже из таких сложных ситуаций.
Про аудиторию — я был просто в шоке от того, какая была лояльность к нам. Люди не уходили по 40 минут. Не помню, сколько это длилось, по моему ощущению, конечно, часа три… Я видел, что пара человек ушли, но большинство оставалось до конца, и это учитывая, что был уже час ночи. Люди ждали до последнего, пока не было сказано, что мы не сможем продолжить.
В итоге вы выступали в инсталляции Sila Sveta. И не только вы, но и многие отметили, что это был идеальный сетап для вашего перформанса. Вы довольны тем, что получилось?
Саша Медведев: Да, это была какая-то магия. Мы встретились с Ahmed Said Kaplan в аэропорту, когда улетали, и он сказал, что, возможно, это была судьба, чтобы перформанс был перенесен с большой площадки на меньшую, но более подходящую. Потому что некоторые моменты были сделаны так, словно мы знали, что мы будем работать в этом месте.
Я очень доволен тем, как мы все сделали. Мы были, конечно, немного уставшие, но я думаю, что сделали все, что могли, и результат получился хороший.
А как у вас строится система накопления идей?
Саша Коджо: Каждый раз процесс такой: «Так, нужно собрать презентацию…» То, что я собираю, и то, что Алиса — это все время какие-то разные файлы. Она работает в Notion, я работаю в Google Docs. Лично у меня есть просто огромный Google Doc со всеми нашими инсталляциями. Я просто копирую его под конкретный проект и убираю лишнее. И когда мы предлагаем инсталляции, мы не скидываем технические райдеры, чтобы не получилось, что с этим райдером пойдут к другой студии и попросят сделать то же самое.
Как вы реагируете, когда вас копируют? Пишете комментарии как Refik Anadol?
Саша Коджо: Я к этому абсолютно нормально отношусь, потому что считаю, что в аудио-визуальном искусстве главное не сетап, и даже не код, который ты написал. А то, как ты с ним поступил, и что ты хотел сказать. Допустим, ты тот человек, который хочет скопировать. Медиаискусство — это очень дорого, очень тяжело и занимает очень много ресурсов. Действительно ли ты хочешь потратить столь большой и весомый участок своей жизни, чтобы воплотить чужую идею, а не свою?
Что вас вдохновляет из нетипичных сфер?
Саша Медведев: Видеоигры, геймдизайн. Не то, чтобы я большой фанат и много играю, но мне очень интересно, как они работают. Некоторые я прошел специально, чтобы понять, как они функционируют и какой опыт передают. Например, Death Stranding от японского геймдизайнера, которого все считают немножко «шизиком», и я могу сказать, что это необычный опыт. Это некоммерческий продукт, но он вопреки всему стал популярным — наверное, за счет своей атмосферы, необычности. Там очень много неожиданных решений и очень много креатива. Есть сцены, которые похожи на кино. Тебе нужно делать выбор, твои решения влияют на сценарий. Это очень иммерсивное медиа. Поэтому я иногда играю в видеоигры, чтобы посмотреть, как они устроены.
У нас даже инсталляция PRESENSE вдохновлена этим. Есть игра Hellblade. Для нее нужны наушники — звук помогает тебе, например, определять, с какой стороны находится опасность — среда эмулирована таким образом, что ты слышишь, что с какой стороны происходит. И я подумал, что прикольно было бы это реализовать в инсталляции — из игрового движка перенести в жизнь. Так и появилась PRESENSE .
Какой дадите совет начинающим?
Алиса Давыдова: Мне кажется, лучшее, что может сделать каждый начинающий медиахудожник — постоянно инвестировать в свои эксперименты, в железки, инструменты — вообще во все, что угодно. Потому что все рождается из этого.
Саша Медведев: Нужно понимать, что ты делаешь и для кого ты это делаешь. Мне кажется, в медиаарт-среде не сработает тема «я художник, я так чувствую», потому что есть очень много вопросов, связанных с пониманием. Как работает техника, как она взаимодействует. И то, что ты можешь себе в голове придумать, может сильно отличаться от того, что получится.
Поэтому нужен опыт, нужно техническое понимание. Я в шутку часто говорю что, медиаарт — это новый ренессанс. Не знаю, насколько это с точки зрения истории искусств правильно, но есть большой порог вхождения в эту сферу.
И самый важный момент — это снимать свои проекты максимально качественно, насколько вы можете. Мы сначала сотрудничали с видеографом, но потом поняли, что они работают немного в другой сфере. У них рука набита не на те вещи, на которые нужно акцентировать внимание. В итоге самостоятельно нашли в Интернете информацию, какая камера лучше снимает в темноте и как снимать так, чтобы не стробило.
Этот опыт, наверное, помогает, вам ставить техническое задание операторам, если у вас удаленный проект?
Саша Медведев: Конечно. Я начал смотреть очень много видеоэссе по теме кинематографа и прочего. И из этого уже почерпывал какие-то моменты. Мне кажется, все переплетено. Кино — это тоже мультимедиа в каком-то смысле. Там есть саунд-дизайн, монтаж, эффекты и другое.
Взять в пример фильм «Оппенгеймер», который получил «Оскар». Там очень много артовых вставок, специфических эффектов, из которых, если их вырезать, получится арт для фестиваля. Он тоже работает на человеческое восприятие. Кино очень сильно вдохновляет.
Есть ли привычка постоянно следить за тем, что нового вышло из софта или железа?
Саша Коджо: У меня есть такая практика: я раз в 2-3 месяца выделяю себе время, чтобы разобраться, что происходит, и все изучить. Но я не рвусь сразу же сразу же эксплуатировать новизну этой технологии. Потому что возможно, что через полгода выйдет еще одна новая, которая полностью заменит то, что сейчас используется, и ты рискуешь сделать более темпоральную работу.
Для меня темпоральность — это большое бремя и проблема медиаискусства. Я стараюсь этого избегать и использовать более монументальные технологии и инструменты. Иногда даже интересно идти наперекор развитию технологий — например, в прошлом году, когда начался бум нейросетей, мы, наоборот, сделали инсталляцию на светофорах.
Есть какие-то внутренние ачивки, которых хочется достичь в карьере media.tribe?
Саша Медведев: Конечно, хотелось бы поучаствовать в Mutek, Sonar. Потому что это будто бы база для любого медиахудожника — нужно галочку поставить. А в целом много других фестивалей, и мне кажется, в дальнейшем еще появятся интересные площадки. Хотелось бы поработать с каким-то мейнстримом или даже поп-артистом, сделать что-то классное и необычное, не то, чтобы экспериментальное, а просто более дерзкое.
Поделиться