Уличный, или лучше карнавальный, театр «Странствующие куклы господина Пэжо» родился в 1993 году в Петербурге. За свою 20-летнюю историю он стал одним из самых именитых и известных уличных театров не только на родине, в России, но и в Европе, является неизменным участником многих правительственных праздников и торжеств. Театр в разные годы выступал участником и лауреатом многих знаковых фестивалей искусства, среди которых фестиваль российского искусства в Каннах, международный фестиваль Carnival of Venice, международный театральный фестиваль Festival of fools в Великобритании и другие. Неоднократно спектакли театра г-на Пэжо открывали и закрывали самые престижные фестивали мира. На родине театр г-на Пэжо выступает со спектаклями нечасто, причина тому проста и банальна — негде: очень мало площадок для уличных театров. В России культура уличного театра находится еще даже не в зародыше, а только в проекте. Организаторы и режиссеры нечасто берутся за идею проведения фестиваля уличного театра, понимая весь риск развития столь новаторской для нашей страны истории.
Мы встретились с режиссером и художественным руководителем театра Анной Шишкиной накануне его выступления на III Международном фестивале театрального искусства «Елагин остров» в родном Петербурге. Мы поговорили об особенностях жанра, о перспективах развития уличного тетра в России и, конечно, в первую очередь о театральных фестивалях, хороших и разных. Поняли, что российской фестивальной традиции есть к чему стремиться и, несмотря на то что путь предстоит долгий и непростой, мы уже на него встали и теперь главное — не сворачивать с этого верного пути.
— Анна, спасибо, что нашли время для беседы, я знаю, вы сейчас подготовкой к премьере. Хочется сразу перейти к главному — к фестивалям, которые будут основной темой нашей беседы. Несмотря на то что по большей части вы участвовали именно в европейских фестивалях, я бы хотела начать разговор с наших, российских. В прошлом году вы были участником фестиваля «Яркие люди», который уже неоднократно отмечался и профессионалами индустрии, и людьми искусства, и простыми зрителями как очень удачный проект. Фестиваль получил премию «Событие» как лучшее семейное мероприятие прошлого года. Какое у вас впечатление от этого мероприятия?
— Фестиваль «Яркие люди» — это прекрасная история. Я очень тронута, даже поражена этой историей. Во-первых, по-хорошему поражена метаморфозой парка имени Горького, тем, насколько он европеизировался и насколько он стал «про людей» и «для людей». Идеальная площадка для таких семейных, добрых, культурных историй, как «Яркие люди». Сам фестиваль организован очень профессионально и грамотно: правильно разбит на зоны с хорошей логистикой, грамотной программой, прекрасной подборкой артистов и активностей для гостей. Даже проливной дождь не смог навредить этому празднику и испортить его. Люди стояли под тентами и ждали следующих выступлений, никто не расходился. Это о многом говорит. Что касается программы именно театральной части, здесь организаторам тоже все удалось. Они собрали прекрасные труппы, одни из самых известных не только в России. Если отличная форма — это заслуга организаторов, то столь качественное содержание — это, конечно, заслуга режиссера мероприятия. Режиссер фестиваля Юрий Муровицкий, будучи театральным режиссером, очень хорошо понимает специфику жанра, и это сыграло на руку — фестиваль получился самого высокого уровня и по форме, и по содержанию. Искренне надеюсь, что организаторы продолжат в том же духе и фестиваль «Яркие люди» встанет в один ряд с известными европейскими аналогами. Кстати, в этом году мы снова едем на фестиваль. Привезем «Ярким людям» спектакль «Декаденс».
— А «Елагин остров», в преддверии которого мы ведем эту беседу? Он получил статус международного и имеет достаточно высокую популярность, предлагает интересную, насыщенную программу. Каково ваше впечатление от этого фестиваля?
— Мы любим этот фестиваль и с большим энтузиазмом и радостью участвуем в нем. В этом году даже привезли сюда премьеру — наш спектакль «Последний бастион» впервые мы будем показывать именно здесь. Скажу не без гордости, что мы сыграли определенную роль в становлении и развитии фестиваля, рекомендовали хорошие европейские коллективы, которые за небольшой гонорар могли бы приехать и тем самым придать фестивалю статус международного.
У фестиваля есть уникальный бонус — сам Елагин остров. Это уникальное место для большого города: красота природы, свежий воздух, он располагает к очень дружественному, теплому общению, но не праздному «выпей-закури», а творческому, вдумчивому. Похожая атмосфера в московском парке имени Горького, кстати. Так вот, «Елагин остров», на мой взгляд, очень перспективная площадка для развивающихся петербургских театров и для развития карнавальных, уличных театров вообще.
— Какие вы видите стороны для развития фестиваля? На что организаторам имеет смысл обратить внимание, на ваш взгляд?
— Одним из печальных качеств является то, что российские театры работают на фестивале без гонорара, в то время как все западные — за небольшой гонорар, не бесплатно. На мой взгляд, это неправильно. Это наследие советского времени. На моей памяти такая же политика была у фестиваля в Тегеране. При очень почтительном, пиететном отношении к зарубежным театрам местные театры, многие из которых по художественной ценности ничуть не уступали некоторым западным, даже не имели пропусков на бесплатный просмотр спектаклей других участников, что уж говорить о гонораре. Такая политика точно не приведет фестиваль к успеху. С «Елагиным островом» все, конечно, не совсем так плохо, но все-таки там не платят только отечественным театрам. На мой взгляд, позиция «свои и так сыграют» довольно спорная. Конечно, лично мы, театр г-на Пэжо, все равно сыграем, даже привезем премьеру, так как это один из самых перспективных театральных фестивалей в России. Но с политикой поощрения участников я бы на месте организаторов разобралась еще раз.
— Выступление на фестивалях без гонорара — это вообще частая практика? Что дает театрам, артистам и вам в частности участие в фестивалях? Это же довольно большие затраты, как временные, энергетические, так и материальные.
— Помимо прямого материального вознаграждения, есть масса других способов привлечь участников, замотивировать их выступать без гонорара. Часто мы просто хотим поддержать фестиваль, войти в положение организаторов, у которых нет бюджета на гонорар участникам. Мы готовы не только сами выступать бесплатно, но и пригласить, уговорить наших многочисленных друзей, другие театры также принять безвозмездное участие. Это делается тогда, когда ценна атмосфера фестиваля, когда понимаешь его важность для развития всего жанра и хочешь внести свой вклад в это развитие. Например, фестиваль в Астрахане. У них нет бюджета на участников, но туда все едут просто потому, что… потому что хотим, чтобы фестиваль развивался. Есть настолько интересные проекты, хоть и малобюджетные, что туда едешь просто за атмосферой и общением и готов работать совершенно бесплатно.
— Спектакли театра г-на Пэжо неоднократно становились участником различных российских театральных фестивалей — и столичных, и провинциальных. Можно сказать, что вы объездили всю страну. Какой российский фестиваль будет всегда для вас особенным?
— Фестиваль уличных театров в Архангельске — старейший фестиваль нашей страны. Самое забавное, что его создатель и бессменный идейный вдохновитель Виктор Панов каждый год говорит, что это последний фестиваль, и каждый год после завершения начинает готовить следующий проект. Фестивалю больше 20 лет, он появился, еще когда фестивальная культура только-только зарождалась в нашей стране. Он появился и внес огромный вклад в развитие этой культуры и города Архангельска. Видно, как фестиваль перевоспитал город, насколько он европеизирует публику. Фишка фестиваля и его гениальность в том, что он проходит не только на центральных площадках, а занимает все окраины, популярные театры в рамках фестиваля ездят в «сложные районы», пытаясь охватить весь город. Такая востребованность, общественная значимость и долгая жизнь фестиваля при очень сложных материальных условиях существования — это почти чудо. Режиссер фестиваля Виктор Панов — уникальный человек, и то, что фестиваль до сих пор жив, это, конечно, его заслуга.
— Что, на ваш взгляд, вообще способно выделить какой-то один театральный фестиваль на фоне такого многообразия? Что делает его особенным, выделяя среди других не менее, а иногда и более умело организованных мероприятий?
— Атмосфера! Фестиваль — это произведение искусства. Это уникальное арт-пространство с невероятной атмосферой. Ее невозможно создать искусственно, у каждого фестиваля должна быть душа, особенное лицо. Как правило, эту роль выполняет идейный вдохновитель, режиссер проекта. Это должен быть очень харизматичный, яркий, образованный человек, горящий своей идеей целиком и полностью и способный всех вокруг этой идеей зажечь. Говоря про фестиваль в Архангельске, я как раз это отметила. Главная заслуга появления и жизни этого фестиваля — его автор, режиссер Виктор Панов, он как раз и есть та душа, тот смысл, который делает фестиваль особенным.
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Эффективные
онлайн-события
«под ключ» ПОДПИШИСЬ НА ТГ! Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Всё для онлайн/гибридных мероприятий NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Event.ru рекомендует - топовые артисты!
Из европейских атмосферных фестивалей мне больше всего запомнился фестиваль Busker Bus (busker — уличный артист, который играет в шляпу; символ уличного театра. — Ред.). Этот фестиваль невозможно спутать с другими. Это автобус, набитый музыкантами и актерами малого жанра. Они переезжают из города в город (без гонорара, город оплачивает им только проживание и питание), расставляют указатели на площади, ставят шляпы, предназначенные для благодарности зрителей, и… начинают настоящее, профессиональное шоу, проводят фестиваль. Вечером они собираются в каком-нибудь небольшом клубе и веселятся — это превращается в настоящий сейшен, логичное продолжение дневного праздника. Создается арт-среда, в которую может влиться любой житель простого провинциального городка. Мы случайно к ним пристали. Ездили какое-то время двумя автобусами (их и наш) — это было незабываемое приключение, эмоции просто зашкаливали. Такую энергетику и заряд от невероятно позитивной и яркой реакции публики можно очень редко встретить.
— Потрясающая идея. Простая и при этом такая захватывающая. Как думаете, у нас возможно организовать что-то подобное?
— Это сложный вопрос. Мне кажется, руководство наших городов пока не готово к этому, но публика готова — однозначно. Наша публика — прекрасная, абсолютно готовая к самому тонкому восприятию уличного искусства, очень великодушная и открытая всему новому. Организаторы и администрация пока, к сожалению, не так открыты к этому самому новому. Хотя попытка реализовать что-то подобное была. Фестиваль в Перми «Открытое небо» — попытка создать уникальную для России модель странствующего фестиваля. Сделать его «частично бродячим», то есть каждый год проводить в новом городе. Пока прошел только первый фестиваль, с нетерпением ждем продолжения. Идея очень интересная, будет жалко, если организаторы не смогут ее реализовать.
— Европейская традиция, культура уже давно и прочно поддерживает уличные театры, это равноправный жанр искусства. У нас в стране ситуация немного иная. В чем, на ваш взгляд, основные препоны развития уличного театра вообще и театральных фестивалей в частности? Чему нам стоит поучиться у Европы в этом контексте?
— Представление об уличном театре в нашей культуре и в понимании людей, принимающих решения о проведении каких-то массовых мероприятий, не очень заложено или заложено неверное. Уличный театр — это не только театр мелкого и среднего формата, это размах на всю площадь и даже на пространство над ней, это технически сложные истории со сложной драматургией, сложной формой и содержанием. Известнейшие театральные фестивали, которые существуют уже много лет, показывают широту взглядов и создают разнообразные программы — и дневные, семейные спектакли, и интерактивные спектакли, спектакли открытия и закрытия. У нас пока все сложно с этим. Пару лет назад мы прислали свой райдер на один из довольно крупных российских фестивалей — звук, свет, площадка, в ответ организаторы нас бесхитростно спросили: «Вы же уличный театр, зачем вам свет и звук?» Для них в сочетании «уличный театр» пока что на первый план выходит слово «уличный», и очень сложно переломить это предубеждение. Путь российским театральным фестивалям предстоит пройти очень долгий — добиться осознания того, что уличный театр — это не люди на ходулях и не группа аниматоров-жонглеров на углу. Европейские фестивали гораздо серьезнее относятся к техническому освещению, программному наполнению, подбору артистов, поэтому у них получается все ярко, качественно и профессионально. В случае с Россией пройдет еще очень много времени, прежде чем уличный театр будет признан как целый культурный пласт. Тем не менее сейчас люди, россияне, которые приходят на наши спектакли, все чаще говорят: «Ух ты! Уличный театр может быть нескучным, уличный театр может быть зрелищным». Это путь к прогрессу.
— Что вы как режиссер известного театра, желанного участника многочисленных фестивалей, с высоты своего опыта могли бы посоветовать организаторам фестивалей в России? У вас есть возможность обратиться к ним со страниц нашего журнала.
—В первую очередь могу посоветовать организаторам фестивалей обратиться к нам. У нас очень большой банк данных по театрам. Театр очень трудно выбрать по видео. Обязательно нужно прочувствовать его через живое выступление, пообщаться с труппой. Это наша работа, мы видели очень много театров и можем точно понять их художественную ценность, качество — дать объективную оценку. Подсказать подходящую репертуару выбранных трупп аудиторию. Банк данных театров — это самое ценное, чем мы можем и готовы помочь организаторам.
Совет по бюджету один, мы уже говорили об этом: либо все участники получают гонорар, либо все получают нематериальную мотивацию. Главное — не делить на «своих» и «западных». Отличная идея — это фестиваль-ярмарка, когда участники приезжают, чтобы показать себя, продать, если хотите, организаторам и продюсерам других мероприятий, приглашенных сюда. Это существенно поднимает значимость и ценность фестиваля и помогает частично решить бюджетные проблемы. Удачная придумка — это фестивальный офис. Точка, где можно узнать всю интересующую информацию, уточнить организационные моменты, задать вопросы и получить поддержку администраторов. Очень удобная и полезная практика. Буквально «огонек в ночи» для артистов, которые не всегда разбираются «на местности» и не очень хорошо знают язык страны.
Есть еще один организационный нюанс, который, кстати, к сожалению, уходит сейчас и из европейской традиции, но он очень важен, и будет здорово, если организаторы наших фестивалей его учтут. Я говорю о зонах общения для актеров, участников фестивалей. Очень важно иметь возможность посидеть, повидаться с коллегами, обменяться идеями и мыслями, поговорить о творчестве, о развитии жанра — это очень ценно. Пообщаться с коллегами удается очень редко, потому что в тайминге не предусмотрено время, а в инфраструктуре не предусмотрено место для этого общения. Такая фишка может добавить моральной ценности фестивалю.
Соблюдение райдеров, немного ласки и любви к актерам — они это очень любят — это так просто, но так много значит. Вы едете на автобусе из Испании в Германию, ночуете по четыре-пять часов не в самых удобных условиях, приезжаете рано утром в совершено незнакомый город, и одно дело, когда незнакомый человек бурчит вам адрес отеля, даже не глядя в вашу сторону, и совсем другое — когда вас встречают с улыбкой, провожают и помогают разместиться. Никогда не забуду, как на фестивале в Архангельске нам приносили еду в номер. Там это делали в целях экономии бюджета, готовили сами и потом приносили артистам. Но это было настолько трогательно, настолько по-домашнему, это придавало особый шарм фестивалю. Незначительный жест, который очень запоминается.
От отношения организаторов к участникам фестиваля очень много зависит. Редкий фестиваль не переживает трудности. И когда такие трудности наступают, большой бонус для фестиваля — когда участники его любят, ценят и готовы поддержать всеми возможными способами. Такие фестивали преодолевают все трудности, расцветают и развивают всю индустрию.
— В чем особенность жанра, в котором вы выступаете? Что есть «уличный театр»?
— Уличный театр — это карнавал, яркие эмоции и искренность. В этой искренности и заключена главная особенность. На улице невозможно играть вполсилы. Любой актер выкладывается, выворачивается наизнанку. Пока идет репетиция, на актерах рвутся костюмы, они выкладываются по полной. На улице все должно быть всерьез и взаправду.
Перед гастролями всегда надо прогнать спектакль на улице. Настоящий полнометражный уличный спектакль невозможно поставить в помещении. Это требует больших репетиционных площадей, которых у нас просто нет. Это требует признания значимости и художественной ценности жанра, чего пока добиться на должном уровне не удалось. Наш новый спектакль как раз об этом. «Последний бастион» — последний театральный бастион — выживать уличному театру в России очень трудно. Но мы попробуем этот бастион отстоять и укрепить, выступая под знаменами театра вообще и уличного театра в частности.
— Несмотря на вашу популярность и востребованность на Западе, несмотря на более высокое качество проходящих там фестивалей и большую материальную выгоду, несмотря на то, что жанр у нас в стране пока совсем не принят, вы все равно очень многое делаете здесь, в России. Почему? Верите в возможность изменить ситуацию?
— Да, верим, получаем этому постоянные свидетельства и верим еще больше. Более того, мы делаем очень много для этого. Мы стараемся вкладывать в отечественные фестивали гораздо больше, чем в западные. Премьеру своего нового спектакля «Последний бастион» мы играем именно в рамках российского фестиваля. Мне очень приятно, что новый спектакль мы начинаем играть для российской публики. Нам очень хочется привозить в Россию что-то красивое, качественное, приобщать наших людей к европейской культуре. Очень хочется, чтобы наша публика стала богаче. 80% населения не пойдет в оперу и на балет, не имеет возможности купить дорогие билеты в именитые театры, улица — это самый доступный и публичный вид искусства, который способен изменить общество. Хочется добавить позитива, чтобы спектакли поднимали настроение, привносили доброту и искренность в жизнь людей. Для нас это крайне важно. Мы стремимся насытить непростую действительность нашей страны карнавальной жизнью. Мечтаем превратить обычных людей в ярких людей через прикосновение к этой культуре, удивительной и волшебной культуре уличного театра.
Поделиться