В Москве ведущие отраслевые организации подписали Письмо о принципах формирования агентской комиссии для event-агентств в России — они рекомендуют установить минимальный размер агентской комиссии в рамках договора оказания услуг от 15% в прогрессирующей шкале в зависимости от бюджета проекта.

Цель рекомендаций — обеспечение рыночного баланса: у агентств растут косвенные расходы и налоговая нагрузка, а вопросы необходимости защиты от финансовых рисков и компенсации затрат, с учетом сохранения высоких стандартов сервиса, встают особенно остро.

Ассоциация REMA, куда входят крупнейшие event-агентства, в начале года объявила о публикации новых рекомендаций по формированию размера агентской комиссии. Эти рекомендации направлены на создание открытого и взаимовыгодного рынка event-услуг в России, где условия работы между клиентами и агентствами будут предопределены и понятны обеим сторонам.

В связи с изменениями в налоговом законодательстве 2024 года (Федеральный закон № 176-ФЗ от 12.07.2024), малый и средний бизнес столкнется с увеличением налоговой нагрузки. С 1 января 2025 года ввели прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ), при которой более высокие доходы будут облагаться более высокими ставками, что приведет к росту затрат на привлечение высококвалифицированных специалистов. Кроме того, ставка налога на прибыль организаций выросла с 20% до 25%, что негативно скажется на финансовой устойчивости агентств.

В частности, рекомендуется включать в агентскую комиссию накладные и косвенные расходы (такие, как аренда и корпоративные расходы), прямые и косвенные налоговые затраты, а также работу специалистов, не участвующих в реализации проектов, но вовлеченных в операционную деятельность.

Ольга Рыдзевская, Председатель Ассоциации REMA, CEO Worlds

В условиях быстро меняющейся экономики важна прозрачность взаимодействия с клиентом, чтобы индустрия была честной и открытой. Четкая структура расходов исключает скрытые платежи и финансовые риски, а также демонстрирует инвестиции в event-индустрию. Это служит защитой от хаоса как для нас, event-агентств, так и для клиентов. Рекомендации REMA направлены на поддержку агентств и сохранение высокого уровня сервиса, включая обучение персонала, развитие экспертизы с использованием современных технологий, а также создание юридической и финансовой подушки.


Артем Дрыгант, Основатель коммуникационного агентства Be Brand, инициатор создания event-комитета АКАР

Мы решили установить норму комиссии на уровне 15%, это решение не является простым повышением, а отражает необходимость создания здоровой бизнес-среды, где компании могут развиваться и инвестировать в своих сотрудников. Важно понимать, что комиссия — это лишь один из элементов общего счета, который получает клиент. Прозрачность в этом вопросе — ключ к успешному взаимодействию с клиентами. Мы стремимся к тому, чтобы клиенты понимали, за что они платят, и могли выбирать наиболее подходящие для себя варианты. Это создает здоровую конкуренцию на рынке: клиенты могут выбирать между различными проектами и командами, исходя из своих потребностей и бюджета.


Юлия Жоля, Президент ассоциации НАОМ, управляющий партнер продюсерского центра «Событие года»

Подписание ассоциациями рекомендательного письма об агентской комиссии — это, в первую очередь, здравый смысл. Мы прекрасно понимаем, что, хоть мы и говорим о партнерских взаимоотношениях между агентствами и крупными брендами, вес корпораций не сравним с маленькими, тем более творческими единицами. Поэтому зачастую агентствам сложно отстаивать свои права. В этом смысле мы выступаем той самой площадкой, которая выражает свое экспертное мнение и помогает как маленьким, так и крупным агентствам опираться на это мнение, выстраивая эффективную коммуникацию со своими клиентами.

Для клиентов это тоже вопрос здравого смысла, поскольку зачастую они действительно не понимают, что происходит внутри агентского бизнеса. Простая и ясная рекомендация от экспертов дает им возможность принять, что советы профессионалов являются разумным и справедливым решением, на основе которого они могут выстраивать свои процессы, а не опираться на частные мнения отдельных представителей бизнеса.


При работе на условиях отсрочки оплаты рекомендуется включать дополнительную комиссию в расчет стоимости услуг или обсудить с клиентом возможность предоплаты.

Вероника Захарова, Партнер агентства Louder и член ассоциации REMA

В условиях, когда большинство подрядчиков на рынке event-услуг работают на базе предварительной оплаты, а клиенты часто требуют отсрочку 100% платежа на 30 и более дней, возникает значительная финансовая нагрузка на агентства. Это ограничивает их возможность принимать новые проекты. В связи с этим мы в REMA рекомендуем при работе на условиях отсрочки оплаты от клиента включать в расчет стоимости услуг дополнительную комиссию. Мы уверены, что новые рекомендации помогут создать более прозрачные условия для всех участников рынка. Это шаг к укреплению доверия между клиентами и агентствами.


Ассоциация REMA убеждена, что внедрение этих рекомендаций станет важным шагом к укреплению доверия и профессионализации рынка event-услуг в России.

Присоединяйтесь к Event.ru
#РЕЖИССУРА_КРЕАТИВ_Максим_Латохав_сми «Стремительно растет сложность проектов и изобретательность команд» — Александр Белов и Максим Латоха о партнерстве в индустрии и возможном кризисе
«Стремительно растет сложность проектов и изобретательность команд» — Александр Белов и Максим Латоха о партнерстве в индустрии и возможном кризисе