Ежегодно с 2021 года в Казани проходит Международный фестиваль медиаискусства НУР — он объединяет медиахудожников, музыкантов и перформеров со всего мира.

Катя Бородина, head of art direction & design N:OW agency, и Наташа Цибизова, New Business Director агентства Eventum Premo, вдохновились идеей окунуться в мир современного искусства, съездили на выходные в Казань и решили поделиться самыми яркими локациями фестиваля.


Мы разделили обзор на три блока:

  • Основные инсталляции фестиваля медиаискусства НУР.
  • Интеграции брендов на фестивале.
  • Рецепт идеального медиаарта.

Во время путешествия по столице Татарстана нам удалось пообщаться с сооснователем и куратором фестиваля, Рашидом Османовым, СЕО и креативным директором студии Formate. Было интересно узнать его опыт в проведении событий такого масштаба, ведь на фестиваль съезжаются люди из разных городов России, чтобы целых три дня вдохновляться медиаартом.

Если говорить о студии Formate, сразу видно, что команда действительно горит своим делом. Ребята ежегодно организуют масштабный фестиваль в своем регионе — он же и один из самых известных в России. В этом году команде Рашида удалось не только собрать знаковый фестиваль большого масштаба, но и привезти на него звезд медиаискусства, например:

  • NONOTAK — номинированы на премию Prix Cube в 2013 году, удостоены награды Клуба арт-директоров Нью-Йорка (ADC) Young Guns в 2016 году, Forbes 30 Under 30 Europe for the Arts — в 2016 году, выставлялись и делали проекты практически по всему миру.
  • Tundra — их работы были в музеях, галереях и на фестивалях мультимедийного искусства в Европе, Америке, Великобритании, Австралии и Азии. И завоевали международные награды: the Jury Selection of the Japan Media Arts Festival и награду в категории «Световая инсталляция» конкурса CITIC Press Lightening Selection (Китай).

Во время прогулок по Казани было заметно, что на улицах города располагается много рекламы проекта. Организаторы уделяют серьезное внимание пути гостя: начиная с приобретения билетов, выдачи браслетов, карты фестиваля и заканчивая самими инсталляциями и их восприятием зрителями. Команда активно использует брендинг НУРа — ярко-зеленый цвет встречает в разных уголках города.

Стоит отметить, что НУР не похож на другие фестивали медиаискусства в России своей привязкой к локациям и их уникальностью, аутентичностью: башня, особняк, подземная улица, водоем. В предыдущие годы были также задействованы пространство цирка, территория завода, инсталляции устанавливали в парках и ангарах. В целом среди выставочных пространств преобладают внутренние — indoor.

Инсталляции

Среди просмотренного медиаарта мы решили выделить свой топ работ, которыми хочется поделиться:

SPHERE³ ll, студия radugadesign

Самый фотографируемый и, пожалуй, один из самых запоминающихся объектов — шар в кубе, расположенный в подземной галерее Баумана.

Наталья Цибизова, New Business Director агентства Eventum Premo

Здесь сыграли роль и уникальность локации в виде подземной среды, которая недоступна в обычное время, и масштаб конструктива, и выбранные, заливающие все пространство вокруг своим светом, цвета: от песочного до обжигающего бордово-красного.

SPHERE³ ll исследует объединение шара (сферы) и куба, делая это через призму топологии пространства. Инсталляция позволяет рассмотреть эти формы как один объект, находящийся в нескольких состояниях одновременно — когда смотришь на него, просто захватывает дух.

Фото: Александр Копылов

Light Your Guide, студия LYM

Работа студии LYM — лазерная инсталляция, в которой можно было взаимодействовать с разноцветными лучами. Подвешенные под потолком лазеры точечно освещали зрителей, которые наблюдали за ними снизу.

Инсталляция исследует свет как истину, которая пронизывает материю и является ее неотъемлемой частью. Соприкасаясь с кожей, синхронизирует внутреннее и внешнее: луч может как исказиться, так и пройти глубоко внутрь, расширяя восприятие реальности.

Работа выглядит необычно за счет лучей, преломляющихся через подвешенные под потолком призмы. Расположение тоже мало кого оставляет равнодушным, ведь для того, чтобы попасть на показ, нужно подняться по ступеньками исторического особняка Демидова.

Екатерина Бородина, Head of design агентства NOW

Нашей команде исследователей медиаискусства этот проект запомнился больше всего. У зрителей была возможность попасть прямо внутрь инсталляции: буквально трогать лучи, которые освещали лица, фигуры, проникали сквозь пальцы. Это создавало потрясающее ощущение первых утренних лучей солнца и счастья.


Фото: Александр Копылов

«Фрагменты», студия Formate

Для этой работы была тоже выбрана необычная локация — цилиндрическая старинная башня Казанского Кремля.

Инсталляция от коллектива организаторов фестиваля НУР — студии Formate — исследование феномена фрагментарности человеческой памяти. Вспышки света в ней — олицетворение ярких моментов, которые могут быть общими для разных людей, объединяя при этом их опыт.

Зритель поднимался по лестнице и попадал в башню, где видел подвешенные вдоль стены экраны, транслирующие контент.

  • Сначала башню пронизывают вспышки: они — как яркие воспоминания из жизни людей.
  • Потом лучи концентрируются и отсылают к тому, что воспоминания обретают черты знакомого объекта/человека.
  • Затем на подвешенных экранах появляются изображения, сгенерированные нейросетью. Они отсылают к воспоминаниям каждого гостя: лицам людей, домам, растениям, каким-либо событиям.

Идея работы в том, что даже обретшие черты воспоминания на самом деле не конкретны. Они собираются в голове по принципу, похожему на работу нейросетей: как смесь очень знакомых черт, приближенных к действительности, но все же нереальных образов.

Екатерина Бородина, Head of design агентства NOW

Для меня эта инсталляция стала первой на фестивале, а погружение в нее было полным и очень волнующим, с сопутствующей легкой рефлексией. Ощущения от компиляции цвета, визуала и звукового сетапа — невероятные. На несколько минут ты окунаешься в иную реальность, забываешь про солнечный день снаружи и полностью уходишь в мир, созданный художниками.


Рашид Османов, СЕО и креативный директор студии Formate, основатель фестиваля НУР

Идея инсталляции отталкивалась от пространства. Консисторская башня была построена в XVII веке и многое «помнит» — как раз-таки ее воспоминания о событиях и лицах легли в основу первой концепции. Изначально мы хотели, чтобы «Фрагменты» отражали память башни, но в процессе размышлений отошли в сторону воспоминаний человека.

Человеческая память темпоральна: мы не способны запомнить все моменты жизни, а потому фиксируем лишь какие-то детали, подобные ярким вспышкам. С течением времени большая часть информации превращается в белый шум, который нас окружает — на фоне прочих очень важных вещей она становится ненужной.

Однако часто в суматохе мы забываем о каких-то важных вещах, теряем яркие воспоминания. Поэтому в некоем смысле инсталляция «Фрагменты» — эдакий призыв быть в моменте «здесь и сейчас». Вместе с тем башня в инсталляции — некое замкнутое пространство, которое выступает аллюзией на человеческий разум как хранилище воспоминаний.


Фото: Асия Салахова и Людмила Гращенкова

The day we left field, коллектив Tundra

Работа, которая представлена на стыке урбанистики и природы. Внутри экстрим-парка «УРАМ» находится полностью blackout-локация, в центре которой расположено природное пространство.

Инсталляция вдохновлена природной средой и ее местом в ландшафте современного города: пульсирующее поле и травинки являются ее главными персонажами. Как в сюрреалистической картине, травинки ритмично колышутся внутри перевернутого поля, а зритель оказывается в коконе из звуковых и визуальных эффектов. Сидя буквально под полем, он растворяется в пространстве, образующем плывущий луг.

Фото: Александр Копылов

«ВЕТЕР/WIND», Tatiana Zhiliaeva х Сила ветра

Неожиданный пример медиаарта от художницы Татьяны Жиляевой и популярной в сфере парусного спорта команды «Силы Ветра». Зрители могли пройти около ста метров по песчаному пляжу и оказаться у кромки воды, где их ждали три парусные яхты. В рамках программы с берега со стороны зрителей на паруса проецировался видеоарт. Объект представлял собой отпечаток ощущений и эмоций от яхтинга и взаимодействия со стихиями.

Наталья Цибизова, New Business Director агентства Eventum Premo

Эта работа запомнилась интересной интеграцией в пространство. Сама инсталляция, ветер с воды, прибрежные ароматы и путь до точки — все сработало на единое восприятие зоны. В часы работы инсталляции яхты то пропадали, то появлялись по очереди, сливаясь с музыкальным ритмом.


Фото: Александр Копылов

Volume, дуэт NONOTAK

Масштабная аудиовизуальная инсталляция — одна из крупнейших работ NONOTAK, изначально созданная для фестиваля Day For Night в США и адаптированная для показа на НУРе. Тысячи квадратных метров строительных лесов, сотни источников света и звука создали особое «пространство внутри пространства», захватывающее внимание с первых секунд.

При помощи света художники воплотили в жизнь коридор, уходящий в бесконечность, который постоянно менял свою форму, продолжительность, перспективу и очертания. А стереозвук и локация позволяли полностью погрузиться в атмосферу андеграундного техно и оторваться от реальности.

Фото: Александр Копылов

Также на фестивале были представлены и другие интересные работы, а организаторы подготовили масштабную образовательную и музыкальную программы.

Интеграции брендов

На фестивале было несколько интеграций брендов, мимо которых мы, конечно, не смогли пройти: NUUM, Самокат, VK Простор, Тинькофф, Атом и Enter.

Интеграция видеосервиса NUUM (МТС)

Огромный экран, имитирующий интерфейс нового мобильного приложения, на который транслируется изображение человека, стоящего перед стендом. Арт-объект вступал со зрителем в интерактивное взаимодействие в лайв-режиме: при движении объекты как бы «размножались», оставляя за собой след.

Накануне фестиваля НУР создал на NUUM свой аккаунт — на экспликациях располагались QR-коды, которые вели на видеоинтервью с авторами инсталляций. А после фестиваля гости могли получить призы за свои авторские видео: для этого нужно было скачать приложение, загрузить ролик с впечатлениями от НУРа и добавить хэштег.

Фото: Кирилл Буздалов

Интеграция Самоката

Бренд-зона расположилась на Казанской набережной и содержала следующую механику:

  • Участник сканировал QR-код, попадал на сайт с игровой платформой и проходил регистрацию.
  • На сайте он получал задание, где должен был, наведя камеру на плоскость стенда, найти и посчитать количество круассанов или других продуктов в «сетке», не перепутав их с другими объектами.
  • За правильный ответ каждый получал скидку в Самокате, которую мог сразу использовать при оформлении заказов.

Интеграция VK Простор

Крупнейший экран спортивного объекта в Европе на «Ак Барс Арене» стал площадкой для выставки цифрового искусства НУР х Простор, во время которой демонстрировались работы медиахудожников. Смотреть контент можно было в вечернее время в течение всего фестиваля.

Коллаборация Тинькофф и s — lab

Инсталляция располагалась в Южном корпусе Пушечного двора на территории Казанского Кремля, который является памятником ЮНЕСКО. Эта недоступная вне дней фестиваля локация впервые была включена в карту НУРа.

Инсталляция погружала зрителя в пространство на грани стихии и цивилизации. Лазерные молнии внутри стеклянных параллелепипедов изгибались в природном рисунке, разряды били в подиум и пропадали под ритмичные раскаты грома. Зрелище взывало к первобытным страхам и оставляло сильные впечатления, несмотря на современные знания о метеорологии.

Анастасия Тонконог, Head of media communications фестиваля НУР

Работу выполнила участница нашего всемирного open call Анастасия Слабиняк в коллаборации с художником лазерных шоу Ксенией Медведевой и саунд-артистом Таней Маландиной, и она вызывает у нас огромную гордость, потому что реализовать ее удалось благодаря кураторской поддержке НУР. Этим кейсом мы хотим донести до молодых художников, что не нужно бояться участвовать в фестивалях, особенно в нашем — это классная возможность поработать с большой поддерживающей командой профи, получить помощь в финансировании и продюсировании и показать себя на весь мир.


Также на фестивале были представлены и другие партнерские интеграции.

Одна из них — инсталляция Eye, которая была создана независимыми художниками из международной мультимедиа продакшен-студии SILA SVETA совместно с брендом Атом, разрабатывающим первый российский серийный электромобиль.

Фото: Александр Копылов

А другая представляла собой партнерский мэппинг на здании-памятнике ЮНЕСКО и ассоциативно отсылала к свету закатного солнца. Работа была реализована совместно с информационным партнером Enter.

Вдохновившись фестивалем, мы попробовали составить рецепт идеального медиаарта:

  • Понятная концепция, которая считывается в инсталляции, и идея, которая поддерживается техническим воплощением.
  • Удачная интеграция в пространство, когда площадка и медиаарт дополняют друг друга.
  • Проникновение звука в зрителя, вовлечение в инсталляцию.
  • И, конечно, сила эмоций, которые появляются во время взаимодействия с медиаартом.

Если вы работаете с ивентами или увлечены медиаискусством, рекомендуем посетить фестиваль НУР в следующем году, чтобы открыть для себя новые подходы к созданию проектов, а еще отлично погулять и вдохновиться.

Присоединяйтесь к Event.ru
_@ayakovlevcom_MTS_PLATFORMA_2024_198 МТС Платформа 2024: детали реализации ежегодной открытой конференции IMG_9911 Круг баланса: подходы в оценке эффективности корпоративных ивентов
МТС Платформа 2024: детали реализации ежегодной открытой конференции Круг баланса: подходы в оценке эффективности корпоративных ивентов