Саммари с выступления Евы Габуловой, режиссера и show production #ИсполняйМечты, на Первой всероссийской конференции режиссеров театрализованных представлений и праздников «Трансформация реальности», где она рассказала о том, какой должна быть концепция шоу, чтобы зацепить популярного артиста, откуда черпать вдохновение и какие приемы в работе со зрителем помогают сделать шоу по-настоящему запоминающимся.
Трюк
Когда вы приходите продавать свою идею популярному артисту надо помнить, что любой супериконический идол, которого вы себе можете представить, — это просто человек, который с чего-то начал. С утробы матери, дальше пошел в детский сад, дальше у него был какой-то бэкграунд школы, и чаще всего это не очень веселая жизнь. Мадонна, Майкл Джексон, Селин Дион — можно перечислять бесконечно.
Мы все знаем историю Мерилин Монро, прекрасной белокурой девушки, которая не была белокура и прекрасна, пока не встретилась с Голливудом и не отдала себя на смену всего, что только можно. Все эти люди — те, кого в первую очередь должна удивить ваша концепция. Начните с того, чтобы удивлять не аудиторию артиста, а с того, что может удивить конкретно этого человека, к которому вы идете с распростертой улыбкой с объятиями и, надеюсь, подготовленной презентацией.
Когда артист делает свое собственное шоу, он выполняет роль главного менеджера. Это то, с чем я столкнулась в нашей стране. Сильные люди, которые добились, чтобы у них были красивые сольные шоу со стадионами и шоу-продакшнами, это те, кто сделал себя сам. Немного другая индустрия в западном шоу-бизнесе — там действительно артист может быть человеком отдельным, а вокруг него работать целая компания. А у нас — ты приходишь и человек говорит: «Класс, я поверил в твою идею. А стоит? А я так смогу или нет?» И начинает задавать вопросы уже более менеджерского характера.
Когда вы заставляете удивиться кого-то другого, попробуйте искать сначала среди тех вещей, которые удивляют вас самих. Когда вы начинаете изобретать трюк, попробуйте что-то сделать сами.
Например, французско-американский художник Марсель Дюшан, посмотрел на вещь и сказал: «Я хочу понять, что это за форма, может ли она удивлять, меняться в связи с тем, куда я ее поставлю, как назову, как подпишу, сделаю ли вместе с ней какой-то перформанс?» И он взял реди-мейд вещь — его концептуальное искусство началось с реди-мейда, когда ты берешь уже до тебя сделанную вещь, подписал, поставил дату и сказал: «Это искусство». И все — это уже был первый трюк. Потому что трюк оказался внутри каждого человека, который на это смотрел — ему нужно было разобраться с собой: я в это верю или нет, я играю в эту игру или нет? И многие говорили — это не искусство, это фейк. Но с Марселя Дюшана началась история, когда мы начинаем с людьми «играть» в провокации.
Очень важная мысль: для тех людей, которых мы приглашаем в зал, мы даже сами не знаем, что будет трюком. Я была на концерте Оли Бузовой. Вы помните, как разошлось по сторисам, когда взлетевшая Оля кричит: «Делайте так, всегда идите на шаг вперед, никогда не бойтесь»? На самом деле в этот момент я стояла в зале за рядом людей, которые говорили: «Оля, упади, упади, упади, пожалуйста! Оля, упади!»
Почему люди так делают? Потому что хотят присутствовать при чем-то, что очень хочется пересказать: «Это так круто, я пошел на такой-то концерт и там случилось вот такое-то!» У него будет контент, которого, как он думает, не будет у других, потому что он присутствовал при чем-то, что взлетело, взорвалось, выкинулось — происходил какой-то трэш и он был свидетелем. И поэтому в индустрии шоу-бизнеса, западной, даже есть провокационные случаи, когда люди закладывают в свое шоу «неподготовленный» элемент или эффект.
Леди Гага падала с горящего рояля. Сначала показали, как она сидит на банкетке и в какой-то момент решает встать на нее ногой, как будто взбирается на рояль. Рояль, как будто, проваливается, она, как будто, падает в огонь. Вот это все воспринималось как «Посмотрите!» Все снимали это на видео. А потом это повторилось еще в одном шоу, и так проехал целый тур.
Бьёнсе спотыкалась с первого шага на сцене. Не можешь поверить своим глазам, что человек, который умеет выходить на сцену, спотыкается чуть ли не в каждом городе — в каждом туре есть такая простая фишка «Бьёнсе потыкается».
Это контент, который делается для «посева», для user generated.
Джастина Бибера стошнило на сцене. Это было в последнем туре, в его начале. Он выходит, ему плохо на сцене, он отворачивается, его тошнит. Он поворачивается к залу, вытирается в одно мгновение и начинает петь довольно чисто, всю программу, а потом отменяет ряд следующих концертов в странах, в которые невыгодно ехать. Вопрос: была заложена история, чтобы дальше продвигать идею «Посмотрите, Джастин Бибер выдержит все, он неубиваемый, он крутой, он сможет» или для того, чтобы «загасить» концерты с каким-то отложенным стартом?
Я не хочу сказать, что этми ходами надо пользоваться, но мысль в том, что есть вещи, которые заставляют нас сопереживать артистам. Мы перестаем в этот момент думать о том, как они себя ведут на сцене с точки зрения таланта, подготовки шоу, а начинаем включаться в историю, которая происходит с ними. Если у артиста нет такой истории, то мы смотрим на него и шоу как на что-то суперидеальное.
У нас был концерт Димы Билана. Мы прекрасно провели его на территории Москвы. Между Москвой и переездом в Питер у нас было две недели. За две недели он успел сломать себе ногу — никак не связано с репетициями. Он звонит, причем не в день, когда сломал ногу, а взвесив риски со своим менеджментом — какое-то время прошло, и говорит: «Мы тебе сейчас решили сказать. У них есть какой-то план, как меня беречь, но ты ни на что не ведись — мы делаем все шоу, как было придумано — никаких костылей, спецэффектов не нужно. Давай сделаем все по полной программе, потому что я хочу, чтобы люди не думали о том, что у меня сломана нога». Единственное, что мы заменили пьедестал, на котором он должен был подниматься вверх, на качели. И самое главное: он сказал, что не будет никого предупреждать, и в этот день просто в СМИ появится информация, что у него сломана нога, но ничего страшного.
Весь концерт Дима был между кулисами и сценой, потому что ему «довливали» адреналин, чтобы у него продолжала функционировать нога. И никто этого не понимал в зале, потому что люди не успели прочитать новости, что Дима Билан приехал к ним со сломанной ногой. И когда все закончилось и Дима ушел за кулисы, ему сняли лангетку, которая держала ногу, а она была вся в крови и гематомах. И менеджмент стал быстрее-быстрее что-то снимать, чтобы везде разослать по сторисам.
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Event.ru рекомендует - лучшие площадки! NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла ПОДПИШИСЬ НА ТГ! Эффективные
онлайн-события
«под ключ»
Я вышла в фойе посмотреть, какая реакция, — мы стараемся всегда слушать, что говорят люди — интересно же. У них был реально шок, но уже постфактум, не на самом концерте, и они даже не очень понимали и осознавали суть того, что произошло. И, к сожалению, этот момент, когда ты решил испытать судьбу, все подготовил, сказал людям сохранить шоу, чтобы действительно быть там «восставшим из мертвых» — никто этого не оценил. Потому что это не сработало вместе с коллегами из пиара — вовремя не сделали посев, который, как мне кажется, нужно было сделать, и артист остался «плоским», остался внутри того, что мы подготовили в шоу. То есть не появилось второго дна, на которое должны были обратить внимание, чтобы эта «плохая» вещь сработала на тебя.
Хотя, за полтора дня, когда я узнала о том, что Дима с больной ногой, я начала мониторить, как с этим поступали, когда была какая-то супербольшая проблема. Я видела довольно много фотографий, когда люди выезжали с лангетками, нога наверх, какими-то еще атрибутами специально — это было нарочито. И я очень расстроилась, что мы не воспользовались одним ходом, который мне понравился.
Есть очень крутая певица Джесси Джей с совершенно необычным голосом. Посередине тура она случайно — никак не подготовленная история — ломает себе ногу. У нее есть клип «Кто смеется надо мной» и в нем — маленькая Джесси Джей, то есть ее прототип. И они вызывают срочно в тур эту девочку, она учит полностью всю танцевальную программу для Джесси Джей, в самом начале шоу меняют интро и выкатывают большой трон. На этот трон садится певица, а девочка выбегает и играет ее — живой аватар. То есть без всяких технологий — просто выходящий персонаж начинает танцевать вместе со взрослыми танцорами, и пытается спеть не как Джесси Джей, а начинает кривляться. Все это происходит очень ярко. И у людей была реакция на то, что появился второй доп. артист, еще и с максимальной милашностью.
Бывают такие случаи, я понимаю, что это незапланированные трюки, но в какой-то момент это тоже стало трюком.
Удивление
Мой друг сказал очень важную и крутую мысль: начинайте перебирать вещи из насмотренности и задавайте им конкретные вопросы по параметрам. Как будто вы стали чатом GPT или Midjourney, то есть пропускаете через себя огромное количество информации и просто отвечаете «да/нет», «соответствует/не соответствует». Видите, мимо проехала машина, из нее красиво летит фонтан и за ней радуга — смотрите на это:
- Это вызывает эмоции? Это вызывает эмоции — точно «да».
- Это талантливо? Без вас пока не талантливо, но вы понимаете, как это сделать талантливо. Если было сделано кем-то талантливо, то нужно «обратить в это себя».
- Это вдохновляет вас? Тех людей, которым вы продаете, которые должны прийти и почувствовать это? Если говорите «да» — тоже берем в копилку.
- Это инновационно? Применяйте свои критерии, которые вы себе придумали, они могут быть какими угодно.
И самый главный вопрос после всех критериев, которые вы должны себе поставить: сможете ли вы сделать по-другому?
Если ты где-то «зацепили» атмосферу — эту атмосферу надо максимально изучать. Почему она зацепила тебя? Как получилось, что ты ходишь и всех уговариваешь: «Пожалуйста, на 2 пикселя назад свет верните, и вот здесь чуть-чуть по-другому и дымка чуть-чуть побольше»? Если вы горите о чем-то, что когда-то вас удивило, то вы сможете удивить следующего, потому что этот огонечек, «референс», есть внутри вас. Если вы посмотрите и попробуете в точности скопировать работу, то, скорее всего, где-то на середине пути она вас перестанет удовлетворять.
Почему плохо воровать искусство? Потому что как только вы осознали, что подошли к тому же самому, что сделал кто-то до вас, у вас тут же «отрубаются» настроение, руки, ощущение, вы перестаете вдохновлять свою команду: «Ну я уже очень близок к тому, что я видел» — магия того, что вы можете что-то круто переработать, начинает вас немножко жечь, и изнутри вы перестаете сами себе говорить «да» на все, что вы делаете.
Насмотренность
Насмотренность это эффективно. И когда вы смотрите, то фильтруйте под свой заказ: что искренне вам, вашему покупателю, заказчику, клиенту и ивентору нужно и что будет полезно. Я смотрю очень много изобразительного искусства, потому что я визуал, я слушаю очень много музыки, потому что работаю в музыкальной индустрии. Любой креатив — это что-то смежное между ИЗО и вовлечением новых технологий.
Например, как можно изобразительное искусство еще где-то применить? Пусть оно выйдет в дополненной реальности, куда-то сдвинется, поездит, покатается. Рекламный креатив и подобные технологии, которыми сегодня пичкают все и вся.
Профессиональные навыки
Если вы понимаете, что половина того, что происходит в вашем шоу, завязана на синхронизации людей, то значит она должна быть — люди должны находиться на одинаковом профессиональном бэкграунде, говорить, глядя в глаза и не произнося ни слова. Например, все посмотрели шоу Superbowl, а вы своей командой посмотрели, как выносили сцену, пересчитали все без вопроса «Что ты считаешь?», а так: «У меня 56 в желтеньком. — А я насчитала сколько там кубиков стоит». То есть, когда все люди в твоей команде понимают, что за этим есть сложная синхронизация.
Профессиональные навыки надо набирать не только в шоу. Ведь вам потом нужно будет за одну ночь синхронизировать работу большого количества людей, чтобы они сцену собрали воедино. То есть эти вещи и начинают удивлять вашего зрителя потом. Нас спрашивают: «А как вы там на теннисе — сразу последний мяч, а у вас шоу начинается, даже в Superbowl так не происходит?» Потому что мы придумываем, каким образом это сделать, пытаемся использовать каждую микросекунду, чтобы не дать зрителям уйти, чтобы человек посмотрел и сказал: «Действительно, ваше шоу было вообще! Мы его видели!» Потому что, если мы людям дадим уйти, они не увидят шоу и не будут знать, что мы там были, а значит, ничего не случится, и нас в следующий раз шоу делать не позовут.
Подводя итоги
Трюк — это эффектный искусный маневр или технический прием, невыполнимый для неподготовленного человека. Что бы мы с вами ни говорили, какие бы классные примеры других звезд ни показывали, нужно помнить очень простую вещь: то, что до вас не могут повторить, то, что легко у кого-то получилось на сцене, но при этом другой может сказать: «У меня бы запросто не получилось; я бы все разронял», — это и есть трюк. Как бы это банально ни звучало.
Например, все мы знаем такую певицу как Светлана Лобода и понимаем, что она не умеет барабанить на уровне профессионального барабанщика — она поп-певица. Но вдруг на Евровидении мы видим, как она появляется на сцене внутри крутящегося колеса и барабанит за установкой буквально 8 тактов, выкидывает палочки в разные стороны и выходит на сцену. И это уже воспринимается как трюк — то, что точно не сможет сделать ни один человек в зале или сможет малое количество людей, и на что ваш артист был способен потратить время.
Поделиться