Клуб кретивных директоров при поддержке AdIndex.ru провел отраслевое исследование о влиянии практики постоплат на креативные и диджитал-агентства. Всего в опросе приняло участие 67 агентств, совокупный оборот которых за 2013 год составил 8,95 млрд рублей (треть от оборота рынка). Метод исследования — онлайн-анкетирование и экспертный опрос.
Главные вопросы исследования:
- Действительно ли задержку оплаты услуг можно считать массовым явлением?
- Как задержка отражается на бизнесе компаний?
- Какие шаги нужно предпринять для изменения сложившегося порядка?
Тезисы:
- Иностранные компании придерживаются самых жестких регламентов при формировании договорной политики. Доля контрактов, по которым оплата производилась спустя три месяца после произведенных работ, у них в 4 раза выше, чем у российских коллег.
- 45% проволочек происходит из-за потери документов, иначе говоря, из-за неорганизованности. 92% отметили задержки при согласовании документов.
- Тренд: для заказчиков стоимость работ при условиях постоплаты автоматически повышается в среднем на 14%.
- 91% руководителей не учитывают полученный негативный опыт с задержками выплат от клиента и при дальнейшем сотрудничестве не вносят % кредита или доп.часы сотрудников в сметы клиента.
- 38% компаний задерживают зарплаты сотрудникам.
- 80% задерживают выплаты подрядчикам.
- 84% руководителей отметили, что из-за задержек с оплатой происходит потеря времени менеджеров. Тех, чью зарплату большинство компаний не задерживает ни при каких обстоятельствах.
- Четверти компаний приходится даже брать дополнительных людей на сервис, связанный с документооборотом.
- 77% компаний сталкиваются с кассовыми разрывами в результате постоплат. При этом, в первую очередь, страдают подрядчики, во вторую – сотрудники, в последнюю – налоги.
- 62% компаний снижают качество выполняемых работ для клиента из-за кассовых разрывов по причине постоплат.
Какие меры необходимо применить, чтобы оздоровить обстановку?
- 51% считают, что должна быть 50% предоплата
- 34%, что 30% предоплата
Необходимые шаги по мнению клуба креативных директоров:
- Мы должны перестать работать по 100% постоплате.
- В случае договоренности обеих сторон, постоплата не должна превышать 30 рабочих дней.
- Обязательная оплата питчей.
- Открытые тендеры должны быть. Закрытые тендеры приводят к манипуляции результатами тендеров.
- Лоббист нужен: человек, который от лица рынка говорит с клиентом.
- Черный список недобросовестных клиентов. Суды с неплательщиками.
- Выработка стандартов клиентских фидбеков по тендерам.
- Рекомендации, применимые к процедуре выбора победителя тендера.
- Правила хорошего поведения брэнд-менеджеров. Рейтинг бренд-менеджеров.
Выводы:
- Сложившаяся ситуация достаточно серьезна — склонность оговаривать задержку оплаты за услуги в области креатива и digital стала массовой и наблюдается уже на стадии подписания договоров. В дополнение к этому зачастую отсрочка платежей превышает согласованные заранее сроки.
- Причинами постоплат являются: — желание клиентов выиграть дополнительные финансовые преимущества; — плохая организация работы, ведущая к проволочкам при документообороте; — высокая конкуренция на рынке, позволяющая заказчиками диктовать привлекательные для себя условия.
- Сложившаяся практика негативно влияет на рынок — мелкий и средний бизнес не может соперничать с крупными агентствами, что ведет к нездоровой конкуренции, что в конечном итоге плохо и для клиентов; — даже стабильно работающие компании не могут полноценно развивать бизнес, так как вынуждены решать финансовые вопросы.
- Мерами по изменению такого положения могут быть: — создание реестров недобросовестных плательщиков и ознакомление с ними участников отрасли; — закрепление недопустимости задержек с оплатой на законодательном уровне; — публичное обсуждение проблемы.
Присоединяйтесь к Event.ru
Поделиться