Проведение мероприятий уже немыслимо без современного оборудования, дорогих и сложных декораций, всевозможных подвесных систем и спецэффектов. Однако именно эти высокотехнологичные установки, приспособления и материалы могут стать источниками повышенной опасности, а потому все технические аспекты регулируются нормами пожарной безопасности, правилами эксплуатации оборудования и подлежат тщательному контролю со стороны как организаторов, так и принимающих мероприятие площадок.
Пожарная безопасность
После трагедии в клубе «Хромая лошадь» в городе Перми 5 декабря 2009 года, когда в результате нарушения техники безопасности при организации культурно-массовых мероприятий погибли 156 человек, Правительство Российской Федерации изменило ранее крайне общие нормы относительно пожарной безопасности на более подробные Правила противопожарного режима в Российской Федерации №390 (от 25 апреля 2012 года).
В новом документе, помимо общих норм противопожарной безопасности, законодатели прописали еще и специальные нормы, касающиеся непосредственно пожарной безопасности в местах проведения мероприятий.
Неизменными остались наличие огнетушителей и планов эвакуации, отдельно оборудованные в соответствии с техникой безопасности места для курения, так как все эти положения относятся к общим нормам пожарной безопасности. В новом документе появились пункты, связанные непосредственно со сценическим оборудованием, а также качеством и типом материалов для декораций. Например, противопожарный режим предусматривает, что линзовые прожекторы и софиты размещаются на безопасном расстоянии от горючих конструкций и материалов. Это расстояние, как правило, указано в технических условиях эксплуатации прожектора. При этом светофильтры для прожекторов и софитов должны быть из негорючих материалов.
Заместитель директора по техническим вопросам КЗ «Крокус Сити Холл» Тышкевич Станислав Янович: «У нас есть официальное подразделение, служба МЧС, пожарные, которые дают разрешение (или не дают разрешения) на ввоз декораций и оборудования, следуя предоставленной документации по сертификации, выданной мастерскими. Они соответствующим образом визируют список с указанным оборудованием, ставят свою зеленую печать, разрешающую ввоз декораций, таким образом подтверждая, что все нормы по материалам соблюдены».
В обязательном порядке перед проведением мероприятия (или, как минимум, ежеквартально) проводится обработка огнезащитными составами деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфетах. После проведения работ в двух экземплярах составляется соответствующий акт, в котором фиксируется дата пропитки и все исходные данные. Один экземпляр передается заказчику, а второй хранится в организации, производившей пропитку.
Одной из базовых норм является категорический запрет на применение открытого огня (факелы, свечи, канделябры и др.), дуговых прожекторов, фейерверков и других видов огневых эффектов на сцене, в зрительном зале и подсобных помещениях. Хранение и использование пиротехнических изделий должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальных правил. Ни в коем случае не разрешается изготовление их кустарным способом или хранение в помещениях концертных залов или на трибунах стадионов, в парках культуры и отдыха или других местах с массовым пребыванием людей. При необходимости проведения специальных огневых эффектов на открытых площадках на согласование с органами государственного пожарного надзора ответственный постановщик, главный режиссер, художественный руководитель должен предоставить документы, где прописаны все меры по предупреждению пожаров.
Существуют и противопожарные правила хранения материалов и декораций. Так, в пределах сценической коробки можно размещать одновременно декорации и сценическое оборудование не более чем для двух спектаклей. Также запрещено хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах под зрительными залами. По окончании спектакля все декорации и бутафория разбираются и убираются со сцены в складские помещения.
Отдельный раздел Правил посвящен организации самих зрительных залов с точки зрения правил безопасности. Помимо уже упоминаемых выше планов эвакуации и указателей направления эвакуации, Правила требуют, чтобы в зрительных залах кресла и стулья соединялись между собой в ряды и прочно крепились к полу. Допускается не закреплять кресла/стулья в ложах с количеством мест не более 12 человек, если есть возможность самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, которые используются для танцевальных вечеров и где количество мест не превышает 200, крепление стульев к полу может не производиться, но в любом случае они должны скрепляться в ряду между собой.
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Всё для онлайн/гибридных мероприятий Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль ПОДПИШИСЬ НА ТГ! Event.ru рекомендует - лучшие площадки! NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Event.ru рекомендует - топовые артисты! Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Эффективные
онлайн-события
«под ключ»
Монтаж и эксплуатация оборудования
Однако опасность для гостей и организаторов мероприятия может исходить не только от взрывоопасных или горючих материалов, так что, хотя Правила противопожарного режима и являются основными, многие крупные площадки предъявляют требования к самим декорациям, оборудованию, их монтажу и эксплуатации.
Заместитель директора по техническим вопросам КЗ «Крокус Сити Холл» Тышкевич Станислав Янович: «Есть стандартный пакет документов, который используется на всех площадках страны и на просторах бывшего Советского Союза. Эти правила подходят под все площадки, как и перечень документов, который необходимо предоставить организатору. Мы заботимся о безопасности площадки, чтобы площадка, как можно дольше просуществовала, радовала население там, где она находится, и не погубила его на одном из мероприятий. Поэтому есть нормы, которые позволяют оградить гостей мероприятия от всяких катаклизмов. От природных явлений мы, конечно, обезопаситься не можем, но все, что можно сделать, мы делаем, применяя ключевые правила: правила противопожарной безопасности, правила по использованию электричества, по использованию защищенного оборудования».
Что же это за стандартный пакет документов? Это тот перечень документов, наличие которых дает полное представление о состоянии оборудования, возможности его эксплуатации в данных условиях и гарантиях безопасности. На техническое совещание за несколько дней до программы организатор мероприятия обязан предоставить:
- паспорт концерта-мероприятия;
- комплект эскизов декорации в разных ракурсах, обычно на листах формата А3,
- постановочный план-схему с привязкой к планшету сцены;
- центральный разрез подвесного оборудования и декораций;
- оригинал акта (не просроченный) приемки выполненных огнезащитных работ компанией, которой разрешены подобные виды работ, с приложением сертификатов на жидкость для пропитки, которой обрабатывалась декорация;
- сертификаты (не просроченные) УГПС МЧС РОССИИ на негорючесть банерной ткани и пластика, которые использовались для изготовления декорации;
- технический паспорт на цирковой аппарат (если есть в программе);
- разрешение на применение пиротехнических эффектов и прочих спецэффектов (если есть в программе);
- документы «Замер сопротивления изоляции» (заверенные копии).
Заместитель директора по техническим вопросам КЗ «Крокус Сити Холл» Тышкевич Станислав Янович: «Пакет документов стандартный для всех прокатных компаний, и особое место в нем занимает „Замер сопротивления изоляции“. Занимаются этим специализированные, узкопрофильные компании, которые имеют сертификаты на право проведения подобного рода работ. С помощью своего дорогостоящего оборудования они испытывают оборудование прокатчиков, которое будет использоваться с подключением к электросети, и по результатам дают заключение. Это делается каждый год. То же самое и с испытаниями типовых лебедок, которые несут нагрузку и на которые крепится дополнительное подвесное оборудование. Сторонние специализированные компании проверяют тормоза, качество цепей, общее состояние после длительного периода работы оборудования. Это, прежде всего, и обеспечивает безопасность площадки, и если этих документов нет, прокатчик у нас на территории не появляется».
Также, если это заявлено в программе, «хозяева» площадки могут затребовать у организаторов разрешение Управления Роспотребнадзора на применение лазерных световых эффектов (описание световых эффектов и схему прохождения лучей) и подробное техническое задание с указанием подрядных организаций и контактных лиц, принимающих участие в организации и проведении мероприятия.
Особого внимания, с точки зрения правил безопасности, требует использование электрооборудования, поэтому организаторы мероприятия также должны проинформировать руководство площадки околичестве точек подключения, расположении на планировке и потребляемой мощности каждой из них.
Казалось бы, все требования соблюдены? Однако нет. Непосредственно перед самим мероприятием (за день или два) и после того, как были предоставлены все документы на оборудование, организатор мероприятия предоставляет уже полные списки персонала и ввозимого/вывозимого оборудования, прилагая, как правило, копии технических паспортов, так как любое оборудование, установленное на площадке (сценические механизмы, грузоподъемные машины, кондиционеры, вентиляторы и т.п.), должно иметь технические паспорта, в которых содержатся технические данные, основные чертежи и расчетные параметры главных узлов. В паспорте отражаются все виды ремонта, замена деталей, результаты испытаний. Все записи в техническом паспорте производятся лицом, ответственным за работу данного оборудования.
Перед тем как начнутся непосредственно монтажные работы, заказчик предоставляет на рассмотрение в инженерный отдел проект-схему конструкций для подвеса и информационное письмо с кратким описанием конструкций и их общей нагрузки на балки к уже имеющейся, поскольку расчетная нагрузка потолка на разных площадках может отличаться.
Заместитель директора по техническим вопросам КЗ «Крокус Сити Холл» Тышкевич Станислав Янович: «Есть специальная организация ЦНИИСК (Центральный научно исследовательский институт строительных конструкций), они занимаются испытанием зданий и выдают заключения о максимально возможных нагрузках на несущие элементы. Поскольку у нас, в основном, подвесное оборудование, как привозное организаторами, так и наше (световое оборудование, звуковое), все это крепится, в том числе на типовых лебедках, к потолку, прочность которого не бесконечна. У нас есть заключение ЦНИИСК, что нагрузка потолка нашего здания может выдержать пять тонн. И наша специальная служба, занимающаяся подвесным оборудованием, постоянно отслеживает, чтобы нормы нагрузки не были превышены и потолок не обрушился».
Предоставленная схема изучается инженерным отделом площадки, и только после этого, если не выявлено нарушений и несоответствий, организатор или его подрядчик получают разрешение на проведение монтажных работ. Однако даже после того, как все документы изучены, конструкции собраны и декорации смонтированы, контроль за техникой безопасности не прекращается: если при осмотре смонтированной конструкции в концертном зале обнаруживаются несоответствия заявленным техническим параметрам или если прочность и качество сборки данной конструкции вызывают обоснованное сомнение, конструкцию/оборудование придется демонтировать по решению руководства площадки.
Поделиться