Дмитрий Дудинский – глава агентства D2 Marketing Solutions, основанного в 2007 году.

D2 Marketing Solutions является полносервисным коммуникационным агентством, оказывающим услуги в области разработки и реализации PR стратегий и TTL программ, SMM, а также организации мероприятий различных форматов.

В эксклюзивном интервью Дмитрий рассказал с чего все начиналось, и какое будущее он видит для своего агентства и индустрии в целом.


Дмитрий, вы с отличием закончили Финансовую академию, после чего в течение четырех лет работали консультантом по стратегии в двух западных консалтинговых компаниях. Как вы оказались в event-индустрии?

Я изначально рассматривал консалтинг как возможность найти себя, посмотреть на разные бизнесы и решить что мне ближе. Причем я стремился попасть туда с достаточно раннего возраста. Пусть я, разумеется, не мог претендовать на позицию консультанта в свои 19 лет, но в маркетинговый отдел одной из компаний тогда еще Большой шестерки меня практически взяли. Я поехал в отпуск и должен был в первых числах сентября выйти на работу. В этот момент разразился кризис 1998 года, так что даже уже обещанные соискателям позиции оказались заморожены. Тем не менее за время учебы даже в кризисные годы я приобрел разнообразный опыт и в банке, и в небольшом рекламном агентстве, и еще в паре мест, а сразу после окончания Финансовой академии я получил предложения от двух ведущих консалтинговых компаний.

Достаточно быстро я понял, что мне необходимо, чтобы результаты моей работы, в том числе в плане доходов, в значительно большей степени зависели от меня, а не от предначертанной карьерной лестницы и прочих не очень связанных со мной обстоятельств. В какой-то момент появилось хобби, которое заключалось в продюсировании крупных событий в части работы со спонсорами. Я неожиданно оказался очень успешным фанд-рейзером, мои заработки стали сильно превосходить доходы на основной работе и, что не менее важно, это занятие меня очень увлекало и приносило профессиональное удовлетворение. Я каждый раз видел яркий конечный результат, в то время как в консалтинге он очень часто выражается в талмуде с подробным анализом и рекомендациями, а будет ли клиент им следовать – ты можешь об этом даже не узнать.

В определенный момент я решил сконцентрироваться на собственном агентском бизнесе, в котором спонсоринг уступил место продюсированию событий под ключ, а через какое-то время мы также обзавелись собственной PR практикой и освоили еще некоторые направления, которые позволяют D2 Marketing Solutions являться полносервисным коммуникационным агентством, пусть и с нетипичной для пиарщиков обширной event-практикой.

При всем при этом я до сих пор консультант и обсуждаю с клиентами не только их мероприятия или построение взаимоотношений со СМИ. Полагаю, что ведущие международные компании непрерывно работают с нами по очень много лет не просто потому что мы делаем, например, качественные события, а еще и потому что мы видим потребности бизнеса и бренда несколько глубже и можем говорить с клиентом на одном языке и давать правильные рекомендации как в рамках описанных в брифе потребностей, так и за их пределами.

Вы являетесь руководителем агентства уже 8 лет. Можете рассказать, с чего начиналась работа, с каких клиентов и проектов? Что было наиболее сложным в начале?

Мало кто уже помнит, но до этого я некоторое время являлся управляющим партнером другого агентства, полностью специализировавшегося на event-менеджменте. Ради собственного дела я с большими потерями для себя прекратил продюсирование отечественной недели моды, но в итоге, как оказалось, сделал ставку не на того человека и неожиданно для себя через полтора года оказался без бизнеса.

Самым сложным в сентябре 2007 года, в том числе морально, было создать с нуля новое агентство. Со мной был лишь один сотрудник, человек который будучи еще студентом начинал как мой ассистент в первом агентстве. Его зовут Алексей Кычаков и сейчас он является одним из лучших событийных продюсеров в нашей стране, являясь соавтором и главным продюсером всех наших event-проектов.

Event-продюсер Алексей Кычаков

Уже осенью 2007 года группа L’Oreal, которую я привлек к обслуживанию еще в 2006 году, к счастью сочла возможным продолжить работу со мной, приняв в пул поставщиков мое новое агентство, и я горжусь фактом 9-летнего непрерывного сотрудничества с этой замечательной компанией. Постепенно возникали новые клиенты: банки, девелоперы, известные производители одежды и продуктов питания, а также новые парфюмерно-косметические клиенты. Одним из факторов, серьезно сдерживающим наше развитие, было то, что мы не практиковали откаты. Поэтому некоторые индустрии продолжительное время были для нас практически закрыты и только в последние два-три года мы наблюдаем заметное очищение в рядах и принципах работы. К нам начали сами приходить те, с кем еще недавно сотрудничество было невозможным.

Не имея возможности ворочать сотнями миллионов автомобильных и табачных бюджетов, мы сохранились как бутик-агентство, с авторским подходом к каждому проекту, хорошим клиентским сервисом и маниакальным перфекционизмом во всем что касается реализации проектов, будь то event`ы или PR, причем независимо от бюджета.

Какие выводы вы сделали после того, как агентство достигло столь успешных результатов? Можете сформулировать факторы успеха?

Успех в нашем бизнесе – понятие относительное. Кто-то гордится оборотами, кто-то увлекается участием в конкурсах и премиях, а в чьем-то агентстве количество сотрудников давно перевалило за сотню.

Наш успех, наверное, в том, что мы можем гордиться стабильным клиентским портфелем на протяжении многих лет

Наша база клиентов постоянно прирастает новыми потрясающими брендами, но многие из тех, кто начали сотрудничество три, шесть и даже восемь лет назад все еще с нами несмотря на жесткую конкуренцию, постоянно увеличивающееся количество агентств на рынке и стремление многих отделов закупок постоянно расширять пул поставщиков в непримиримой борьбе за снижение цен. Мы для таких клиентов старые друзья, которые помогут практически при любой задаче, любом дедлайне и любом бюджете (если этот бюджет адекватен задачам, конечно). Но при этом постоянно развиваясь, мы способны предлагать новые технологии и новые решения. Мы не повторяемся и, благодаря работе с широким кругом клиентами из очень разных индустрий, наш взгляд не замылен. Соответственно не возникает необходимости менять нас на новое агентство.

Важный фактор успеха – это люди и атмосфера в агентстве

У нас работают по много лет (хотя большей части сотрудников нет и 30). При этом мы небольшое независимое агентство, не способное по зарплатам и соцпакету конкурировать с некоторыми крупными игроками нашего рынка и тем более с серьезными российскими и транснациональными компаниями, который находятся на противоположной, клиентской стороне. Наверное каждый сотрудник назовет сугубо свои причины почему он выбирает D2 Marketing Solutions. Я лишь искренне стараюсь давать коллегам много интересной и разнообразной работы, всегда честен с ними в любых намерениях, суждениях и оценках, а также, подбирая новый персонал, пытаюсь оценить способность человека адаптироваться к нашей корпоративной культуре. Агентство располагается в красивом офисе в центре Москвы, хотя к нам редко приезжают клиенты, и я намеренно инвестирую значительные средства в комфортные условия работы. При этом каждому сотруднику в команде приходится демонстрировать высокую производительность труда. Мы выполняем очень много проектов силами весьма емкого коллектива, но благодаря нашим компактным размерам нам не пришлось ни задерживать зарплаты, ни сокращать сотрудников ни в 2008-2009 годах, ни сейчас. Более того, у нас есть пара новых вакансий. Конечно, слишком многое зависит у нас от партии и правительства, но я надеюсь, что ухудшение ситуация в экономике сменится стабилизацией и наши клиенты начнут смелее формировать маркетинговые бюджеты.

Кроме того, я считаю успешной нашу бизнес-стратегию. Пока одни агентства жили от одного крупного проекта до другого, зарабатывая много, но по несколько раз в год, мы не ограничивали себя высокими финансовыми порогами и собрали тех клиентов, чьи бюджеты возможно не огромны, но чей поток проектов все эти годы был очень стабильным. Я не утверждаю, что мы работали только со средними бюджетами, случались и проекты вплоть до миллиона долларов, но не благодаря им мы являемся теми, кем являемся. И вот сейчас мы наблюдаем интересную картину: некоторые агентства сильно ужались или закрылись, потому что, например, уж больше нет тех сумасшедших автомобильных бюджетов, а с другими индустриями и с другими стандартами качества, да и с другой производительностью труда они работать не умеют. Одновременно, те самые автомобильные компании начали наконец ценить не наличие десятков похожих автомобильных проектов в портфолио агентства, а знание современных технологий, оригинальный креатив и умение создавать прекрасный продукт в условиях ограниченного бюджета. И мы видим интерес к нашему агентству со стороны таких компаний и прогнозируем увеличение бизнеса в том числе за счет автомобильной индустрии, как это парадоксально ни звучит в наше непростое время. 

Ваше агентство известно событиями для luxury индустрии. Вы не хотите полностью сфокусироваться на обслуживание компаний этого сегмента?

Согласен, нас знают в основном по заметным событиям для люксовых брендов, нам нравится много работать с индустрией роскоши, мы в ней неплохо разбираемся и нам близки ее высокие стандарты. Но на самом деле на нашем счету и открытия заводов, и тест-драйвы автомобилей для среднего класса, и десятки запусков fashion и beauty марок среднего ценового сегмента. Качество во всем и внимание к деталям, столь необходимые в работе с люксом, мы переносим на события любых форматов, от презентации крема за 300 рублей до конференции дистрибьюторов. Я не хочу ограничивать себя работой с одной индустрией и тем более лишь с брендами определенного ценового сегмента – это может привести к профессиональной деградации, да и потом это просто скучно.

И все же спрошу еще про люкс. В чем на ваш взгляд заключается специфика российской event-индустрии в люксовом сегменте?

Наша главная специфика, на мой взгляд, заключается в том, что Россия, начиная с постреволюционного периода, к сожалению, совсем не родина люкса. Поэтому все основные потрясающие запуски, показы и презентации происходят где-то там, на родине прославленных марок, на основных неделях моды, на автосалонах или во время, например, крупнейших кинофестивалей. Есть и другой формат событий, когда модная круизная коллекция или, например, коллекция высокого ювелирного искусства демонстрируется в каком-то интересном месте, куда всем звездам, журналистам и главным клиентам из разных стран захочется съездить. В текущей политико-экономической ситуации про грандиозные события роскошных марок в Москве можно на некоторое время забыть. Становящиеся более редкими открытия бутиков, уже не столь помпезные локальные запуски премиальных автомобильных марок и достаточно камерные события люксового алкоголя – вот с чем мы будем работать в ближайшие годы, но замечу, что работать будем с удовольствием.

Как за время вашей работы менялась индустрия в целом?

Индустрия в плане агентств поменялась драматично и в значительно лучшую сторону. На смену организаторам праздников постепенно приходят эрудированные образованные молодые люди с новым подходом и мышлением, позволяющим анализировать задачи клиента и предлагать наилучшие пути их решения. При этом решения не обязательно лежат лишь в сфере event`ов, все больше агентств, включая наше, способны предложить правильный микс из коммуникационных инструментов. Развитие агентств стимулируется новым поколением клиентов, которые более не склонны бездумно выбрасывать деньги на «мероприятие», а четко понимают зачем оно нужно, достижению каких результатов оно должно способствовать. Кроме того, я рад тому, что все больше клиентов не рассматривают события как возможность личного обогащения, а следят за тем, чтобы каждый рубль был эффективно использован во благо своей компании, поэтому выбирают поставщика исходя из его способности предложить наилучший продукт, а не что-то еще.

Приведите, пожалуйста, примеры наиболее оригинальных и ярких мероприятий, которые ваше агентство организовывало?

Будет не совсем правильно выделять конкретные проекты как самые оригинальные. Я уверен, что почти каждый из нескольких десятков наших клиентов считает именно свое событие наиболее ярким. Могу привести пример небольшого события, которое для меня было особенно важным. В ноябре прошлого года клиент поставил перед нами задачу провести ужин в честь столетия винтажа Moёt&Chandon 1914 года. В итоге состоялся не просто ужин, который приготовил знаменитый мишленовский шеф Пьер Ганье. Гости стали участниками благотворительного аукциона в пользу фонда Владимира Теодоровича Спивакова, который, как известно, уже более 20 лет помогает молодым талантливым музыкантам. Мы придумали великолепные лоты, включающие в себя не просто винтаж 1914 года, но и возможность получить ценный опыт и впечатления, связанные как с мезоном Moёt&Chandon, так и с маэстро Спиваковым.

Владимир Теодорович и Сати Спиваковы с Дмитрией Дудинским на Благотворительном ужине Moёt&Chandon Vintage 1914

Мы пригласили невероятно красивых, успешных и щедрых гостей. Привлекли к сотрудничеству Sotheby’s, и его руководитель в России Михаил Каменский лично провел аукцион. Мы попросили Владимира Теодоровича и его жену Сати устроить выступление пары юных дарований, а в итоге получили концерт тех исполнителей, которые когда-то были реципиентами помощи фонда, а сейчас являются мировыми знаменитостями. И, наконец, всего с трех лотов мы собрали порядка 140 000 евро, и все они были переданы фонду. Событие нельзя назвать масштабным, там было всего около 100 гостей, но полагаю, что проектом вроде этого мы можем по праву гордиться.

Раз зашла речь о шампанском, то не могу не упомянуть последний проект для моего любимого Dom Pérignon, который начался на льду озера Байкал, а завершился в роскошном пентхаусе на Остоженке.

Каким вы видите будущее event-индустрии в России? Какие новые тенденции можете спрогнозировать?

И сейчас, и в ближайшие годы, в нашей стране актуален акцент на культуру и искусство. Просто веселиться, не узнавая чего-то нового, не получая, образно говоря, «пищи» для ума или для души, уже не принято. А в чем-то даже постыдно. Агентства, совсем не интегрированные в культурные процессы, будут все больше проигрывать тем, кто хоть как-то интересуется и держит руку на пульсе этих процессов.

Если же говорить глобально, то куда бы нас не тянули, мы будем развиваться со всем цивилизованным миром. Пусть и с некоторым опозданием. Я мечтаю о том, что когда-нибудь Россия станет не только родиной газа, нефти и одной шикарной водочной марки, но и новых, интересных, успешно конкурирующих на международных рынках брендов. И тогда в Москве мы увидим масштабные мировые премьеры, а наиболее успешные российские агентства будут получать контракты на международное продвижение отечественных марок.

Присоединяйтесь к Event.ru
2 5 идей для Хэллоуин-тимбилдинга внимание аудитории Как настроить мозг слушателя на правильное восприятие информации?
5 идей для Хэллоуин-тимбилдинга Как настроить мозг слушателя на правильное восприятие информации?