Мы поговорили с Евгением Тимащуком, сооснователем компании LYM, о зрительском реквизите — причинах его растущей популярности и возможностях использования, а также о последних фишках, самых зрелищных шоу и главных челленджах.

Евгений, расскажите подробнее о зрительском реквизите — как он применяется и какие задачи решает?

Касаемо масштабных мероприятий с рассадкой на трибунах или в концертном зале — реквизит решает две задачи. Во-первых, это визуальный эффект, когда мы можем использовать зрительный зал в качестве огромного светового прибора или в качестве экрана — в зависимости от типа выбранного реквизита.

Вообще в светодиодном реквизите есть два отличия: есть реквизит групповой, когда у нас условно зрители делятся на разные группы, им раздаются браслеты и каждая группа работает как один световой прибор; а есть реквизит попиксельный, адресный, когда каждый-каждый браслет является своей точкой свечения, и мы можем абсолютно всех зрителей использовать как большой светодиодный экран.

Также мы можем использовать LED-реквизит в качестве интерактивной механики взаимодействия со зрителем — он может реагировать на происходящее, нажимая на какие-то кнопки или поднимая вверх руки. Можно даже интегрировать какие-то инструменты для выбора конкретного зрителя и для последующих манипуляций с ним.

В чем, по-вашему, причина его растущей популярности?

Мне кажется, что причина его популярности в том, что он решает главную задачу, которая стоит перед любым организатором сейчас, — вовлечь зрителя в происходящее.

Смотреть на красивую картинку — это очень круто, но, когда зрителю кажется, что он вместе с артистами участвует в шоу, является его частью и от него тоже зависит происходящее на сцене, его вовлеченность и интерес кратно усиливаются.

При словах «зрительский реквизит» нам всем приходят на ум светодиодные палочки, а можете рассказать о каких-то еще необычных решениях и новых инструментах в этой сфере?

Помимо светодиодных палочек, реквизита действительно огромное количество. Когда мы начинали внедрять зрительский реквизит в 2010–2011 годах, это были всевозможные картонки, шумелки, шуршалки, фонарики и разной формы светящиеся элементы.

По форме сейчас есть великое множество реквизита: от стандартных браслетов, с нанесением и без, до стиков, палок и многого другого. Это все физический реквизит, неуправляемый. То, что до сих пор используется в спортивных ивентах.

Следующий шаг — разнообразный управляемый зрительский реквизит, который может полностью контролироваться оператором пульта, а некоторый еще имеет обратную связь со зрителем. То есть зритель может на нем сделать какой-то выбор (элемент голосования) или сам включить его так, как ему хочется.

Очевидно, что с точки зрения вовлечения, наиболее интересен светодиодный реквизит с обратной связью, где у пользователя есть возможность непосредственного участия в интерактиве.

Из последнего — сейчас появляется зрительский управляемый реквизит внутри надувных элементов. Он работает по принципу стадионных шумелок, которыми можно стучать, — такие большие надувные руки или палки, которые еще светятся и управляются.

Также сейчас популярны медальоны, разные формы для подвеса на шею или шарики, которые даются в руки и являются частью сценарного действия.

Если раньше зритель мог собрать самолетик и запустить его из зрительного зала на сцену или между собой, то сейчас туда можно внедрять элементы управляемой подсветки и так получать огромную массу светящегося перелетающего реквизита.

У нас была история, когда мы делали снежки, которыми можно было кидаться — они были легкие и не могли причинить боль зрителям. Мы внедрили туда элемент свечения и получили огромный управляемый эффект, где светящаяся масса перелетала от зрителя к зрителю и в сторону сцены.

Все ограничивается лишь фантазией. Кто-то не хочет пользоваться готовыми решениями, а, к примеру, создает собственный кастомизированный реквизит. Мы такое тоже делаем.

Какова механика использования реквизита? Нужны ли какие-то репетиции?

Управляемые элементы, помимо того, что ими можно взаимодействовать со зрителем, также очень хорошо работают как дополнительный инструмент для управления артистами или волонтерами при создании массовых сцен на стадионе, когда нет возможности проводить многочисленные репетиции. Каждому просто зашиваются цветовые команды: часть людей, видя на руке включенный белый свет браслета, понимает, что им нужно сесть, а другая часть, видя включенный синий, понимает, что им нужно подпрыгнуть или поднять вверх руки.

По сути, всю схему шоу мы можем заранее собрать у себя в студии, а выпустив волонтеров и правильно их расставив, запустить им под фонограмму нужные световые команды и фактически сразу получить нужные формы рисунков на сцене — это существенно облегчает процесс.

Также используя эту механику можно очень классно интегрировать зрителей в шоу на прединтро перед концертами или на брифингах, когда ведущие ведут диалог со зрителями и подсказывают им что будет происходить дальше: вы просто «на берегу» договариваетесь со зрителями, что когда они видят у себя включенным конкретный цвет браслета, то должны сделать определенное действие. Это очень удобно для них: не нужно ничего запоминать и думать, что в какой момент делать, — просто следовать «командам» браслета.

То же касается и интерактива: если на сцене происходит нечто, где зрителю задается вопрос с вариантами ответа, он делает выбор, и в реальном времени происходит подсчет цифр, а результаты отображаются на экранах в виде инфографики.

Также при выборе ответа девайс на зрителе может загореться определенным цветом, и мы увидим огромный зрительский зал, засвеченный в разные цвета. Перед нами моментально — реакция стадиона, и можно визуально оценить, что аудитории больше «зашло».

В чем отличие профессионального зрительского реквизита от других инструментов?

Главная суть использования зрительского реквизита — в возможности им управлять.

Иначе мы могли бы просто со сцены попросить включить фонарики на телефоне и получили бы визуальный эффект. Но он очень прост и неуправляем, просто для атмосферы. Этот прием можно сделать один раз и он не имеет вариативности.

А здесь мы говорим о том то, что реквизит обязательно должен быть синхронизируем, должен работать вместе со светом, с артистами на сцене, участвовать в шоу, делая зрителя со-создателем зрелищного процесса. Это часто видно на спортивных турнирах или предматчевых шоу, когда включаются единовременно браслеты или светящиеся палки — у зрителей это всегда вызывает некий вау-эффект с выдохом. Потому что они «тащатся» от массы и объема происходящего не просто на сцене, но и вокруг них: они видят, что они часть этой массы и часть общего светового полотна.

На какое количество человек имеет смысл использовать реквизит, чтобы был масштабный визуальный эффект? И применим ли он для небольших аудиторий?

С точки зрения эффектности, это, конечно, должно быть от тысячи человек, чтобы у нас появилось полотно, на котором мы можем что-то рисовать.

Зрительский реквизит применим на любых мероприятиях, но на меньших объемах это уже скорее инструмент для интерактива. В корпоративных мероприятиях, например, он используется больше как механика взаимодействия с аудиторией, для управления потоками, отстраивания, конкурсов или какого-то вовлечения. Но это не визуал, тут он решает другие задачи.

Какие самые зрелищные кейсы вы могли бы вспомнить?

Мне очень нравится вся история с предматчевыми хоккейными шоу, где мы часто используем браслеты или светящиеся палки. У нас был опыт стадиона на 35 000 человек, где мы делали церемонию открытия WorldSkills International в Казани. Там как раз была история с интерактивом, когда многотысячная толпа делает свой выбор, отвечая на вопрос, и мы видим реакцию на экране, видим, как включается весь реквизит в зале в соответствии с их выбором. И это очень зрелищно.

Мне очень нравится все, что делает условный Coldplay со своими зрителями: у них тоже есть разные вариации от медальонов до браслетов на стадионах, и видно, как именно работает попиксельный реквизит.

Существует уже множество кейсов, где вообще есть возможность не просто выводить на зрительские трибуны и арену световые эффекты, а использовать их как экранное пространство. То есть выдавать туда логотипы, какие-то надписи, обратные отсчеты.

Наиболее отчетливо это видно с высотных камер и картинка получается просто потрясающая — это классно используют в церемониях с трансляциями.

И это отличный прием, который нужно использовать, если есть масса и большое полотно.

Как вы поняли, что хотите заниматься зрительским реквизитом? И что особенно нравится в рабочем процессе?

Первый мой вызов, который явился стартом к тому, чтобы начать заниматься реквизитом, был на проекте, посвященном 20-летию независимости Казахстана.

На мероприятие мы придумали, что раздадим зрителям фонарики 2-х цветов, синие и желтые. Если посмотрите на флаг Казахстана, то там на небесно-голубом поле изображен золотой орел (беркут). Мы сделали раскладку по местам в компьютере, где каждому креслу соответствовал свой цвет фонарика, напечатали специально 2 типа мешков – синие и желтые, и, соответственно, в этой форме разложили фонарики. По итогу, когда зрители включили их все вместе, мы получили флаг Казахстана прямо вот с таким вот узором. И это показало, что адресный реквизит это очень крутая штука.

Лично меня всегда завораживает, когда мы собираем в студии формат стадиона, в котором расставляем эти браслеты в полном объеме и смотрим, как это будет выглядеть в конечном итоге.

Завораживает видеть, как собраны в кучу в огромной коробке 10 000 стиков и они там переливаются.

Какие челленджи встречаются на пути?

Работа с огромным количеством реквизита такого характера это всегда один большой челлендж. Представьте: построить конвейер на стадионе, где надо 40 000 чего-то просто, банально даже, поставить на зарядку, – это уже вызов и задача.

В целом работа с массовым реквизитом достаточно кропотливое дело. Нужно пространство, чтобы запатчить каждый браслет на свое место: карта стадиона заносится в систему и там каждому браслету присваивается номер места (в случае, если браслеты адресные, которые наиболее выигрышно смотрятся на стадионах). После патчинга нужно еще промаркировать каждый браслет, коробку, в которой он лежит, коробку в которой лежат все коробки, и выдать волонтерам для раскладки.

Отдельный челлендж — это сбор и раздача арендного реквизита. Поскольку это светящаяся прикольная штука — все хотят ее забрать, хотя она абсолютно бесполезна дома — развлечения ровно на три минуты (пока у нее не села батарейка), и в целом она не включается без удаленного пульта. Тем не менее, желание у зрителей (причем не только в России, но и во всем в мире) забрать эту «ерунду» с собой всегда присутствует, и мы все время думаем над тем, как сделать, чтобы люди возвращали все обратно и мы минимизировали потери.

Какие ошибки чаще всего совершают организаторы при работе с реквизитом, и какие советы могли бы дать с высоты своего опыта работы с этой механикой?

Мне кажется, что одна из наиболее частых ошибок — это то, что к вопросу зрительского реквизита и его продакшена возвращаются слишком поздно. А поскольку вопрос этот достаточно трудоемкий и ресурсозатртаный, то время в данном случае — показатель, напрямую связанный с ценой.

Поэтому важный момент, на который хотелось бы обратить внимание, что история с массовым зрительским реквизитом должна быть где-то в начальном пути разработки концепции сценария, для того чтобы его грамотно можно было подобрать, произвести или адаптировать по оптимальной цене. Ну и, собственно, не забывать закладывать его в смету в момент бюджетирования. Часто бывает, что вопрос зрительского вовлечения отходит на второй план при подготовке масштабного проекта. А уже накануне, когда необходимость интерактива становится очевидной, клиенты иногда хотят прибегнуть к компромиссу и в последний момент пытаются на десятитысячный зал поставить пять тысяч браслетов по причине отсутствия для этого бюджета.

Но эта попытка сформировать положительные эмоции зрителей и вовлечь их, к сожалению, оборачивается негативной реакцией от тех, кому реквизита не достается. И может быть, этим людям он был бы особо и не нужен, но почему-то, когда у одной части зала он есть, а у другой нет, реакция всегда традиционно негативная.

Поэтому самый главный совет: просто думать об этом в начале проекта — как с точки зрения финансов, так с точки зрения смысла и визуального образа. Базово я рекомендую организаторам вообще всегда помнить об активном вовлечении зрителей, ставить интерактивность во главу угла. Ну и, конечно, следить, чтобы технологии всегда отвечали целям и задачам, усиливая любое решение. Тогда происходит процесс синергии и любое масштабное шоу превращается в историю, по-настоящему захватывающую дух.

Присоединяйтесь к Event.ru
Parkur_na_cherepahah_ Как не стоит интегрироваться в метавселенную: разбор неудачных кейсов VKR_obyav_Turizm Event-план уровня «Бог»: готовый шаблон для идеальных задач
Как не стоит интегрироваться в метавселенную: разбор неудачных кейсов Event-план уровня «Бог»: готовый шаблон для идеальных задач