Игорь М. Намаконов — управляющий партнер MOST Creative Club. О проектах этого агентства говорят миллионы. Достаточно вспомнить автомат в метро, который выдавал билеты в обмен на приседания. О вирусных идеях, бизнесе и будущем индустрии узнаете из нашего интервью.
Я работал по специальности, причем еще до поступления на журфак: писал в газетах, а во время учебы работал в информагентстве.
Как раз работая в информагентстве, я многое понял о профессии и там же впервые придумал спонсорский спецпроект к Олимпиаде, после успеха которого меня позвали на работу в агентство. Я согласился, потому что понял, что в рекламе гораздо больше возможностей для меня — как в плане развития, так и заработка.
Было несколько пунктов, определивших мой выбор — не только деньги, но и спектр деятельности. По своему складу я расположен к творчеству, и несколько рекламных проектов помогли мне раскрыться больше, чем работа в журналистике.
В digital индустрии мы стали развиваться вместе с рынком, поэтому весь путь, который проходил лично я, был таким же тернистым, как и у всех. Сейчас, конечно, сложнее тем, кто приходит в наш рынок, потому что уже есть входные правила.
Когда я начинал, никаких правил не было. Делали, как могли. Постепенно, шаг за шагом мы исследовали рынок и развивались. Мы старались делать всё новое и неожиданное: запускали серии вирусных видео, делали интегрированные проекты, которые включали все возможные каналы — от ambient до фотожаб, организовали первую игру в альтернативной реальности в России, проводили первые кампании, которые переводили пользователей из офлайна в онлайн. Еще мы использовали в своих проектах все возможные новые технологии: звонки из видео, дополненную реальность, видеоквест на YouTube. Интернет нам помог раскрыться, поскольку в сети контакты были дешевле, можно было прогнозировать результат и влиять на ход кампании. Канал, который позволял оценить эффективность компании, и нам нравился, и привлекал клиентов.
Сейчас уже есть сложившаяся структура. В digital перешли такие понятия как стратегия и маркетинг. Всё приобрело несколько другой смысл. Для работы с клиентами, которые стали требовательными и продвинутыми, требуется экспертиза: нужно уметь исследовать аудиторию, искать инсайты, прописывать стратегию, разрабатывать креатив, обеспечивать качественный продакшн и главное — делать все это эффективно, чтобы канал работал. К тому же, в digital произошло жесткое сегментирование: появились компании, которые занимаются только посевом или только работой с блогерами. Поэтому теперь ты должен четко понимать, что можешь дать клиенту, который знает о канале все.
Можно как угодно зайти в индустрию, если мы говорим о конкретном человеке, не о компании. Вопрос только в том, на кого попадёшь. Кто будет твоим наставником и работодателем. Готов ли он терпеть отсутствие знаний и обучать.
Раньше учились по каким-то редким книгам и кейсам, читали статьи, ездили в Канны, копировали кейсы. И учились эмпирическим путем. Сейчас же есть школы. Как минимум можно заплатить денег и обучиться профессии: digital-стратег, digital-креативщик, копирайтер, smm-специалист. Если нет такой возможности, то достаточно зайти в интернет и поискать лекции.
Это был кризис 2008 года. К тому моменту мы с моими будущими партнёрами сделали много неплохих проектов и стали востребованы по отдельности. Мы начали получать персональные заказы. К нам обращались наши знакомые и друзья, которые хотели, чтобы мы для них что-то разработали: от принта или мероприятия до digital-кампании по продвижению фильма. В результате мы поняли, что у нас есть клиенты и мы можем открыть своё агентство.
В какой-то момент мы получили большой проект, который обеспечил нас стартовым капиталом.
Конечно. Это очень трудно. Но вообще, есть такая вещь, как энергия неведения. Она даёт особые силы и драйв. Тогда совершенно не важно, какие преграды впереди. Важно находиться в процессе изменений.
Мы не знали, что нас ожидает. Мы просто понимали, что нужно идти вперёд и много работать. Начинали со знакомых: первые клиенты — это всегда те, кого ты знаешь. Потом переходишь на мало знакомых. В результате было много встреч, клиентов и разработок. Мы получали обратную связь, заказы, а потом нас передавали «из рук в руки». Но нужно было совмещать процесс продажи, придумывания и реализации — команда тогда была совсем небольшой. Довольно аскетичный образ жизни. Не все с этим справляются.
Это да, но есть ещё невидимая энергия, о которой знают все предприниматели. Об этом мало кто готов говорить, поскольку это нематериальная вещь, ее сложно объяснить и осознать. Я говорю про случай, удачу, стечение обстоятельств. Например, когда совершенно неожиданно происходят выгодные знакомства, приходят средства и тому подобное. Предприниматели чутки к знакам и сигналам.
Уныние — это первый грех предпринимателя. Что бы ни происходило, ты должен быть в ясном сознании, понимании ситуации и видении того, как развиваться дальше.
Могу сказать, что попробовать поработать предпринимателем должен каждый, но не каждый должен им становиться. Я в этом смог убедиться, наблюдая за студентами, которым я преподавал творческое предпринимательство, и за коллегами.
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Эффективные
онлайн-события
«под ключ» NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Event.ru рекомендует - топовые артисты! Всё для онлайн/гибридных мероприятий Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором
Понимать суть дела, которым он собирается заняться. Быть настроен на позитивное развитие. Как я говорил, предприниматель не должен унывать. Иначе это может распространиться на всю компанию. Любая мысль и идея главы автоматически всеми чувствуется и влияет на развитие.
И, конечно же, нужно проявлять интерес ко всему, что вокруг происходит. Компания — это организм, который должен эволюционировать и развиваться под воздействием внешних ситуаций и изменений.
Нет. Люди думают, что есть какие-то ходы и решения, которые позволяют сделать ролик за 50 тысяч рублей и получить миллион просмотров. На самом деле — это сказочки и мифы. «Вирус» — это всегда какая-то удача, на которую не стоит рассчитывать. Это то, что ты получаешь дополнительно к прогнозируемому результату, для чего должны совпасть много факторов. Однако в проекте всегда должен присутствовать стартовый блок прогнозируемых действий: ты снимаешь качественный ролик, распространяешь его. Потом, если ролик сделан правильно, аудитории он нравится, им начинают делиться.
Надо очень много всего смотреть. Следить за новостями, подписаться на рассылку и обновления изданий, которые пишут о новых технологиях: Mashable, Sploid.Gizmodo, Kickstarter, да тот же AdsoftheWorld. Это и будет первым шагом к той самой насмотренности, которая очень важна для понимания духа времени.
Это довольно понятный пошаговый процесс. Сначала клиент формирует задачу, потом мы ее анализируем. Собираются все специалисты, мы дискутируем на тему понимания задачи. Дальше мы повторно задаём вопросы клиенту, а после начинаем погружаться в продукт.
Смотрим, что и как делал клиент. Анализируем действия конкурентов. Просто насыщаемся информацией и знаниями о конкретной теме. Дальше появляются идеи и решения, которые мы сваливаем в кучу, а потом анализируем и выбираем наиболее подходящие.
Я по образованию журналист. Мой партнёр — лингвист, ещё один партнёр — режиссер театра, руководитель креативной группы — социолог. Можно сказать, что это набор совершенно разных компетенций. Синергия этих способностей в одном месте рождает сплав решений, неожиданных интерпретаций. Однако при этом все эти специальности имеют общие качества — это гибкость ума и расположенность к вариативному мышлению. Вы можете быть кем угодно, но у вас должна быть вариативность: вы хотя бы не ходите домой одной и той же дорогой.
Для этого нужно хотеть стать таким специалистом. Не все хотят им быть. Нужно поставить цель и к ней идти. Всё просто.
Какие сейчас наблюдаются тренды в digital и event индустрии?
Отвечу не об индустрии, а о мире в целом. Всё больше идёт оцифровка личности. Виртуальность приходит в нашу жизнь. Роботы начинают активно окружать людей и заменять их в рутинных процессах.
Поэтому творческое мышление, которое доступно только человеку, начинает приобретать особую ценность. При этом творческое мышление, креативность — это навык, который можно развить и использовать где угодно: в бизнесе, образовании, науке, государстве. Индустриальная экономика закончилась. А в постиндустриальной экономике необходима постоянная генерация решений. Закончилась эпоха больших идей, началась эпоха большого количества идей.
Сейчас происходит технологическая революция, пока партизанскими методами: технологии по одному выкашивают бойцов и занимают территории. В итоге автоматизированные решения смогут заменить многие агентства. Вот что будет.
Поделиться