Номер, посвященный премиям, мы не могли представить без человека, которому отечественная индустрия обязана появлению легендарных образцов этого формата. Продюсер, ведущий, актер, режиссер, культовый светский персонаж Андрей Фомин поделился с читателями журнала Event.ru интересными фактами из истории своих главных проектов формата премий, раскрыл несколько секретов организации успешных церемоний и дал оценку event-индустрии в России в целом.

О премии Night Life Awards

Андрей, премия Night Life Awards впервые прошла в Москве в конце 1998 года. Россия, 98 год и премия в области ночной жизниКак это возможно? Она тогда вообще была у нас в стране, эта самая ночная жизнь?

— Никакой сформировавшейся клубной жизни в Москве, а тем более в других городах нашей страны, конечно, не было. В общем во многом именно поэтому я и придумал премию — она предвосхитила становление этой индустрии. Все началось с легендарного «Джазз-Кафе». Это место дало жизнь клубной индустрии в нашей стране, сформировало ее основные принципы — жесткий фейс-контроль, трудную доступность, систему бронирования столов. Аудиторией этого клуба было элитарное общество, грамотный микс из очень красивых и очень богатых людей. Автором такого концепта был Синиш Лазаревич, гениальный промоутер, кстати, именно с ним мы организовали первую церемонию Night Life Awards в 1998 году. Потом были «Титаник», «Шамбала» и, конечно, «Дягелев». Премия Night Life Awards стала системообразующей премией индустрии, своего рода индикатором ключевых событий клубной жизни. Проследив историю вручения премии, можно узнать всю историю развития клубной индустрии нашей страны.

Вслед за московской церемонией появилась премия в Петербурге. В других городах-миллионниках премия либо проводилась стихийно и бессистемно, либо не проводилась вообще. Почему?

— Все просто. Никакой клубной индустрии в других городах нашей страны нет. Конечно, один раз можно в любом городе вручить премию тем трем клубам, которые в этом городе есть, а на следующий год что делать?! Вряд ли жизнь там хоть как-то изменилась и появились прорывные проекты. В Москве было 12 новых номинантов каждый год. В Петербурге — 5–6. Ни один другой город не выдержит такой ротации. Мне поступала масса предложений от промоутеров из других городов, даже до сих пор поступают, хотя премия не проводится уже несколько лет. Я всегда отказываюсь как-то участвовать в этих событиях, просто не вижу в этом смысла. Какая может быть Night Life Awards, если в городе три клуба, пять баров и четыре караоке?! Кому ее давать, эту премию?

Как вы сами уже упомянули, последние три года премия не проводится и в Москве. Тоже некому стало ее вручать? Почему вы приняли решение закрыть этот проект?

— После кризиса конца 90-х восклицательным знаком ночной жизни столицы стал клуб «Дягелев», который сгорел вместе с клубной эпохой, став финальным аккордом десятилетней клубной индустрии. Клубная жизнь из большого, яркого впечатления для избранных стала прерогативой тусовщиков и молодежи. Она перестала формировать элитарное общество богатых и знаменитых людей, которые готовы были платить 10 тысяч евро за столик в самом модном клубе. Новая аудитория даже за шампанское «Кристалл» не хочет платить просто потому, что это «круто». Подобные «понты» канули в Лету.

Премия была чудесным явлением на протяжении 12 лет, она объединяла главных игроков индустрии, отражала последние тенденции и во многом формировала ночную жизнь двух столиц. Последние три года премия Night Life Awards не вручается, так как клубной жизни больше нет. На смену «Дягелеву» пришли молодежные клубы с демократическими ценами. Места, удобные для тусовки. Это уже совсем другая история.

Вы закрыли для себя этот проект навсегда или все-таки есть шанс возрождения Night Life Awards?

— Пока я не могу ответить на этот вопрос. Все зависит от тенденций, которые будут преобладать в этой индустрии. Пока смысла в возобновлении премии не вижу по причинам, описанным выше. Что будет дальше, не знаю.

О премии «Лавровый лист»

Премия «Лавровый лист» была учреждена в 2004 году, когда ресторанная индустрия в России еще только начала формироваться, тогда даже не было профессионалов ресторанных критиков. Как в этих обстоятельствах вы пришли к идее учреждения ресторанной премии?

— Вы сами ответили на свой вопрос. В то время ресторанная индустрия была некой обособленной областью, которая никем никогда не была охвачена.

Я придумал создание первой ресторанной премии, так как понимал, что для развития индустрии надо ротировать рестораны

По каким принципам проводится отбор номинантов и победителей премии? Кто выбирает победителей?

— Жюри премии состоит из двух авторитетных групп: Общественного совета и Совета ресторанных критиков. В Общественный совет входят светские персоны, журналисты, политики, бизнесмены — постоянные посетители ресторанов, которые формируют современную ресторанную культуру Москвы. Кстати, список этих людей (это порядка 50 человек) мы сформировали на основе информации от самих рестораторов и шеф-поваров. В Совет ресторанных критиков входят главные ресторанные критики страны. Каждый Совет выбирает двух победителей.

Ваша премия была первой, но постепенно индустрия начала развиваться и стало появляться все больше и больше различных премий и ресторанных рейтингов. Кажется, что буквально каждый уважающий себя журнал или интернет-портал о досуге, кулинарии или еде в целом считает своим долгом учредить какую-нибудь премию. Как вам удается в этих условиях перенасыщения удерживать за премией «Лавровый лист» признание самой значимой и важной в индустрии?

— Во-первых, это самая первая премия и самая уважаемая. Во-вторых, она никем не ангажирована. Премия журнала TimeOut, например, рассчитана на читателей TimeOut, которые вряд ли пойдут в дорогой, гастрономический ресторан типа «Боно» или Sixty. Другие премии и рейтинги, как правило, очень нишевые. Они вручаются тем ресторанам, которые входят в круг и формат этого журнала или сайта. Премия «Лавровый лист» имеет совсем другой формат. Победители отбираются по критериям высокой гастрономии, ноу-хау, новизны, именно поэтому она называется «независимой». По сути, это единственная независимая ресторанная премия страны, поэтому конкуренции никакой быть не может.

О премии «Серебряная калоша»

Конечно, в разговоре о премиях не могу не задать вам вопрос про легендарную «Серебряную калошу», одним из авторов которой вы были. Главный вопрос: премии «Серебряная калоша» вот уже почти 20 лет, а она до сих пор невероятно популярна. Что помогает ей оставаться на гребне?

— Сила премии в уникальном формате — формате «антипремии». Грубо говоря, на сто премий есть одна «Серебряная калоша». И, как показало время, из всех премий именно антипремия оказалась самой живой, интересной и актуальной.

Тем не менее премия довольно жестко проходится по светским персонажам, не жалеют звезд даже из высшего эшелона. И ведь они все равно приходят, журналисты устраивают ажиотаж, и каждая церемония вручения становится важным светским событием Москвы. В чем секрет?

— Секрет в правильной подаче. Правильной ироничной подаче. Смысл в том, чтобы подколоть номинанта, задеть, но не оскорблять. Тонкая грань вкуса, на которой очень сложно, но критично важно балансировать. Пока организаторам, сценаристам это удается, премия будет оставаться одной из самых популярных в стране.

Вы были практически бессменным ведущим премии до прошлого, 2012 года. Вы собираетесь еще возвращаться к проекту?

— Я действительно был одним из создателей этой премии и практически ее бессменным ведущим, но по разным идеологическим соображениям в последней премии я участия не принимал. Вернусь ли я к этому проекту, это, скорее, вопрос не ко мне, а к руководству радиостанции «Серебряный дождь».

Об организации премий в Росcии

Наверняка вы знаете о скандале, который поднялся после прошлой церемонии вручения премии «Муз-ТВ». И даже если это был PR-ход, призванный поднять рейтинги проекта, стало очевидно, что проблема честности выбора победителей в нашей стране довольно остра. Как вы считаете, она решаема или всегда останется вопрос «подтасовки результатов» и «купленных судей»? Какая система выбора победителя кажется вам наиболее справедливой и прозрачной? Как ее придумать?

— Ничего нового придумывать не нужно. Самая честная и справедливая система уже давным-давно изобретена. Это любая из крупнейших мировых премий. Например, «Оскар». Там есть экспертное жюри, составленное из специалистов области и смежных областей, которые и голосуют за победителя. Причем это действительно уважаемые люди, эксперты в этой области. Они объективны. У нас в стране пока эта система не приживается.

Я ни за что не поверю в правомерность интернет-голосований. Уже тысячи раз было доказано, что никакой справедливости не будет. Любой хакер из подмосковного Подольска пришлет тысячу голосов за прыщавую девочку, и именно она станет королевой красоты

Чем больше уважаемых академиков, экспертов области, которые выбирают победителя путем закрытого голосования, тем больше шансов избежать обвинений в нечестных выборах. Кстати, даже в случае, если это произойдет, всегда можно вскрыть конверты и проверить подсчеты. Все прозрачно. Я считаю, что это единственная легитимная система выбора победителей.

Андрей, помимо премий, о которых мы говорили, есть еще ряд ваших мероприятий, которые могут легко быть примером для любого организатора. Каждый ваш проект — это всегда громкое событие, которое собирает все сливки столичного общества и получает активный отклик в медиа. Как удается обеспечивать такой интерес? В чем секрет успеха? Есть какие-то золотые правила организации премий?

— Правил нет, только несколько важных обязательных элементов. Причем это не относится только к формату премий, а к мероприятиям в целом. Первый элемент — это оригинальный формат (здесь отличный пример как раз «Серебряная калоша», которая стала единственной антипремией среди сотен всевозможных премий). Второе — это крутое содержание, содержание, наполненное смыслом. Третье — это, конечно, знаменитости. Они своим присутствием придают значимость любому мероприятию. Ну и самое главное или одно из самых главных — это юмор. Премию нельзя проводить серьезно. Даже если это премия для пожарных, она должна повлиять на зрителя, достучаться до него, лучше всего с этой задачей справляется именно юмор. Качественный юмор. К примеру, церемония открытия Олимпиады в Лондоне — выходит Мистер Бин и начинает петь с оркестром, и весь мир хохочет. Вот вам сила и значение юмора в организации мероприятий.

Никаких золотых правил нет, есть несколько важных элементов, из которых состоит любое событие

Звездный статус ведущих премии играет роль в успешности мероприятия? Как вы выбираете ведущих ваших проектов?

— Ведущий в первую очередь должен быть энергетическим связующим звеном. В его обязанности входит не только прочитать текст по суфлеру или выучить сценарий. Он должен прежде всего установить контакт с залом и поддерживать его на протяжении всего мероприятия. Здесь не так важна статусность или, если хотите, звездность ведущего, сколько его энергетика и актерские качества. От его актерских данных зависит, будет зал реагировать на него или нет. Это алхимия.

Каких премий не хватает в нашей стране?

— На мой взгляд, в нашей стране премий уже более чем достаточно. Вообще премиями надо уже перестать заниматься. Рынок премий давно уже сформирован. В каждой области есть премия, которая так или иначе закрепилась в этой нише: есть две кинопремии, ресторанная премия, музыкальная премия, театральная, телевизионная. Все области уже «закрыты». Нужно тратить силы и энергию на развитие других форматов.

Что для вас качественно организованная церемония вручения премии? К чему стремиться организаторам? На кого равняться?

— Любая церемония вручения «Оскара, «Грэмми», «Эмми», все знаковые мировые премии — это то, на что стоит равняться. Это всегда кворум самых влиятельных и знаменитых людей индустрии. Знаменитости первой величины готовятся к каждой церемонии как школьник к выпускному балу. Как я уже говорил, один из залогов успешной церемонии — юмор. Эти мероприятия как нельзя лучше подтверждают мои слова. Посмотрите любое вручение премии «Оскар». Это же всегда очень смешно. Начиная с промороликов, выходок ведущего, подводок «вручантов» — все пропитано юмором, очень тонким, острым и действительно смешным.

Есть шанс, что в нашей стране появятся премии такого уровня организации и влияния?

— С event-индустрией у нас в стране вообще все сложно. Не хочу вдаваться в детали, но одно могу сказать точно — до уровня «Оскара» мы еще не скоро дойдем. В связи с этим, кстати, меня, например, очень беспокоит вопрос церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Вот это действительно самый значимый event, которым надо заниматься серьезно, чтобы над нами потом не смеялся весь мир. Я убежден, что это мероприятие должны готовить иностранные специалисты. Я не знаю русских организаторов, которые могли бы сделать церемонию открытия сочинской Олимпиады. В Москве по крайней мере я таких людей не встречал.

Присоединяйтесь к Event.ru
c2a0374f26c60b7caffa260ff617080d.png Ларс Уве Блейер: Эмоции гостей наших мероприятий — главный драйвер нашего развития e6230bac351d6d08f1ebd0379bee4e71.png Видеообеспечение форума Открытые инновации
Ларс Уве Блейер: Эмоции гостей наших мероприятий — главный драйвер нашего развития Видеообеспечение форума Открытые инновации