Мы поговорили с режиссером Ольдой Кузьминых, которая одной из первых с начала пандемии работать в онлайн-формате.

Об отличиях офлайна и гибридного формата, фишках, трендах, бюджетах и ошибках — читайте в нашем интервью.

Что для вас онлайн как для режиссера?

Онлайн — это отличный канал коммуникации между людьми и дополнительный формат к любому офлайн-проекту. Рано или поздно телевидение бы все равно пришло в event-сферу. Как пришло когда-то кино, и все стали делать кинофестивали и снимать в рамках мероприятий полноценные фильмы. Сегодня мы это делаем наравне с представителями киноиндустрии. Поэтому я рада, что онлайн вошел в нашу жизнь и хорошенько нас встряхнул. Надеюсь, с концепциями «Стиляг» и «Гетсби» мы распрощались надолго.

Расскажите о своем пути в режиссуре

Я закончила Кемеровский государственный университет культуры и искусств, кафедру режиссуры театрализованных представлений и праздников. Работаю в event’е с 17 лет. В Москву я приехала в кризисном 2008-м. Начинала свой путь с агентства «Подъёжики», и вот уже 13 лет работаю на фрилансе.

Когда индустрия только погрузилась в онлайн, я отправилась на стажировку в технический продакшн, чтобы наработать практику — для меня это было экспресс-обучение, мне хотелось погрузиться в тему глубоко, потому что я понимала, что онлайн теперь будет с нами всегда и в нем нужно уметь работать.

Обычно люди учатся новой профессии годами, а здесь нужно было оперативно понимать — как строить кадр, куда ставить спикеров, какой должна быть подложка и визуальные картинки, фишки, интерактивы. В будущем, я планирую получать дополнительное образование в сфере онлайн режиссуры, чтобы еще лучше понимать эту сферу. Студенткой я работала на ТВ и этот опыт мне очень помог, но, тем не менее, поначалу все было максимально страшно, в новизну. Я чувствовала, что это была возможность сделать что-то новое и крутое.

В технических продакшн-командах тогда наступил бум онлайн-запросов, а обрабатывать запросы от заказчиков по креативу и режиссуре было некому — ребята выполняли только техническое оснащение. Так и начала учиться сразу на практике. Пока все организаторы переживали о том, что делать, мы работали по три онлайн-проекта в день.

Когда случился первый опыт онлайн-проекта и чем он отличался от офлайн?

Это был май 2020, юбилей крупной компании, который я провела со своего балкона.

Подготовка длилась около 3 недель, все было стандартно — с рабочей группой мы были на связи онлайн. Пожалуй, добавились только новые термины и то что все совещания были в зуме.

Разницу я почувствовала уже после события. Эфир шел 2 часа и когда он закончился, я ничего не поняла.

Странное чувство, когда ты все сделала хорошо, но не поняла, как все сложилось. Физического участия же не было, как так? Вроде бы чувство, что сделали все классно, но нет живых эмоций от гостей. Обычно ты видишь из реакции: счастье или разочарование (такое тоже бывает) или равнодушие. Поэтому здесь были какие-то смешанные чувства и эмоции внутри — понравилось/не понравилось? Как все прошло?

Потом я уже поняла, что такого рода события уже не исключение из правил. Это «новая реальность», и к нее нужно оперативно вникать, учиться заново.

Конечно, когда зрители начали писать обратную связь — это уже сложило у нас какую-то картину. Да, я не видела всех эмоций на месте, но я видела их через экран, через трансляцию которая была и это, конечно, колоссальный опыт, который мы и представить себе не могли несколько назад на офлайн-проектах.

На тот момент мы не особо понимали, как делать саму онлайн-трансляцию — покадрово или делать какие-то ТВ-фишки, в какой момент титры и выезжающие плашки и так далее. Мы все сделали так, как себе представляли первично, рискуя, фантазируя и опираясь на опыт технических специалистов.

Кстати, когда потом из-за болезни мне пришлось вернуться к формату «балконной режиссуры» — я сравнила свой 1-й и условно 100-й опыт: было уже гораздо легче, потому что я понимала картинку и понимала как все должно быть.

Раньше если ты заболел — то сходишь с дистанции, не можешь ничего увидеть и никак помочь своей команде, а сейчас я провела несколько крупных проектов и все прошло без накладок. Сейчас «балконный формат» позволяет рулить процессом из любой точки мира, главное все настроить технически, настроить удаленную команду.

В чем принципиальное/ключевое отличие режиссуры онлайн, офлайн и гибридных проектов?

Основное отличие — в сюжетной и сценарной логике. Это три разных сценария, задача которых вызвать эмоции, отразить ключевые смыслы, построить диалог между зрителем и тем, что он видит на экране или находясь на мероприятии.

Все эти задачи решаются разными способами, при помощи разных приемов и выразительных средств.

В онлайне мы всегда стремимся сделать такое событие, которое бы так заинтересовало нашего зрителя, чтобы люди по ту сторону экрана, которые его смотрят были с нами как можно дольше. Чтобы им было максимально весело и интересно. Также нам необходимо сделать все максимально технично, чтобы не было не плавных переходов, чтобы ведущий говорил классный текст, чтобы была достойная красивая картинка.

Наша задача — удержать зрителя, вызвать у него определенные эмоции, чтобы зритель понял ту идею, которую транслирует заказчик.

В офлайне все живое — и зрители и выступающие на сцене и артисты, здесь задача обменяться эмоциями, создать классную атмосферу и сделать так чтобы здесь и сейчас зрители поняли чего мы хотим от них. А в гибриде мы соединяем 2 формата в одном — его задача в том, чтобы и зрителям за кадром и зрителям в студии было бы интересно совместно.

Гибрид интересен мне тем, что мы можем существовать в 2 сценарных подходах — с реальными участниками у нас может быть один сценарий, а с онлайн-зрителями — другой, где есть свой ведущий, своя спикерский сетка, свои интерактивы, и мы в какой то момент делаем точки соприкосновения двух аудиторий в одну. И в этом сложность, так как таких специалистов мало, обычно кто-то делает онлайн и кто-то офлайн, а с чувством, с толком, с расстановкой соединить оба формата в один достаточно не легко — говорю на своем опыте.

Очень сложно соединить всех по времени, потому что в онлайне можно перебиться каким-то роликом, спикером, интерактивом, а офлайн — это живой организм. Самое сложное в соединении форматов заключается в той пиковой точке, когда у нас в студии вещает ведущий, который обращается к ведущему в онлайне, они между собой переговариваются и мы приглашаем спикера либо в онлайне, либо в офлайне или делаем какой-то баттл между двумя форматами.

Формат сложный, но именно его сейчас выбирают большинство заказчиков, потому что все поняли, что он рабочий. Когда у тебя по всему миру сидят клиенты и партнеры — соединить их раньше было невозможно. Какие-то локальные подключения делались, но не так масштабно. Теперь это вообще нормальная история, когда мы делаем проект и подключаем людей из Бразилии, Лос-Анджелеса и вообще любой точки мира. И это формат который позволяет разнообразить наши программы, сделать их намного креативнее, мощнее, с возможностью привлечь вообще кого угодно в концепции наших событий.

События в каком формате вам нравится делать больше и почему?

До пандемии я занималась событиями корпоративного сегмента: гала-ужины, деловые программы, постановка номеров, творческих концертов, handmade-спектаклей.

Сейчас мне нравится гибридный формат. Я люблю сложные проекты, это всегда интересно и позволяет расти профессионально. Гибрид позволяет сделать «2 в 1», охватить большую часть задач.

Важно понимать, что на гибрид специалистов нигде не учат. Это означает, что ты или самоучка или имеешь большой опыт и разбираешься в процессе организации проекта «от» и «до». Конечно, это тот еще челлендж. Сложный, но очень интересный и местами даже захватывающий.

Сейчас работа удвоилась, я делаю и офлайн, и онлайн и гибридный формат, иногда это может быть несколько проектов в день.

Какие основные ошибки допускает режиссер классических офлайн-мероприятий при подготовке онлайн-событий?

На мой взгляд, основная проблема сейчас, из которой произрастают все остальные, в том, что много режиссеров, которые не имеют никакого образования вовсе, даже базового. Это шоумены, которые могут много и красиво рассказать о проекте, но когда они встают за технический пульт и им нужно стать рулевыми всего процесса — у них на это не хватает ни опыта, ни сил и проекты начинают сыпаться как карточный домик. Как следствие, они не понимают технические особенности реализации проектов, а зачастую это самое важное. Не видят картинку через камеру, не понимают, как устроено ТВ. Не все понимают, что проекты нужно репетировать и что у этих репетиций есть своя специфика. Из-за этого чаще всего и возникают проблемы во время эфира.

Нужно идти и учиться профессии. Должна быть база и основа. Просто красиво говорить и оформлять презентации — это другая специальность и этого не достаточно. Режиссер должен ВИДЕТЬ то, что будет происходит и в кадре, и в студии, а может быть и там, и там одновременно.

Представьте — вы закрываете глаза и у вас 18-00. Вы видите как пойдет заставка, откуда выйдет ведущий, куда он сядет, в какую камеру будет смотреть, как он потом развернется и сменит камеру, как выйдут спикеры, куда они будут смотреть и как говорить, как они будут смотреться вместе, как запустится презентация, как она будет переключаться, кто это будет делать? Если будут интерактивы — где и как они будут происходить? Технических деталей очень много. Но если «специалист» говорит заказчику, что «10 человек и 2 камеры — это хорошо», то это, конечно же, тоже говорит о непонимании технических деталей, а это вторая проблема непрофессиональных онлайн-режиссеров.

Сейчас в нашей профессии, к сожалению, очень много лже-специалистов. У нас есть общий чат с режиссерами, где мы обсуждаем эту проблему и реально очень переживаем за наше дело.

У заказчиков нет четкого понимания задач режиссера и часто возникают сомнения — нужен ли вообще режиссер в онлайн-проекте, для чего. Часто сказывается негативный опыт, когда на прошлом проекте был режиссер, который много чего обещал, но не смог реализовать.

Хотите быть режиссерами — идите учится хотя бы на курсы режиссеров!

Какие советы вы могли бы дать заказчикам, которые планируют сделать событие в онлайн-формате впервые?

Когда в чем-то нет опыта, есть страхи, а из них уже идет неуверенность и непонимание.

Заказчики не понимают что такое онлайн в принципе, как это будет организовано. Сейчас уже у нас есть много презентаций, где мы можем наглядно показать какие-то вещи, показать эфиры, рассказать, как строится эфир, как говорит ведущий, как сделаны планы в сценическом пространстве и какие есть интерактивы, как выглядит выступление группы в онлайне и так далее.

Главное — это максимально подробно объяснить заказчику как все происходит, показать примеры. Так будет больше понимания и вероятности, что заказчики получат тот эффект, который хотели.

Не бояться экспериментов! В онлайне можно смело делать то, что раньше было нельзя. Это приносит финансовый результат. Я считаю, что онлайн — очень классный канал коммуникации между людьми, и им нужно пользоваться на максимум. Тем более, сейчас.

Какие тренды в онлайн-режиссуре вы бы выделили на текущий момент?

Мэппинг, всевозможные форматы виртуальной реальности. Сейчас много интересных и нескучных интерактивных студий. Можно также использовать переходы из одной студии в другую, что позволяет добавить событию немного театральности.

Все они решают главную задачу — вовлечь зрителей в событие. Многие клиенты переживают, что гостям будет неинтересно по несколько часов смотреть на экран, но при должной подготовке и интеграции интерактивов внутри программы, это далеко не так. Всех и всегда можно вовлечь, независимо от характера проекта.

Сейчас мы расширяемся и совершаем переход — если раньше был один хромакей, где были разные картинки, то сейчас это все больше живые студии, где можно что-то потрогать, куда-то сесть, на какой-то необычный диван, открыть шкаф и взять оттуда кликер и так далее. В моей практике — диджитал смотрится круто, но мы сейчас идем больше в живые программы с реальным реквизитом.

Кто по-вашему главный на онлайн-проекте?

В онлайне важны все, но для меня главный — продюсер, потому что это человек, который общается со всеми службами команды, которая готовит проект, с заказчиком и с организатором, который лично отвечает за проект.

Также на проектах сейчас появляется такая должность как режиссер трансляции. Режиссер онлайн-ивента прикрепляется к режиссеру трансляции, и мы в паре работаем в онлайн-режиме. Почему это делается? Потому что технический режиссер онлайна понимает лучше как сделать картинку, как ее подснять, как сделать кадр, выделить деталь и прочее.

Я ставлю режиссеру трансляции задачу, мы садимся, проговариваем основные моменты, акценты, с точки зрения идей и концепции. Глобально, режиссеру трансляции может быть все равно, о чем этот проект, ему главное сделать технически правильный продукт с точки зрения картинки, визуалов, деталей и общих мелочей.

Почему онлайн-события выходит по бюджету сравнимым с офлайном, если не нужно арендовать площадку и тратить бюджет на еду?

Из-за того, что в онлайне необходимы технические репетиции, дельта по сумме растет.

Обычно мы репетируем один день накануне (два, если проект сложный), а утром в день мероприятия проводим генеральный прогон. Уже потом выпускается сам проект, поэтому к сожалению, или к счастью, появляется дополнительный день, который оплачивается заказчиком.

Часто у заказчиков есть представление, что смета в онлайне должна быть в 2-3 раза меньше, чем офлайн, но это абсолютно не так.

Когда начинаешь вникать, — понимаешь, что онлайн намного сложнее, чем офлайн. И с технической стороны, и с финансовой: оборудование тоже стоит денег и, как минимум, технических специалистов нужно в 2 раза больше. Отсюда и растет смета.

Присоединяйтесь к Event.ru
Игра в Катрана или жесткий тимбилдинг от EventPlatform Игра в Катрана или жесткий тимбилдинг от EventPlatform Ralph Lauren приглашает провести зимние каникулы в метавселенной Метавселенная от Ralph Lauren: бренд запустил зимний онлайн-event в Roblox
Игра в Катрана или жесткий тимбилдинг от EventPlatform Метавселенная от Ralph Lauren: бренд запустил зимний онлайн-event в Roblox