Мы поговорили на тему режиссуры мероприятий с одним из самых известных постановщиков event-индустрии — Георгием Долмазяном.

Георгий Долмазян — режиссер-постановщик, продюсер, лауреат многих российских и европейских театральных премий и обладатель множества наград как от Правительства Москвы, так и Министерства Культуры РФ, человек, который сделал сотни успешных мероприятий для таких клиентов как: «Видео Интернейшнл», «Phillip Morris», Журнал «СНОБ» — премия «Сделано в России», «KPMG», «Райффайзен БАНК», «World of Tanks» Wargaming, «М-Видео», «Орифлейм», «Согаз», «KFC YUM», «МТС», Лаборатория Касперского, ЛУКОЙЛ и многих других.

Георгий поделился взглядом на взаимодействие с event-агентствами, опытом разочарования в проектах, а также своим видением профессии event-режиссера и ее перспектив.

Какое образование вы получали в начале карьеры? Можете ли отметить сейчас какие-то хорошие школы?

Изначальное мое образование — кинематографическое. Это потом появится театр, и я сделаю резкий поворот в сторону сценических искусств. Как стать режиссером? Я честно не знаю ответа и всегда пользуюсь знаменитой фразой великого Эйзенштейна «Научить режиссуре невозможно, но научиться ей — можно». В этой фразе мощнейший код доступа и точный посыл. Очень надеюсь, что кому-то она тоже поможет в момент выбора профессии.

Отличается ли event-режиссура от театральной?

Никакой разницы. Или вы видите нечто, что создал человек, владеющий профессией режиссера или нет. Живое от мертвого отличается мгновенно.

Может ли режиссер заниматься только мероприятиями, без другого бэкгарунда?

Режиссер просто обязан постоянно развиваться, накапливать. И у каждого свой набор «перезарядки». Но без этой «регенерации в режиме нон-стоп» вы рискуете превратиться в бездушную машину, которая штампует пластмассовые игрушки на китайском заводе.

Работа режиссера сложна еще тем, что она связана с огромным количеством знаний и навыков. Стоит лишь остановиться в саморазвитии и наступает творческая смерть.

Чем вы вдохновляетесь?

Честно говоря, я устроен иначе. Мне не нужны поводы или какие-то другие формы стимуляции для творчества. Я все время на взводе. Иначе и представить сложно. Меня может вдохновить на творческий подвиг все, что угодно. Главное, чтобы ответ на самый важные вопрос «Что измениться в моей и жизни тех, для кого создается этот проект?» убедил!

Можно поподробнее про саморазвитие и вдохновение, про то откуда лично вы черпаете его для своих проектов?

Главные мои вдохновители — это люди. И те, кто в малом кругу, и те, кто в большом. Человек мощная энергетическая станция. И обмен между группами людей представляет из себя серьезный заряд. Далее идет путешествие. У каждого из нас есть своя важная географическая точка, которую нынче модно называть «местом силы». Для одного это поездка в Непал, а кому и подмосковной дачи с саженцами достаточно. Главное — это наличие Природы! Идите в лес, найдите самое большое дерево и обнимите его! Дайте энергетическому обмену состояться. Проведите сутки на берегу океана, идите в горы. Поверьте, результат не даст себя ждать. Ну и, конечно, любая самообразовательная программа — книги,  музеи, выставки и так далее. Культурное пространство это лучший вариант для саморазвития и вдохновения.

Считаете ли вы, что режиссер — это главный человек, от которого зависит эмоциональный результат мероприятия?

Если мы говорим о духовно-эмоциональном посыле представление, то да, ответственный режиссер-постановщик. Он выбирает сценариста, группу художников (свет, графика, саунд дизайн и так далее) для создания цельного произведения.

Какие самые частные ошибки чаще всего совершают режиссеры при организации?

Несколько раз за последние годы на меня выходили представители крупных компаний с просьбой оценить их мероприятия как эксперт. Такая информация исключительно внутренняя и направлена на более детальное понимание клиентом уровня подготовки и проведения мероприятия. Иной раз ошибки видны еще на улице, у входа. Тут такая же проблема, как скажем, в театре. Ведь поставив прекрасный спектакль можно перестать думать об остальном, но до самой постановки зритель проходит целую цепочку знакомств. На входе его встречает билетер, потом гардеробщик, потом на его пути появляется туалет, потом продавцы программок, официанты в кафе, администратор по залу и только потом талантливый и прекрасный спектакль. Любой из этих этапов может здорово испортить настроение зрителю, и он дойдет до постановки с негативом внутри. Зачем?

Вы даже не представляете, как сложно проходит поиск и общение с будущими театральными администраторами? Ведь это первые лица театра! С них, а не с вешалки начинается театр.

Ровно так же серьезно нужно относиться к мероприятиям. Очень рекомендую всем коллегам за пару месяцев до проекта выйти на улицу и пройти весь путь гостя.

Бываете ли вы недовольны своими проектами, в чем причина по-вашему?

Было несколько проектов, после которых, скажем так, не было традиционного состояние счастья и радости. Но если говорить о крупном негативном опыте, то, конечно же, есть одна история, которая не отпускает. Чуть меньше пяти лет прошло, а я все забыть не могу. Мой дорогой и любимый внутренний критик требовал отказаться от проекта еще после первой встречи, но я уговорил его. Мол, ну что ты нервничаешь? Мало ли что тебе не понравилось? В конце концов, это твоя профессия! Потом был следующий звоночек, потом еще один, потом еще. Но я всегда находил аргументы для продолжения. И вот, приходит день Икс, когда все страхи внутреннего критика оправдались, а я понимаю, что уйти уже нельзя. По многим причинам. О господи, какой же дальше был ужасный месяц…

Не обговорив в самом начале важные, ключевые моменты, не уточнив эстетические эталоны и много чего еще из этой области сказал «Да», а потом уже было поздно…

Помню, когда проект закончился, я выдал что-то в рацию «Всем спасибо! Вы большие молодцы!», отставил ее на пульте художника по свету, вышел на улицу и пошел пешком домой. Все полтора часа я повторял одно и то же — никогда не входить в историю, если есть хоть капля духовно-эстетического разногласия.

С каким заказчиком вы не будете работать ни за что и никогда?

Как известно, фраза «Никогда не говори никогда» очень даже хорошо работает. Но если хоть один пункт из традиционного списка не «выстреливает» на первых встречах, то я, скорее всего, откажусь от сотрудничества. В первую очередь — понимание, что мы партнеры, нет никаких «свой-чужой или наш-ваш проект». Во вторую — здоровая амбициозность замысла. Я не могу себе позволить сделать, так называемый очередной проект. Даже если повторяется тема и направление, хочется творческих задач, для решения которых нужно будет прыгнуть выше своих возможностей.

Какие можете отметить знаковые кейсы коллег за последнее время, которые вы считаете хорошими постановочными примерами?

Безусловно, из года в год все больше и больше интересных проектов. Серьезная конкуренция на рынке двигает большие агентства вперед с бешеной скоростью. И этому можно только порадоваться. Из тех, что создавали коллеги, особо запомнились три совершенно разных, но совершенно прекрасных проекта, как на уровне замысла, так и воплощения: Eventum Premo / S7 с выходом на территорию аэропорта, MaxMedium с собственным мероприятием «Забег корпораций» и Голографический балет для BMW от Departament.

Какой проект вы считаете венцом своего творчества?

Он точно впереди. Я к нему иду. После каждого нового представления планка поднимается все выше и есть надежда, что так будет всегда. Самое сложное — постоянно двигаться вперед и вверх. Это как большая сверхзадача на всю жизнь! Она должна быть такой, чтобы на пути к ее реализации вы развивались и становились лучше.

Давайте обсудим проект, которым вы были полностью довольны. Конкретный кейс и причины этого успеха по-вашему?

Конечно, даже среди больших удачных проектов есть те, которые не отпускают и через год, и через два. Один из таких — «Творческое сердце МТС». Три года подряд абсолютного счастья, каждый из которых был отдельной историей. Первый — «Театральный сезон». Три месяца интенсивных занятий с сотрудниками компании МТС по актерскому мастерству, сценической речи, хореографии, пластики и финальный аккорд — спектакль «Слуга двух господ» на сцене театра «Et Cetera». На второй год была создана «Академия Искусств», в рамках которой были созданы три факультета «Хореография», «Вокал» и «Театр». Кураторами для первых двух факультетов мы пригласили лучших мастеров в своей области — Евгения Папунаишвили и Евгения Астафурова. Венцом очередного трехмесячного тренинга с сотрудниками стал гала вечер на сцене театра «Школа Драматического Искусства». Ну, а финалом трехлетнего цикла был выбран кинематограф. И об этом чуть подробнее. Совместно с МТС и агентством «Айдиас» мы провели кастинги по всей стране в группы основных кинопрофессий — Режиссер, Оператор-постановщик, Актер и Сценарист. Преподавательский состав мог дать фору любой крупной киношколе, включая ВГИК: Александр Митта, Александр Носсовский, Александр Бородянский, Ася Гусева, Дарья и Екатерина Носик, Даниил Спиваковский, Александр Молочников, Антон Долин и многие другие знаменитые деятели из мира российского кино. Первый этап — три месяца занятий в режиме офлайн и дополнительные вебинары-лекции для всех регионов по стране. Второй двухмесячный конкурс состоял из нескольких этапов, когда сотрудники, пройдя обучение создавали и защищали свои кинопроекты. А потом началось самое мощное и эмоциональное. Этап третий — съемки шести кинокартин на основе работ победителей с большой профессиональной киногруппой и со всеми атрибутами настоящего кино — перелеты, экспедиции, поиски локаций, ночные смены и так далее. Без ложной скромности говорю, охват был феноменальный. Сотрудники по всей стране были вовлечены в проект. Нижний Новгород, Тюмень, Калининград, Ставрополь, Санкт-Петербург, Саратов, Москва, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Якутск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Краснодар, Чита, Новосибирск, Барнаул, Южно-Сахалинск. И это только часть городов, название которых я помню. Больше полугода телефон гремел от звонков и сообщений круглые сутки. Разные часовые пояса давали о себе знать. Завершилось все кинофестивалем в Доме Кино в Москве, в переполненном тысячном зале. Как и принято у больших деятелей из киноиндустрии.

Что больше всего не нравится при работе с агентствами?

Странное ощущение, но в последние годы я все чаще замечаю элементы страха перед заказчиком, клиентом. Мне кажется, раньше в действиях агентств было гораздо больше смелости и независимости. Из всех, кого я знаю, с кем общаюсь, дружу, работаю (а это практически все крупные агентства страны) остались 1-2, для которых чувство собственного достоинства не пустые слова.

Возможно ли сделать хорошее мероприятие без режиссера?

Возможно все! Но вы же понимаете, что это случайность?

Можете ли вы по мероприятию определить, кто был его режиссером?

Для такого определения у режиссера должен быть свой почерк, стиль, а этим могут похвастаться единицы. В первую очередь это Алексей Сеченов или Андрей Болтенко. Они большие профессионалы своего дела, а кроме того, еще и художники. А это совершенно другая каста.

Какие перспективы у профессии event-режиссера в будущем?

Мир меняется, появляются новые технологии, возможности, инструментарии, и толковому режиссеру нужно, кончено же, смотреть вперед и развиваться без отрыва от современности. Но ни один суперсовременный прибор проекции или света не заменит того, что в основе всего — история, которую режиссер сегодня рассказывает, представляет.

Присоединяйтесь к Event.ru
Анастасия Шиховцова Анастасия Шиховцова из КРОК в подкасте ИвентКухня 10-1 Desert X: 10 лучших арт-объектов с выставки современного искусства
Анастасия Шиховцова из КРОК в подкасте ИвентКухня Desert X: 10 лучших арт-объектов с выставки современного искусства