Сергей Князев  один из самых ярких персонажей в event-индустрии. Какие действия, мысли и особенности характера привели его к успеху? Какие секреты он использует в общении с клиентами? Что он думает о кризисе, и как его агентство готовится принять главный удар? Это и многое другое вы узнаете из интервью. 

Вы по образованию  историк и психолог. У вас была успешная карьера в Европе. В один момент вам надоела предсказуемость, и вы решили сменить сферу деятельности. Не страшно ли было выходить из зоны комфорта и начинать всё заново?

Не было страшно, поскольку это было осознанное решение. Не в один час я решил поменять свою деятельность. Это кризис среднего возраста. После 35 мужчины и женщины начинают оглядываться назад  что сделано, заглядывают вперёд  что надо сделать, что будет сделано. Это период осмысления. У меня он занял около двух лет. Я ходил и спрашивал себя, нравится ли мне то, чем я занимаюсь? Мне было приятно, что я к этому возрасту достиг определённых успехов. Но я понимал, что восторга, как было вначале, уже нет. А потому надо что-то менять. Я задумался, а чем я могу заниматься? Я начал искать сферу, которая была бы связана с людьми. Вот так и вышел на праздники. Это всё-таки работа с эмоциями, а эмоции  это психология.

Вы всегда прислушиваетесь к себе и живёте душой. Я правильно вас поняла?

Да, Алёна, вы правильно понимаете. Мне очень хотелось, чтобы в моей биографии реализовалось замечательное высказывание: «лучшая профессия  это когда твоё хобби становится работой». Организация праздников всегда было моим хобби. Я устраивал вечеринки, пикники и дни рождения для себя и друзей. Это было на любительском уровне, а хотелось на профессиональном. Тогда о деньгах я думал меньше всего. За моё хобби однажды стали платить, я понял, что случилось то, что называется «хобби стало профессией».

Я знаю, что когда вы приехали в Москву, у вас не было связей и друзей. Это довольно смелый и решительный поступок. Вы можете назвать себя авантюристом, часто ли вы рискуете по жизни?

Наверное, самонадеянно называть самого себя авантюристом. Хотя, здоровый авантюризм был присущ мне с тех пор, как я прочитал «12 стульев» и «Золотой телёнок». Я хотел быть похож на Остапа Бендера, и отчасти так и было. Мне нравится, что он никому не делает зла. Правда он, в хорошем смысле, водит людей за нос, но делает это красиво, и люди поддаются на эти авантюры. При этом он весёлый, с хорошим чувством юмора и добр к людям. С тех пор я стал рисковать и фраза «кто не рискует, тот не пьёт шампанского» была мне очень близка. Для меня шампанское  символ хорошего настроения. Для того, чтобы оно всегда было, нужно что-то делать. Это стало жизненным кредо, и риск в этом кредо занимает не малую роль.

Можно сказать, что книги оказали большое влияние на становление вашей личности?

Совершенно верно. Любимые писатели в жизни каждого человека оставляют след в его биографии. Я люблю русскую и зарубежную классику. Я начал читать, как только научился. Спасибо моим родителям, которые подкладывали на мой стол правильную литературу. Я очень хорошо помню своё 14-летие. Папа подарил мне книгу, которая называлась 15-летний капитан. Я её сразу же прочёл. Весь год я жил с мыслью о том, готов ли я взять на себя ответственность, как герой в произведении, за корабль и людей. Это маленький пример того, как с помощью книг меня растили родители.

А сейчас вы читаете? Хватает ли времени?

К сожалению, времени очень мало. Но я стараюсь читать. Моими настольными книгами так и остались «12 стульев» и «Золотой телёнок». Периодически читаю некоторые эпизоды, которые заставляют о чём-то подумать. Когда надо больше цинизма, я читаю «Фауст» Гёте. В этой книге здоровый цинизм на каждой странице. Также люблю произведение «Мастер и Маргарита». Но это настольные книги. А вообще, конечно же, читаю современных авторов.

Вернёмся к началу вашей карьеры. Был ли у вас «план Б» на случай, если в Москве не сложится? Кем бы вы тогда стали?

Я почти не сомневался. Это, наверное, черта моего характера. У меня не было «плана Б». Скажем так, я думал о том, чем бы ещё хотел заняться. Были мысли пойти на телевидение или радио. Оно потом так и получилось. На телевидении мне не доводилось ничего вести, а на радио у меня была своя программа «Слуховой аппарат Сергея Князева». Я приглашал звёзд в эфир, предварительно собирая о них слухи, и предлагал их развенчать или подтвердить. Программа была очень рейтинговая.

Можно ли сказать, что отсутствие сомнений и определило ваш последующий успех?

Может быть. Но одной уверенности недостаточно. Это важный фактор и нужная черта характера. При этом нужна нечеловеческая работоспособность. Ты должен чётко понимать, чтобы реализовать свои идеи, мечты и амбиции  нужно очень много работать. Я не верю в утверждение, что нужно оказаться в нужном месте в нужное время, тогда всё получится. Чтобы оказаться в этом месте  нужно что-то для этого сделать.

Первые полгода вы организовывали мероприятия в казино, потом вам стали поступать предложения взяться за первую свадьбу, инаугурацию президента в банке. Не боялись ли вы новых задач, как с ними справлялись? Ведь часто люди не берут новые проекты из-за страха перед неизвестностью и провалом.

Вы правы. Зачастую человек попадает на определённые рельсы. Ему становится комфортно, его больше не трясёт, он знает все повороты и идёт по этим рельсам довольно уверено. Я с самого начала понимал, что формат шоу для казино  это первая ступень. Масштаб моего будущего рисовался мне иначе. Я понимал, что хочу организовывать крупные мероприятия. Я не знал, что это будет, но думал категориями фестивалей. Хотел, чтобы весь город знал о событии, чтобы было много людей, которые получили бы невероятные эмоции и потом обсуждали бы это несколько недель. Я чётко понимал, что сразу из казино шагнуть в такой масштаб невозможно. Должно быть что-то промежуточное. Когда пришли заказы на статусные презентации, инаугурации, свадьбы и юбилеи известных персон, я понял, что это следующая ступень, а мне надо её пройти. Я с удовольствием брался за эти задачи. Было немного страшно, но я ведь психолог, поэтому мне было немного проще.

Можно сказать, что психологическое образование  это ваше «оружие» в event-индустрии?

Именно так, но я бы сказал, что это инструмент, а не оружие. Я им пользуюсь постоянно. Это помогает мне себя правильно настроить, а также коллектив, команду под проект, клиентов.

Можете дать совет event-менеджерам, как сглаживать углы и выходить из трудных ситуаций в общении с заказчиками?

Все способы трудно перечислить. Их много, они применяются в зависимости от ситуаций и собеседника. Но самый простой инструмент  никогда не говорить клиенту «нет». Отвечайте «да» на всё, что он говорит. Сначала согласись с ним, а потом сделай так, чтобы он согласился с тобой. Для этого нужно заставить человека хотя бы 5 раз заставить человека сказать тебе «да». Например, клиент тебе говорит: «Нужны пластиковые декорации  это так здорово и современно». Ты же понимаешь, что это уже не современно, но отвечаешь: «да, конечно». Дальше тебе нужно заставить его согласиться с тобой.

Например:
— Вы хотели бы, чтобы всё, что вы нам предлагаете, было ультрасовременно?  спрашиваешь ты.
— Да,  отвечает он.
— Тогда давайте добавим ещё что-то, и будет совсем ультрасовременно?  говоришь ты.
— Да,  отвечает он.
— Тогда давайте пластиковые декорации дополним живыми, динамичными декорациями, что позволяют сделать современные технологии?  говоришь ты.
— Да, давайте,  отвечает он.
— Тогда может быть пластиковые декорации не будут стоять от начала и до конца на сцене? Может они будут появляться в какой-то момент, когда нам это нужно? А всё остальное время современный и динамичный контент будет жить на экранах и менять сцену, подводить к тому моменту, когда на ней появятся пластиковые декорации?  говоришь ты.
— Да,  отвечает он.

Таким образом, ты постепенно добиваешься согласия и предлагаешь ему мыслить своими категориями. Если хотите хорошо ладить с людьми  изучайте психологию. Есть много замечательных книг.

Может, посоветуете какую-нибудь полезную книгу по психологии?

В таких случаях я всегда советую читать книги Владимира Леви. Ему удалось простым языком изложить очень сложные вещи. Простота языка позволила многим людям пользоваться трудными инструментами. Начинать нужно с книг «Искусство быть собой» и «Искусство быть другим».

А была ли идея выпустить собственную книгу?

Насчёт книги, которая бы стала учебником психологии в event-области, это хорошая мысль. Чаще меня спрашивают, не хочу ли я выпустить книгу с воспоминаниями о самых забавных или сложных случаях в моей работе. Много всего было. И забавные, и трагичные, и драматичные случаи. Но что касается вашего вопроса, я подумаю об этом. Могу сказать, что ближайшие десять лет, а то и больше, у меня не будет на это времени. Возможно, я сяду писать, когда выйду на пенсию и пойму, что не в силах доползти до площадки и организовать событие.

Есть ли у вас дерзкие цели? Можете ими поделиться?

Да, у меня есть такие цели. Одна из них организация «Глобального музыкального флешмоба». Подобными проектами мне не доводилось заниматься. В процессе я понял, что подобного никто ещё не делал. Без денег, используя социальные сети, вывести музыкантов со всей России на улицы, чтобы они поиграли для своих же горожан. Я не предполагал, что этот проект станет разрастаться как снежный ком. Больше тридцати городов поддержали эту идею. Проект действительно получился. Вообще идей и дерзких целей много.

Как вы считаете, в чём отличительная особенность вашего агентства? Чем вы отличаетесь от других?

Хороший вопрос. Всегда полезно его себе задавать. На разных этапах мы по-разному отличались. В самом начале это был креатив. У нас даже был имидж агентства, которое не берётся за примитивные заказы. Сейчас же многие агентства существуют на рынке с помощью креатива. Я думаю, что наше главное отличие в подобранной команде единомышленников, которые способны мыслить как я. В моём коллективе 90% людей  выпускники моей event-школы. Я их сам учил и делал это так, чтобы мы были на одной волне. У нас креативят все, на любом этапе выполнения разных проектов. Именно это нас отличает от всех прочих. Мы  команда, которая работает своей методикой мышления.

В 2008 году, во время кризиса, вы говорили, что креатив  главный инструмент в борьбе с ситуацией на рынке. Сейчас мы переживаем очередной кризис. Ваше мнение относительно методов борьбы изменилось?

Кризисы похожи друг на друга несмотря на то, что у каждого своё лицо. В целом механизмы похожи, поэтому и методы борьбы одинаковые. Нельзя сказать, что сейчас нужно себя принципиально иначе вести. Наше главное оружие на творческом рынке  креатив. Он всегда главный в нашей работе, но в кризис креатив должен быть как инструмент воплощения ярких и интересных программ с минимальными бюджетами.

Как на вашем агентстве отразился кризис? Ведь многие в начале года говорили, что кризис особо не ощущается.

Кризис ещё в октябре 2014 начал вступать в свои права, но даже сейчас мы ещё не находимся на самом дне. Я имею в виду экономику страны. Нас ждут серьёзные испытания. Я думаю, что мы достигнем точки падения осенью 2015 или даже к новому году. В декабре все ощутят кризис. И мои коллеги, и я сам. Огромное количество заказчиков, которые раньше заказывали праздники, в этом году предпочтут делать всё сами. Количество заказов и обращений на event-рынок будет значительно меньше. А те, кто обратится за услугами  урежут бюджет.

Получается, что худший сценарий впереди?

Полагаю, что для event-рынка да. Для некоторых наших клиентов он наступил уже сейчас, а мы это почувствуем, когда эти клиенты к нам не обратятся.

Вы как-то к этому моменту готовитесь?

Уже сейчас я доношу до клиентов информацию, что мы готовы работать с минимальными бюджетами. Мало того, будем стараться достигать такого же эмоционального уровня, который мы обеспечивали на прежних праздниках.

Вы уже не один десяток лет в event-индустрии. Что бы вы могли посоветовать с высоты своего опыта тем, кто в этой сфере 3-5 лет? Каких ошибок стоит избегать? Или наоборот, что делать, чтобы от хорошего прийти к великому?

Во-первых, должны быть здоровые амбиции. Нужно ставить перед собой высокие цели. Помните, я рассказывал про ступеньки. Для меня казино было таким этапом. Я предполагал, что буду делать большие проекты и к ним пройду по ступеням своего профессионального развития. Нужно делать фантастические и яркие проекты. Я сейчас не говорю о масштабах. Можно делать детские праздники, но такие, где все присутствующие будут испытывать невероятное удовольствие. А во-вторых, надо быть работоспособным. Помните, что чудес не бывает, и успех не падает с небес в руки, если ты лежишь на диване. 

Присоединяйтесь к Event.ru
Minions 6 любимых отговорок плохого event-менеджера 4 8 крутых идей для нетрадиционного торжественного приема
6 любимых отговорок плохого event-менеджера 8 крутых идей для нетрадиционного торжественного приема