Вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров Вадим Прасов рассказал о проблемах в деятельности ресторанов и отелей на данный момент, о взаимодействии площадок с организаторами мероприятий и прогнозах на ближайшее будущее, а также поделился советами по продвижению в условиях всех ограничений.

Как вы оцениваете передел ресторанного рынка после пандемии? Много ли ресторанов прекратили свое существование?

Довольно приличный объем рынка прекратил свою работу, по моим данным порядка 30% предприятий питания прекратили свою работу за время пандемии, но нужно понимать, что на месте многих уже открылись новые заведения, в этом смысле ресторанный рынок восстанавливается довольно быстро, хотя внутри самого рынка ротация велика, довольно регулярно в части предприятий меняются владельцы, менеджмент, а иногда полностью формат и концепция.

Какую долю в прибыли площадки обычно составляют корпоративные и частные мероприятия?

Очень зависит от локации и от формата самого заведения. Есть предприятия, которые вообще не проводят корпоративные и частные мероприятия, хотя подавляющее большинство все же с удовольствием предоставляет свои возможности для организации событий. Для заведений, много работающих с мероприятиями, доля в выручке от их проведения обычно превышает 50% от общей выручки — то есть организация мероприятий это стратегически важная для заведения сфера.

Отразился ли как-то на индустрии в целом уход с рынка крупных сетевых отелей?

Пока рано говорить о том, насколько отразился на индустрии уход с рынка крупных сетевых отелей, поскольку мы наблюдаем начало этого процесса. Две недели назад о полной остановке деятельности в России объявил Marriott, при этом отключение отелей от всех систем бренда произошло в ночь с 4 на 5 июля, так что о каких-то существенных событиях ввиду этого говорить пока рано. Неделю назад Intercontinental Hotel Group также объявил об уходе. Частичные заявления о приостановке новых проектов, отказе от сотрудничества с отдельными владельцами озвучили фактически все топовые бренды, но я думаю, что сложившаяся ситуация не создаст на рынке какой-то катастрофы или провала. Последние месяцы, в условиях фактически отсутствия международного потока, у отелей под управлением/франшизой международных брендов ситуация в операционной деятельности была несколько печальной, нежели у российских игроков, при этом необходимо понимать, что де-факто 100% отелей с международными брендами принадлежат российским владельцам, так что свою деятельность они не прекращали.

Есть ли какое-то понимание как корпоративным заказчикам работать с отелями с 0% ставкой НДС, если, к, примеру, задействованы и номера с проживанием, и конференц-залы?

К сожалению, в текущий момент мы наблюдаем последствия поспешного принятия федерального закона с не очень корректной формулировкой. Откровенно говоря, 0% НДС только на проживание сложно назвать пределом мечтаний отельеров. Полагаю, что работа над логикой применения 0% ставки НДС продолжится, и в итоге мы придем к логичной и адекватной законодательной норме.

Какие преимущества есть у отелей при организации мероприятий относительно ресторанов и других event-площадок по-вашему?

На мой взгляд преимуществ три:

  • бОльший объем площадей под мероприятия и, соответственно, бОльшая вариативность;
  • возможность для организатора/клиента более широкого спектра услуг, включая проживания, а в некоторых случаях и развлекательной, спортивной или СПА инфраструктуры;
  • лучшая техническая оснащенность отелей и их возможности для организации более широкого спектра форматов мероприятий.

Какие основные проблемы вы можете выделить при взаимодействии ресторанов или отелей для мероприятий и event-агентств?

В зависимости от региона и уровня/формата отеля/ресторана:

  • недооценка событийного рынка;
  • неадекватное ценообразование;
  • низкие навыки ведения переговоров и доведения их до контракта с отработкой всех спецификаций и коммерческих предложений;
  • недостаточное внимание к деталям;
  • нехватка оборудования или его неудовлетворительное состояние.

Можно ли дать какие-то прогнозы на обозримое будущее по работе отелей и ресторанов? Как по-вашему отразятся санкции и текущие ограничения на их деятельности?

В целом пока рынок находится в достаточно стабильном состоянии, но очевидно, что надо прорабатывать довольно большой спектр вопросов:

  • продолжение работы с Федеральными органами исполнительной власти по проблематике налоговой нагрузки на туризм и гостиничный бизнес;
  • взаимодействие с государством в части развития въездного туризма из дружественных/невраждебных государств (страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки);
  • запуск работы электронной визы;
  • разработка и внедрение систем стимулирования внутреннего туризма, в том числе в сегменте MICE;
  • в целом для индустрии — постоянная работа над сервисом и качеством.

Вадим, какой совет вы могли бы дать площадкам по продвижению в условиях всех ограничений?

Сложно дать универсальный для всех совет, но в целом алгоритм всегда более менее один:

  • анализируем конкурентное окружение;
  • анализируем/предполагаем свою ЦА;
  • формируем УТП;
  • двигаемся в формате SMM/таргета;
  • практикуем максимально ответственный подход с измерением ROI.

Что касается каналов — с блокировкой популярных соцсетей рекламное продвижение там стало невозможным, хотя многие продолжают выкладывать контент, работая с уже имеющейся аудиторией. Для активного продвижения сейчас подходят Яндекс Директ, Яндекс дзен и ВК.

Рецепт успеха, на мой взгляд, в сочетании системности и креатива.

Присоединяйтесь к Event.ru
2 Как сейчас живет MICE-индустрия. Главные тезисы с BBT Forum photo_2022-07-19 22.56.56 Топ-5 необычных корпоративных подарков, которые точно понравятся клиенту
Как сейчас живет MICE-индустрия. Главные тезисы с BBT Forum Топ-5 необычных корпоративных подарков, которые точно понравятся клиенту