Мы поговорили с Леонидом Познянским, легендарным художником по свету 1-го Канала, который занимается световым оформлением шоу «Голос» и множества других программ, о главных фишках и ошибках в расстановке света, о секретах, которые помогают выглядеть в кадре лучше чем в жизни, а также о том, как отличается работа со светом в офлайне и онлайне.

Расскажите о себе — с чего начался ваш путь, как вы пришли на телевидение впервые, как так вышло, что вы стали одним из самых востребованных художников по свету?

Сколько себя помню, всегда хотел заниматься художественным светом на концертах. С момента когда, по рассказам родителей, я в 8 месяцев пытался засунуть свои пальцы в розетку. Потом у папы в театре, за кулисами которого я проводил все свое раннее детство, меня невозможно было оттащить от светового пульта. Дома разобрал железную дорогу, взял трансформатор, который управлял поездом, подключил лампочку от фар родительских Жигулей и радовался как мог, управляя реостатом трансформатора изменять яркость лампочки… Этой был мой первый диммер.

В старших классах школы с другом уже сами изготовили световой пульт (схему которого подсмотрел в театре в детстве), состоящий из 10 розеток и 10 выключателей. Каждый выключатель управлял одной розеткой. К розеткам были подключены различные светильники на сцене, и от включения того или иного выключателя происходило зажигание световых лампочек. А если еще удавалось их покрасить в разные цвета — получалась разноцветная палитра света. Потом в журнале Юный техник нашли схему цветомузыкальной установки. Спаяли собственную цветомузыку, и была у нас не только управляемый выключателями пульт, но и работающие под музыку лампочки.

После армии встал вопрос о выборе профессии, почему-то я решил, что художником по свету стать невозможно. Где на него выучиться было непонятно. Поэтому решил пойти работать администратором в Студию детских и юношеских программ на телевидении. Очень повезло — я попал в программу «До 16-ти и старше». Опыт, который я приобрел за 8 лет работы, бесценен и помогает каждый день в моей работе со светом на ТВ.

Случайное знакомство в командировке на телевизионной съемке, где я работал ассистентом режиссера с будущим владельцем одной световой компании, полностью перевернуло жизнь, и я, наконец, стал заниматься тем, о чем мечтал всегда. С каждым проектом были новые чрезвычайно важные и интересные знакомства. Благодаря каждому приобретался определенный опыт, знания. На тот момент интернет только развивался, достать любую техническую и художественную информацию было крайне тяжело. Мы общались с коллегами, придумывали, как использовать возможности того или иного прибора, изобретали схемы программирования пультов. Мне очень повезло, что и тогда, и по сей день все «световое содружество» делится между собой советами и навыками, которые приобрели. Так потихоньку из года в год, по крупинкам собирал знания, набирался опытом. Проекты становились все сложнее. Оборудование — световые приборы, системы подвесов, пульты управления — становились более совершенными и позволяли делать не травильные и креативные световые постановки.

Так и дорос до одного из самых известных телевизионных музыкальных шоу — «Голос», после выхода которого посыпались приглашения на другие интересные и креативные проекты. Дальше были «Один в Один», «Битва Хоров», «Большие Танцы», «Фактор А», «Танцы на ТНТ», «Песни на ТНТ» и так далее. Сегодня работаю на принципиально новом, очень интересном проекте, нового формата, где светить приходится не только студию, но и… Хотя об этом пока рано рассказывать. В сентябре после выхода шоу в эфир смогу рассказать поподробнее об этом опыте.

Бывает ли такое, что на мероприятии с очень дорогостоящим световым оформлением общая картина все равно не радует?

Конечно. Мне повезло. Компания, в которой я начал работать, приобрела лучший комплект светового аппарата на тот момент. При постановке своих первых шоу-программ я использовал лучшее оборудование в мире, которое использовали и используют мировые звезды. В то время один опытный известный оператор мне сказал фразу, смысл которой я не сразу понял: «Не важно, какой прибор висит, важно — кто им управляет». Сейчас я очень хорошо это понимаю. Бывает включаешь телевизор или приходишь на концерт, или просматриваешь интернет и… хотя и аппарата много, качеству этого аппарата позавидовал любой бы специалист, а результат мягко говоря не очень. Но! Это скорее исключение. В основном, наш российский цех художников по свету — очень профессиональный. Много молодых и креативных художников с интересными решениями.

Как отличается световое оформление в офлайне и онлайне?

Офлайн или онлайн — это то же самое, как когда мы смотрим на происходящее глазами или по телевизору. Дело в том, что человеческий глаз более совершенен, чем матрицы видеокамер. Производители техники, конечно же, стремятся к этому совершенству, придумывают различные алгоритмы для доработки несовершенства матриц камер, но пока глазом мы видим значительно меньше различий в разности яркостей и оттенков света, чем камеры. Поэтому при видеосъемке нужно очень точно выставлять яркости освещения, цветовые оттенки света, правильные направления света. Разрабатывать оформление места, которое попадает в кадр с учетом различных видов, чтобы за героем был красивый фон, который, в свою очередь, правильно подсвечен нужным цветом и нужной яркостью. Нюансов очень много. Когда зритель смотрит на происходящее из зала, то на такие мелочи он внимания обращать не будет. А когда изображение на ТВ или мониторе компьютера, когда ты сможешь «отмотать», поставить на паузу, нужно всегда проработать каждую мелочь. У меня был случай, когда коллега оператор показал мне бухту кабеля в кадре известного шоу на полу декорации, на который не обратили внимания во время съемки. Так что качественная видеосъемка или онлайн — это кропотливая работа, которая требует терпения, времени и, безусловно, умения.

Какие основные ошибки по работе со светом вы отмечаете на мероприятиях?

Опять же из опыта — правил в свете нет. Есть базовые понятия — фронтальный свет, контровой, боковой, ключевой, рисующий и так далее. Но использовать свет и цвет каждый художник может так, как подсказывает его опыт или его собственное видение. Что из этого выйдет — вопрос уже к зрителю. Насколько ему будет интересно такое видение.

Главные ошибки, которые для меня являются именно ошибками — неграмотное соотношение яркостей фона и лица, когда экраны, находящиеся за спиной выступающих, светят как солнце на улице, а свет на лице, хоть и очень яркий, но все равно выглядит как отсутствие света — вот самая грубая ошибка, на мой взгляд. Неважно, смотрит зритель мероприятие из зала или по телевизору, в первую очередь хочет увидеть действие, лица героев, а потом уже все то, что визуально усиливает происходящее. Будь то изображение на экране, эффекты на «стене» из стробоскопов или сверхмощных приборов, от света которых просто хочется отвернуться и не смотреть в сторону сцены, потому что это элементарно больно.

До меня это тоже не сразу дошло. Как-то работал в Крокусе на сольном концерте одной из очень популярных групп и с помощью приборов строил красивые геометрические картинки светом, не задумываясь о том, что сам я сижу за пультом в центре зала, а лучи от этих приборов приходятся на кресла, в которых на шоу будут сидеть живые люди и пытаться увидеть именно артистов, а не луч, долбящий им в глаза.

Спустя некоторое время на форуме концертного зала наткнулся на негативные отзывы от зрителей именно по этому поводу. С тех пор расставляя свет, я стараюсь делать так, чтобы приборы светили в архитектуру зала — в потолок, в пол сцены. Куда угодно, но не попадали в глаза зрителя. Безусловно, это опять не правило, а просто замечание и напоминание для чего мы работаем на проекте. Понятно, что для достижения некоторых световых эффектов необходимо направлять свет на зрителя, но при этом яркость этих приборов должна быть такой, чтобы зритель радовался красоте, а не отворачивался от боли.

А есть ли некие световые секреты, которые помогут человеку выглядеть в кадре лучше?

Их очень много. Все лица уникальны. Подчеркнуть уникальность и при этом скрыть изъяны — довольно непростая задача. Чем фронтальнее свет, чем он мягче — тем человек будет выглядеть моложе. Но при этом лицо будет плоским и портрет неинтересным. Поэтому грамотный и красивый свет для хорошего портрета может выставляться довольно долгое время. Безусловно, значение имеет все: грим должен быть сделан специалистом, который работает на ТВ и умеет гримировать, учитывая особенности телевизионной камеры, костюм — создавать грамотный художник по костюмам, художник постановщик — рисовать грамотные фоны и декорации.

Можно ли, напротив, имея посредственное световое оборудование сделать световое оформление очень эффектным или для этого обязательно нужен внушительный и дорогостоящий парк оборудования?

Можно. Для этого нужны хорошие специалисты. Делали одно развлекательное телешоу в областном центре соседней страны. Свет — только тот, который есть в театре со времен СССР, и несколько штук маленьких световых голов, которые смогли себе позволить организаторы доарендовать в прокатной компании.

Коррекционных фильтров для правильной температуры фронтального света найти было нереально. Собирали их по разным театрам, часть была уже сильно прогоревшей. И вот около двадцати фронтальных театральных приборов зафильтровали этими фильтрами. Выглядело это очень странно, у нас почти отсутствовала уверенность в том, что это можно будет снять нормально. Оператор вместе с инженерами ПТС (передвижной телевизионной станции) сделали чудо — настроили камеры так, будто висел наш обычный современный дорогой динамический свет. Да, настройка камер была нестандартной и долгой. Но результат — вполне достойная телевизионная картинка для эфира. Кстати, опять же доказательство той самой фразы оператора, которую я цитировал в начале: «Не важно, какой прибор висит, важно — кто им управляет».

Так что если нет бюджета на первоклассный аппарат, лучше позвать хорошего специалиста. Это проще и выгоднее. Но не забывать — для того, чтобы добиться красивого современного шоу с разноплановыми номерами, нужно много разного светового аппарата. При начале работы над новым проектом я всегда проектирую свет для красивого дорогого шоу, но морально готовлюсь к тому, что придется сокращать до бюджетного варианта.

Есть ли у вас какие-то коронные фишки, которые вы используете при работе со светом?

Их много. По словам моей жены, самая отличающая меня от всех фишка — это светом подчеркивать не только явные световые отбивки и удары, а лейтмотивы в музыке, те второстепенные звуки, на которые не обращаешь внимания при первом прослушивании фонограммы. Ну, и, конечно же, стараться не делать тривиальным и плоским лицо артиста. Я максимально использую все возможности нестандартных цветовых палитр приборов.

Ну и напоследок — выделите для организаторов мероприятий 3 базовых световых закона, которые не стоит нарушать?

Главный закон — свет очень важен для любого мероприятия. Приглашать управлять этим светом необходимо человека, в ком ты уверен, потому как исправить неверный выбор на площадке уже не получится. Ну и прислушиваться к выбранному художнику по выбору светового проката и размещению аппарата.

Присоединяйтесь к Event.ru
qN2d4maIedc Наталия Франкель: «Только сообщества будут побеждать на длинной дистанции» Влад Александров Влад Александров, создатель и куратор фестиваля «Просвет» и спикер GEF 2022: «Ивенторы — это настоящие супергерои»
Наталия Франкель: «Только сообщества будут побеждать на длинной дистанции» Влад Александров, создатель и куратор фестиваля «Просвет» и спикер GEF 2022: «Ивенторы — это настоящие супергерои»