Последние три года для event-индустрии были очень нестабильными — и это мягко говоря. Отрасль пережила полное отсутствие проектов, когда часть специалистов вышли из профессии. Последнее исследование (ВНИЦ) R&C показало сокращение количества занятых в событийной индустрии в 2021 году на 3 %, а в 2020 году по некоторым видам деятельности — на 21 %. За этот период произошел расцвет онлайн-форматов, который форсировал развитие digital hard skills event-продюсеров. Многие специалисты перешли из событийной индустрии в маркетинг, где по данным 2022 года ощущается дефицит вакансий.

Сегодня, происходит некая стабилизация в проектах: столичные и региональные календари наполняются публичными мероприятиями.

Юлия Жоля, президент Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий (НАОМ)

Несмотря на определенный информационный шум, связанный с отменами, фактически мероприятия остались важным инструментарием для решения задач как бизнеса, так и государства. Мы это видим даже по заявкам на отраслевые премии — проектов много и они высокого уровня. Все это сказывается и на рынке труда в ивенте. Основной капитал event-агентств — это именно люди. В этом специфика этого бизнеса — здесь относительно невысокий порог входа в профессию с точки зрения материальных затрат. Но зато огромные требования к людям, поскольку цена ошибки или срыва проекта непростительно высока. Сотрудники мидл-уровня и уж тем более имеющие опыт работы руководителем проектов или отделов — это ценные кадры, которыми дорожат и которыми не разбрасываются. Мы это видели в период пандемии, когда агентства по-максимуму держались за своих «топов», даже при отсутствии полноценной занятости.

Аналогичная ситуация и в регионах. Так, например, в Свердловской области количество деловых мероприятий за 2022 год выросло почти в полтора раза.

Артем Дрыгант, основатель коммуникационного агентства Be Brand People, председатель event-комитета АКАР

Действительно есть тренд активизации регионального бизнеса. В регионах появляются и интересные проекты, и интересные клиенты и решения. Мы это чувствуем по количеству проектов: в 2022 году их было чуть больше 400 на нашу команду в 80 человек. И по годовому обороту: в 2022 году он в несколько раз превысил показатели 2019, который мы считали самым успешным по ивентам.

Вместе с тем объем планируемых проектов и возросшие требования к качеству их реализации ставят event-агентства перед необходимостью укреплять свои команды. Изменились ли условия финансовой мотивации? Какой сегодня потолок в зарплате ивентора? И можно ли рассчитывать на работу в топ-команде без релокации? Об этом поговорили с несколькими руководителями event-агентств, участниками профессиональных ассоциаций НАОМ и REMA.

В каких event-специалистах ощущается нехватка в 2023 году?

«Все агентства сейчас ищут продюсеров и сильных хэдов», — констатирует Ольга Рыдзевская, председатель Russian Event Marketing Association, Генеральный директор WORLDS.

«Еще в момент пандемии люди начали менять профессию, переходить в диджитал. В 2022 году была тенденция перехода сотрудников в штат клиента и эта тенденция продолжается в 2023. Сфера взрослеет, многие открывают свои небольшие агентства, которые обслуживают 1–2 клиентов. Многие свободно уходят на фриланс. Нехватка в профессиональных кадрах — она чувствуется. Вакансии действительно закрываются дольше».

Аналогичная ситуация у коллег по отрасли:

«Если сравнивать последний квартал прошлого года и первый квартал этого года, то бизнес «встряхнулся» и рынок ожил. Поступает много запросов, требуются дополнительные ресурсы, чтобы их обработать. Бюджеты меньше, чем в предыдущие годы, но в целом количество проектов увеличивается. В целом видим нехватку экспертов, а именно: опытных продюсеров, дизайнеров», — подтверждает Лилия Федорова, генеральный директор компании Avantage Event Project.

KPI VS оклад. Системы финансовой мотивации event-продюсера

Если изучить аналитику зарплат по данным работодателей за последние 12 месяцев, средняя заработная плата event-менеджера в России составит 75 000 рублей.

Общепринятая система KPI и прозрачный расчет премий демонстрируют свою востребованность в большинстве агентств.

«У нас выстроена система мотивации с точки зрения доходов от планов и от прибыли компании. Есть квартальные и годовой планы по каждой команде. В зависимости от выполнения этого плана, каждый получает некий свой процент. Да, у нас есть потолок по зарплатам, но нет потолка по возможным получаемым доходам. Общая система доходности формируется от процента прибыли. И дальше мотивационная часть рассчитывается исходя из того, сколько осталось», — рассказывает Ольга Рыдзевская.

«В Агентстве есть система под названием «Формула успеха», в которой особым образом анализируются и прогнозируются такие показатели, как трафик входящих проектов, тендерная эффективность, рентабельность, емкость трудозатрат.

Агентство дает сотрудникам постоянную и переменную части по доходу. Переменная часть представляет собой квартальный бонус, который выплачивается по результатам достижения индивидуальных и групповых показателей из «формулы успеха». Система финансовой мотивации прозрачна, каждый сотрудник может посчитать свой совокупный доход. Также есть автоматизированная программа расчета премии, где сотрудники отслеживают свой личный финансовый бонус с проектов, в которых они принимали участие и достигали KPI», — разъясняет Антонина Парамонова, управляющий партнер Marketing Division.

«Наша система мотивации базируется на следующих принципах. Командность (семейные принципы, много времени проводим вместе), прозрачная финансовая мотивация (прозрачная схема премирования после проекта, поощрение (путевки, сертификаты, билеты), обучение. В целом мы понимаем рыночные зарплаты. Раз в полгода все сотрудники проходят личные ретриты и при аргументации могут обсудить продвижение и повышение заработной платы», — комментирует Лилия Федорова, генеральный директор компании Avantage Event Project.

Однако значимым стимулом при выборе работодателя является финансовая безопасность специалистов, а именно размер гарантированной зарплаты. «Перекладывать внешние колебания рынка сегодня на сотрудников нельзя. Для сотрудников компания является важным островком предсказуемости. И финансовая стабильность мотивирует гораздо круче, чем % с продаж», — считает Артём Дрыгант.

«Мы ушли от шкалы плавающих зарплат. Перешли на стабильные цифры, которые сильно выше рынка. Например, senior event-продюсер может ориентироваться стабильно на зарплату в 130 000 руб.

В основе этого подхода два принципа:

  • Во-первых, обезопасить сотрудников от рыночных рисков. Мы просто верим своим сотрудникам. Они работают по максимуму и достигают тех результатов, которые возможны в текущих рыночных реалиях. И не надо каждый день им за это давать «морковку». Надо дать безопасность.
  • Во-вторых, мы сделали прозрачными ожидания. Каждый сотрудник понимает, что минимально мы ожидаем от него на работе, и что «нормально». Норма — это план. Что мы планируем получить от каждого сотрудника на своей должности.

А все, что выше нормы, мы считаем сверхдостижениями. Это то поле, где сотрудник может получать бесконечно много бонусов».

Удаленка или штат?

Последние три года растет популярность работы на home-office. По данным опроса hh.ru в 2022 году еще 24 % работают полностью удаленно. Самый высокий показатель из них — 49 % профессионалы в маркетинге.

«Home office стал неотъемлемой частью нашей жизни»,- говорит Антонина Парамонова. «Существенную роль в том, что команда остается эффективной, сыграла корпоративная культура (миссия и ценности) и работа по бизнес-процессам. Сотруднику остается быть инициативным в новых решениях и четким в исполнении своей функции. Также в агентстве есть система «КВС — качество внутреннего сервиса». Это наглядная система, где каждый сотрудник оценивает своего соседа по команде. Получая комплексную оценку команды по работе друг с другом, руководители могут четко проконтролировать успех реализации и сотрудничества членов команды».

Тем не менее, особенность работы event-продюсеров состоит в офлайн-присутствии на проекте. «Глобально мы поддерживаем работу на удаленке и нам не принципиально местонахождение сотрудника, потому что важны результат и то, как он работает. Но при этом важно понимать, что, если мы говорим про удаленную работу из других стран, это больше связано с креативным отделом, потому что продюсерам быть постоянно не в Москве сложно. Требуются инспекции площадок и встречи с клиентом вживую, поэтому это не совсем возможно», — поясняет Ольга Рыдзевская.

Еще один тренд — активность регионов. В постпандемийные времена специалисты из Новосибирска чаще искали удаленную работу в столичной компании. Сегодня эксперты из Москвы рассматривают релокацию в другие регионы. «Сейчас есть люди, которые из Москвы наоборот переезжают в Екатеринбург. Это выход на новый уровень по карьере. Например, мы готовы у себя рассматривать на должность креативного директора специалиста без этого бекграунда. В Москве, конечно, с этим сложнее. Креативным директором может быть только бывший креативный директор. Сейчас у нас эта вакансия открыта, мы собеседуем профессионалов из столицы и предлагаем релокацию», — комментирует Артём Дрыгант.

Как попасть в команду ТОП-агентства?

Софты и харды — непременный залог успеха на собеседовании. Однако руководители event-агентств вывели на первый план критерий соответствия корпоративным ценностям.

«Прежде всего мы смотрим как на релевантный опыт, так и на человека с точки зрения схожести с нашими ценностями. У нас есть своя ДНК и нам важно, чтобы человек линковался с нами по видению», — отметила Ольга Рыдзевская.

«Если кандидат не проходит по ценностям, то второго этапа — знакомства с непосредственным руководителем — не наступает, потому что все это бессмысленно», — подтвердил Артём Дрыгант. «Компетенциям можно научить, их можно развить. Даже внутри компании специалисты растут до руководителя. Но ценности практически не меняются. И если человеку не откликаются наши ценности, то бессмысленно ему тратить время на нас. Ему будет просто негармонично находиться в офисе с людьми, которые думают по-другому на каких то базовых уровнях. Собеседование у нас пройти легко, если ты соответствуешь нашим ценностям. Две встречи и вперед, вот тебе офер», — резюмирует Артём.

Среди ценностей руководители агентств выделили ответственность, командность, честность и стремление развиваться.

Ориентиром для event-продюсеров, которые рассматривают трудоустройство в штат, может послужить рейтинг российских event-агентств 2022 года, выпущенный ассоциациями REMA и РАМУ.

Присоединяйтесь к Event.ru
2_CFK40941.64109cf5880f5 Обзор креативных активаций бренда images_63c89a1a1676482455 Лучшие кейсы с премии «Событие Года»: Победитель в номинации «Лучшее частное событие года» — GREAT PARTY
Обзор креативных активаций бренда Лучшие кейсы с премии «Событие Года»: Победитель в номинации «Лучшее частное событие года» — GREAT PARTY