С 27 апреля по 1 мая в Нижнем Новгороде прошел седьмой международный фестиваль медиаискусства INTERVALS. Он объединил 17 уличных и внутренних локаций и собрал в своей программе более 30 художников из 12 стран. Также в рамках фестиваля прошли образовательные, музыкальные и аудиовизуальные события.
Фестиваль стремится сделать медиаискусство понятным и доступным. Ежегодно его посещают тысячи зрителей и с каждым разом интерес к событию только растет. В этом году он проходил при поддержке правительства Нижегородской области и АНО «Центр 800», став первым крупным мероприятием в рамках событийной программы «Культурной столицы 2024 года» — нового статуса Нижнего Новгорода. Событие, длившееся 5 дней, стало самым масштабным мероприятием за всю историю фестиваля. Его посетило более 350 000 человек из разных регионов России, а также других стран.
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:
«Много людей ехали на выходные в Нижний специально для того, чтобы посетить локации фестиваля, а кто-то наоборот остался дома, чтобы погулять вечерами. Такой опыт дает возможность открыть новые черты в уже привычных местах, получить сильные впечатления от искусства мирового уровня. Здорово, что такое количество гостей лучше узнали Нижний Новгород, познакомились с его историей, увидели красоту и культурное разнообразие. Спасибо всем, кто принял участие в проведении INTERVALS».
Погружение в медиаарт проходило в четырех основных кластерах — Центр, Стрелка, Ярмарка и Парк Швейцария. В них расположились 17 локаций, в которых свои работы представили ведущие отечественные и зарубежные медиаарт-художники и студии.
Инсталляции
AV-инсталляция «Свет в истории» из будущего «Музея Света» в Москве от SILA SVETA
Инсталляция «Свет в истории» — премьера одной из семи мультимедийных экспозиций, которые будут показаны в «Музее света» в Москве. Дополненная видеорядом, она превратила выставочное пространство в настоящий храм света и отправила зрителей в путешествие по разным эпохам, заставляя задуматься о будущем природы, человечества и том, что останется после него.
3D-мэппинги от Jeremie Bellot
Медиахудожник и архитектор Jérémie Bellot в своих работах исследует роль света в пространстве с помощью иммерсивных аудиовизуальных техник. Вдохновляясь геометрией и математическим искусством, он переосмысляет связь людей с архитектурой и природой.
Мэппинг 2380MHz от radugadesign
Команда мультидисциплинарных специалистов radugadesign подготовила для фестиваля мэппинг 2380MHz в коллаборации с университетом им. С.Г. Строганова. Манифест инсталляции: «Мы находимся в вечном поиске знаний, они — ищут встречи. Мы увлечены идеей технологического прогресса, они — Землей. Мы стремимся вверх, они — уже здесь».
Мэппинг-коллаборации от dreamlaser
На фасаде Маяка dreamlaser представила два мэппинга: в коллаборации с Tele2, где гости совершили путешествие сквозь шесть эпох: от античности к современности, а также увидели как трансформируются в пространстве и времени шедевры живописи, скульптуры и архитектуры, и с VK Музыкой, где можно было подобрать плейлист под настроение.
Интерактивная мэппинг-игра «Портал» от Hilights.Studio
Мастерская инноваций и творчества Hilights.Studio, объединяющая специалистов в области мультимедиа из разных уголков мира, представила мэппинг-игру «Портал», превратив фасад здания Академии Маяк в поле, на котором посетители могли играть со своего смартфона.
AV-инсталляция Other Sides от Javid Guliyev
Javid Guliyev, медиахудожник из Азербайджана, создающий мультимедиа-работы и интерактивные инсталляции по всему миру, представил проект со светодиодными экранами Other Sides, посвященный разным, параллельно существующим призмам восприятия, сквозь которые проходит человеческий образ, следуя из альтернативной реальности в нашу.
AV-инсталляция HORIZON от Playmodes studio
Playmodes — студия аудиовизуальных исследований, которая стремится через свое творчество рассказывать истории и делать их понятными для людей разных стран и культур.
Горизонт — воображаемая линия, разделяющая небо и землю. Помимо пространственного определения, горизонт также понимается как набор возможностей или перспектив. Эта идея легла в основу проекта HORIZON — иммерсивной аудиовизуальной инсталляции, играющей с пределами пространственного восприятия наблюдающего и расширяющей видимую действительность. Свет, звук, пространство и перспектива объединились здесь в воображаемой точке схода, открывая для посетителей путешествие за пределы физической реальности.
Световая инсталляция Portal от dreamlaser
Инсталляция Portal объединяет тему времени и космоса — две вечные ценности и мечты человечества. В простой и понятной художественной форме она иллюстрирует бесконечный поток времени и энергии, становясь своеобразным космическим порталом, который ненадолго открывается для зрителей.
Проекция на фасаде Pulse Exhibition от Generative Gallery
Generative Gallery — галерея медиаискусства, которая развивает несколько направлений: выставки, продажу работ цифровых художников, создание специальных проектов и образовательных программ. В этом году работы резидентов галереи были показаны на стене Павильона №2 Нижегородской Ярмарки. В лайнапе были представлены проекты как зарубежных, так и российских художников.
AV-инсталляция Nidum от Splaces Studio
Команда Splaces Studio, создающая интерактивные объекты, вдохновленные природой и управляемые нейросетевыми технологиями, выступила с проектом Nidum (в переводе с латинского — «гнездо»).
Это биоморфная инсталляция в виде гнезда, вступающая в контакт с окружающей средой. Объект был сплетен из 8 000 селекционных ивовых прутьев по принципу птичьих гнезд, а его особенностью была аудиореактивность: встроенная в скульптуру система реагировала на изменения звука и света, трансформируя свое поведение — в ответ на смех зрителей аудио-птицы Nidum начинали вторить ему, а звуковой контент создавался с помощью нейросетей. При этом, чтобы не потревожить реальных птиц «пение» инсталляции было сделано отличным от настоящего.
Световая инсталляция Terminal от Panterra
Над проектом работало трио художников, творчество которых непосредственно связано с философией постгуманизма. Команда бросает вызов антропоцентрическим представлениям, согласно которым человек находится на вершине природного мира как обладатель разума и морали, и преследует полицентричную картину мира, где значимость равномерно и справедливо распределена между людьми, животными, технологиями и природой в целом.
Инсталляция, размещенная на Стрелке, воссоздает техногенный лес из множества проводов, свисающих с подъемного автокрана как лианы. По задумке Panterra, смыслы в ней обретаются самим наблюдающим — соблюдая традиции постмодернизма, художники оставляют работу «на откуп» зрителю его ощущениям.
AV-инсталляция Phase от dreamlaser
На колоннах стадиона «Нижний Новгород» у входа №6 студия представила звуковую инсталляцию Phase. Идея ее создателей в том, что звук в работе призван погрузить человека в сложное восприятие времени. Как сломанные часы, инсталляция транслирует то невероятную скорость, то, будто зависая в моменте, останавливает время и секунды длятся бесконечно. Двенадцать монументальных колонн, как 12 стрелок на часах, визуализируют ход механизма, сконцентрировавшего в себе силу времени и его восприятие.
онлайн-события
«под ключ» Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Всё для онлайн/гибридных мероприятий NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Event.ru рекомендует - топовые артисты! Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Event.ru рекомендует - креативные event-агентства ПОДПИШИСЬ НА ТГ!
AV-инсталляция Storm от s — lab x Тинькофф
Междисциплинарный мультимедиа-дизайнер Анастасия Слабиняк (s — lab) в коллаборации с художником лазерных шоу Ксенией Медведевой, саунд-артистом Таней Маландиной и партнером фестиваля Тинькофф создала инсталляцию Storm. В основе концепции — соприкосновение стихии и цивилизации. Страх, восторг и преклонение перед природными явлениями заложены у человека на подсознательном уровне: Storm наполнена образами стихии — зритель словно сближается с величественными явлениями природы внутри самой инсталляции.
Проекционная инсталляция Mold от Elina Zazulia
Через абстрактность, работу с пространством и движением художница Elina Zazulia стремится вызвать у смотрящего тактильные ощущения и глубокое кинестетическое переживание. Сплетая визуальные, звуковые и пространственные элементы, она словно формирует новый живой организм — подвижный и пластичный, подчиняющийся собственным правилам гармонии.
В рамках INTERVALS 2024 автором была показана инсталляция Mold. Существительное «mold» переводится с английского как «плесень»: подвижное полотно пикселей, словно живая субстанция, разрастающаяся и мутирующая, захватывала пространство и напоминала живой организм, а процесс взаимодействия контента и архитектуры раскрывался через контакт с поверхностью, где сам контент покрывал ее как кружево и поглощал как плесень.
Лазерная инсталляция CICLIC от Ferran Belmon
Медиахудожник Ferran Belmon в своих работах исследует взаимодействие света и звука в пространстве, ищет новые техники и технологии, экспериментируя со зрительским опытом. Автор специализируется на иммерсивных инсталляциях, генеративном медиаарте и AV-перформансах. Его лазерная инсталляция CICLIC демонстрирует, как взаимодействие простых частот может стать сложным процессом, способным трансформировать пространство вокруг.
Интерактивная AV-инсталляция Mirora:Unfold от Ahmet Said Kaplan
Медиахудожник из Турции Ahmet Said Kaplan представил на фестивале интерактивную инсталляцию Mirora: Unfold с анаморфным экраном, в котором зрители молги увидеть свои отражения. Работа была вдохновлена тонкими изменениями природы, которые люди обычно «упускают» в повседневной жизни. С помощью чувствительных датчиков инсталляция захватывала природные метаморфозы и превращала их в визуальную симфонию — каждая аудиовизуальная последовательность была уникальна, а восприятие картины зависело от угла зрения и исследовательского любопытства самого зрителя.
3D-мэппинг ECHO от Ярослав Сотов
Ярослав Сотов — медиахудожник, основатель команды мультиформатных специалистов Antimotion, в составе которой он уже участвовал в INTERVALS 2021. В этом году он выступил самостоятельно, продемонстрировав свой мэппинг-перформанс на здании Законодательного собрания в Кремле.
AV-инсталляция BEACONS от Sasha Kojjio & Alisa Davydova
Саша Коджо и Алиса Давыдова — дуэт медиахудожника и креативного продюсера, основатели media.tribe. В совместном проекте авторы объединяют лэнд-арт и аудиовизуальные инсталляции, создавая глубокие медитативные пространства. В своих работах художники рефлексируют над опытом путешествий, эмиграции и поиске культурной идентичности.
На фестивале команда представила инсталляцию BEACONS, в которой сочетаются две противоположности — воссозданная величественность объекта, сродни самой природе, и его подчеркнуто неорганическое происхождение. Инсталляция была вписана в рощу, в которой авторов привлекла искусственная идеальность посадки берез. Художники подчеркнули и развили эту «неестественность», а в разрезе темы поиска культурной идентичности сами березы стали особенно символичным образом.
Интерактивная световая инсталляция Connection от mmd’s x bhsad
mmd’s — молодая междисциплинарная команда, которая сформировалась в рамках курса «Мультимедиа-дизайн» в Британке (BHSAD’23). У каждого из участников mmd’s есть свой уникальный бэкграунд — от графического дизайна и нейросетей до архитектуры, музыки, современного искусства, саунд-арта, инженерии, программирования и создания лазерных шоу.
На фестивале команда представила интерактивную инсталляцию Connection, выполненную в виде световой дуги: полукруглая конструкция с LED-лентой отражалась в фонтане сквера на Черном пруду. С композицией можно было взаимодействовать: по бокам дуги были расположены сенсорные контроллеры, с помощью которых зрители могли «запускать звезды». Целью игры было запустить их одновременно, чтобы они столкнулись в середине дуги: чем ближе к центру встречались огоньки, тем ярче была реакция инсталляции на это событие.
Кроме выставочной части для посетителей были подготовлены музыкальный блок, который объединил концерт-открытие и ночную музыкальную программу, образовательная программа, организованная совместно с Британской высшей школой дизайна, в рамках которой можно было послушать 26 лекций, артист- и паблик-токов, а также насыщенный лайнап аудиовизуальных перформансов.
AV-перформансы
RENAISSANCE_AI от Лены Потуремец & Ильи SymphoСat
RENAISSANCE_AI — аудиовизуальный перформанс по мотивам триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (1515). Он создан с помощью нейросети Deforum SD, эмбиентной музыки и коллажей, в основе которых — по-новому интерпретированные произведения XVI века. Оригинальная живопись — точка отсчета, из которой каждая часть триптиха развивалась по новым законам, определяемым промптом (текстовым запросом к нейросети) и алгоритмами. Перформанс открывал, каковы «Рай», «Ад» и «Эдем» с точки зрения нейросети.
«Настройки диалога» от Славы SAF & и Артура Софина (Generative Gallery)
Перформанс затронул тему места человека в современном техногенном мире, где нейросети и большие данные меняют его существование, лишая привычной самоидентификации. В «Настройках диалога» был представлен образ человека, который стремится установить контакт и связь — диалог с машиной, осваивает новый для себя язык, испытывая свое тело и наблюдая за реакцией искусственного интеллекта. Как машинам необходимо адаптироваться к человеку и идентифицировать его, так и людям приходится переосмыслить себя рядом с ними и определить свое место в новой реальности.
POINT OF NO RETURN от media.tribe
В аудиовизуальном перформансе POINT OF NO RETURN медиахудожники media.tribe довели форму света и звука до предела, за которым образы перестали иметь какой-либо смысл, а все действие воспринималось как глубокое чувственное переживание.
Одноименный с инсталляцией, представленной в рамках INTERVALS, AV-лайв от испанского медиахудожника, показал, как одна и та же минималистичная концепция может раскрываться в живом выступлении. Присутствие Ferran Belmon на сцене и элементы импровизации превратили уже знакомое зрителям произведение в новый неповторимый опыт.
В проекте CICLIC автор исследует то, как взаимодействие простых частот порождает сложные системы, которые генерируют постоянно изменяющиеся геометрические и органические узоры.
Ксюша Чеховская, куратор фестиваля INTERVALS:
«Подготовка к фестивалю этого года была серьезным испытанием для нашей команды из-за большого количества вызовов и желания сделать его более насыщенным и продолжительным. Мы стремились удивить зрителей даже на традиционных локациях, таких как Академия Маяк, а также привнести новые места в маршрут и представить новые форматы, например, аудиовизуальные перформансы внутри сетапа инсталляций. В реализации всех этих идей нам очень помогла энергия и вовлеченность наших артистов, а также невероятная поддержка аудитории. Мы видели, как за 2 недели до фестиваля не оставалось ж/д и авиабилетов в Нижний Новгород, в городе заканчивались свободные места в гостиницах. Такая преданность зрителей очень вдохновляет!»
Андрей Тубольцев, сооснователь и генеральный директор компании dreamlaser, генеральный продюсер фестиваля INTERVALS, сооснователь мультимедиа-арт-пространства ЦЕХ *:
«Мы ощутили, как фестиваль объединяет наших зрителей — это большой праздник, где можно встретить давних друзей и завести знакомства с близкими по духу! Аудитория ждет INTERVALS и это мотивирует нас продолжать!»
Поделиться