Уже второй год подряд Москва преображается благодаря одному из самых грандиозных городских событий — международному фестивалю «Круг света». Название говорит само за себя: данное мероприятие связано непосредственно с новейшими мультимедийными и световыми технологиями. На протяжении нескольких дней Москва увидела то, о чем раньше можно было только мечтать. Пять площадок в центре города, неимоверное количество различных мультимедийных показов, световая инсталляция на главных архитектурных объектах, мировые звезды в области подобных мероприятий, около двух миллионов посетителей и многое другое — это действительно уникальный проект, который является новым этапом в развитии современной городской культуры.

Благодаря этому фестивалю москвичи познакомились с такими явлениями, как видеомэппинг, аудиовизуальные спектакли, и с различными арт-объектами, в число которых вошли гигантские световые цветы высотой 11 м. Также все это время на фестивале работало профессиональное российское и европейское жюри под председательством главного художника Москвы И. Н. Воскресенского. «Круг света» является не только развлекательным мероприятием, но и площадкой для обмена опытом и профессионального общения участников.

Любое городское мероприятие требует тщательной организации и сталкивается с различными трудностями, в этом плане фестиваль «Круг света» не исключение. Для подготовки большого мультимедийного шоу в среднем нужно около восьми месяцев, но при хороших условиях может хватить и шести. Что касается согласования фестиваля с властями, то существуют определенные сроки. Нам удалось обсудить нюансы организации, плюсы и минусы данного городского события с генеральным директором фестиваля «Круг света» Сергеем Кличановским и генеральным директором компании «Орион-Арт» и главным продюсером фестиваля «Круг света» Дмитрием Орликовым.

По словам Дмитрия, «у каждой государственной структуры есть свой порядок, и правительство Москвы подпишет свое согласование только после того, как его подпишут все остальные».

«Если организатором является само правительство, то априори все становится намного проще. Процедура согласования в принципе стандартизирована, главное — делать все вовремя», — объясняет Сергей Кличановский.

«С фестивалем света история очень сложная, — объясняет Дмитрий. — Все дело в том, что такие мероприятия в мире выглядят по-другому. То, что в Москве называется фестивалем света, не имеет отношения к тому, который принят в других странах. Это совершенно другой формат проведения мероприятия. То, что происходит в Москве, — это та форма, которой в принципе в мире нигде больше нет, но не потому, что это круто или какая-то невероятная идея, а потому, что этот проект не структурирован. Это набор мероприятий, которые идут в рамках одного события, логически не связаны между собой ни территориально, ни внутренними событиями. Отчасти это проблема организаторов».

Одной из сложностей организации фестиваля стало отсутствие традиционной для данных проектов площадки:

«К сожалению, Москва не имеет центра, где можно было бы подобные мероприятия логически сделать — так устроена архитектура. Подобные центры предполагают наличие достаточного количества парковочных мест, а также присутствие большого количества людей. То есть, как показывает практика, если на Манежной площади собирается более десяти тысяч человек, там происходит переполнение и люди начинают занимать проезжую часть. Это технически невозможно сделать» (Дмитрий Орликов).

Важный вопрос организации — это взаимодействие с МЧС, пожарными, полицией:

«Здесь никаких проблем не было. Полиция, пожарные, МЧС — без тесного взаимодействия с ними вообще невозможно проведение таких крупных мероприятий, потому что они лучше, чем мы, знают, как организовать правильно движение в городе, чтобы не было заторов, пробок, чтобы никто не пострадал» (Сергей Кличановский).

В плане финансирования Москва опережает многие страны, так как практически нигде в мире не выделяется такое количество денег на фестивали:

«Серьезный игрок за маленькие деньги не поедет работать. Для иностранцев мы как эльдорадо, потому что нигде больше не платят такие деньги, поэтому они едут сюда работать с удовольствием. К тому же таких серьезных коммерческих затрат, допустим, в дизайн-компаниях в мире нет, их просто не бывает ни в Америке, ни в Европе, ни в Австралии, вообще нигде» (Дмитрий Орликов).

К вопросу о некоторых особенностях спонсорства подобных городских мероприятий:

«На самом деле привлечь средства очень сложно — ясно, что желающих потратить средства немало и за деньги любой дурак сможет сделать. Но у нас существует своя особая технология. В этом году мы включили все возможные средства рекламы, которые смогли бы привлечь максимальное количество людей и объяснить людям то, что наше шоу — это не шоу одного дня. Мы очень грамотно провели пиар. У нас свой коллектив, который этим занимается отдельно. Это SMM-технологии, ну и наружная реклама, безусловно» (Сергей Кличановский).

Примечание: технологии SMM (Social Media Marketing) — основная задача состоит в привлечении внимания к сайту пользователей социальных сетей путем ненавязчивого размещения в них информации о своих товарах и услугах.

«Со спонсорами обычно происходит так: существует маркетинговый партнер, который занимается поиском внебюджетного финансирования. У маркетингового партнера есть некий рекламный пакет, который он предлагает спонсору на основании трех базовых программ. Соответственно, спонсоры вносят какие-то деньги, их распределяют по площадкам. Есть площадки, которые финансируются хорошо, и там другой уровень оборудования и качество дизайнерского продукта, но везде все знают, что эта работа была бы невозможна без финансовой поддержки того или иного коммерческого партнера» (Дмитрий Орликов).

Дмитрий и Сергей также поделились с нами своим видением дальнейшего развития международного фестиваля «Круг света»:

«Перспектива развития будет такая: через некоторое время увеличится количество дней проведения мероприятия, как это сделано во всех других странах. Обычно данные мероприятия проходят в туристический сезон. Московский фестиваль не привязан ни к чему, просто свободная дата. Предполагаю, что со временем он прикрепится ко Дню города. Также, скорее всего, на мой взгляд, финансовое эльдорадо закончится, и деньги в конце концов начнут считать. Фестиваль перейдет больше в сторону светового дизайна, нежели видеопроекций, и постепенно он приобретет ту форму, которая существует в мире. Возможно, это уже не будет оригинальным продуктом. Но это лично мое мнение» (Дмитрий Орликов).

«Фестиваль будет больше, шире. Мы замахиваемся на 30-дневный срок. Также планируем расширить количество площадок. Конечно, будет сложно в любом случае, но уже два года пройдено, значит, и третий получится. К тому же мы приобретаем опыт и учимся на своих ошибках. Уже появляются обращения от других заказчиков, тех, которые на этот путь еще не встали» (Сергей Кличановский).

О своих впечатлениях рассказала одна из победителей конкурса в номинации «Арт-объекты» (с медиаинсталляцией «Розы») Ирина Иванникова:

«Фестиваль закружил в ярких лучах, расписывая световыми красками сентябрьскую Москву, и город на время примерил на себя фантазийное медиаоформление, это открыло какие-то новые грани в восприятии уже привычных архитектурных памятников. Меня всегда привлекал синтез архаичного с футуристическим, в этом переосмыслении прошлого в новом ключе есть своя красота. Спасибо организаторам конкурса „Лаборатория света“ за возможность выставить свои работы и неравнодушную оценку моей медиаинсталляции».

В номинации «Световые объекты» первое место заняли Yunaya.bureau с работой «Световые киты». Миша Антонов (YUNAYA.light) поделился впечатлениями о фестивале:

«Фестиваль „Круг света“ — трансформация городского пространства светом и современными медиатехнологиями (такими как видеомэппинг, дополненная реальность) и время показать людям то, о чем они даже и не мечтали. В этом году мы перемещали по городу масштабные световые скульптуры: семиметровая акула путешествует на крыше автомобиля, а в пробке выразительно улыбается и качает световым плавником. Световые и оптические образы меняют представление о привычных вещах. Футуризм, новые технологии в масштабе города — мы к этому стремимся. Вопрос только в финансировании, в этом году мы реализовали победивший проект своими силами, но хочется сделать что-то по-настоящему масштабное».

А знаете ли вы, что:

—       Одним из участников фестиваля «Круг света» в 2011 году был постановщик открытия Олимпийских игр в Сиднее и Евровидения- 2011 в Германии Джерри Аппельт.

—       На центральной аллее парка Горького, возле фонтана, был установлен сливной водный экран размером 12 на 27 м. Каждый вечер, помимо анимационных и лазерно-лучевых шоу, было несколько фонтанных.

—       Пресс-секретарь столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев сказал, что в программе фестиваля было использовано рекордное для России количество профессионального светового оборудования.

— Из городского бюджета было выделено около 400 млн рублей на проведение фестиваля.

Отзывы зрителей фестиваля:

—       Мы побывали на открытии Московского международного фестиваля «Круг света — 2012». Конечно, это впечатляющее зрелище, красивое и эффектное. Может, оно закончилось немного раньше, чем нам хотелось бы, но к «картинке» претензий в принципе нет.

—       Это красивое и внушающее зрелище для всей семьи.

— Мы тоже побывали на открытии фестиваля света. Я была с мужем и двумя детьми, 4-х и 12 лет. Очень эффектно и масштабно, особенно понравилось младшему.

— Нам и старшему ребенку понравилась демонстрируемая на воротах входа сказка «Колобок» в стиле африканской этнической графики с элементами современного поп-арта и граффити. Как самостоятельное событие фестиваль, наверное, не очень удался, но как дополнение к прогулке по ночной Москве после насыщенного дня пошел очень хорошо.

Информация взята с osd.ru

Несмотря на все плюсы и минусы, ясно одно — Московский международный фестиваль «Круг света» — это отличное начало для развития чего-то нового в рамках городских мероприятий, а также в области современных мультимедийных технологий. Как сказала арт-директор «Круга света» Мария Черняк в одном из интервью, «Фестиваль — это один из элементов праздничного оформления города, новая тенденция с инновационными технологиями, яркое и эмоциональное мероприятие, лишенное каких-либо политических аспектов».

Фотографии Петра Ушанова

Присоединяйтесь к Event.ru
a9d2d897a130e3c4706b8ed5a22a7570.png Все начинается с приглашения… cde1cd06a3f681ae93ae45c467fb9f48.png Московский Дом музыки. Услышать неслыханное
Все начинается с приглашения… Московский Дом музыки. Услышать неслыханное