Каждый год благодаря фестивалю НУР Казань превращается в центр мирового медиаискусства. За пять лет, с 2021 по 2025 год, фестиваль медиаискусства прошел путь от смелого локального эксперимента до круглогодичного культурного проекта федерального масштаба. Главное изменение — в формате: НУР окончательно вышел за рамки фестивальных дат. В юбилейном сезоне команда уже успела представить выставку NUR NOW, запустить проект в Москве совместно с Внутришоу и две творческие лаборатории.

Ключевым фактором роста стало глубокое вовлечение крупных федеральных партнеров. Если на старте проект развивался силами организаторов, то теперь федеральные бренды стали соавторами программы — от шоу-открытия до масштабных инсталляций. Это позволило расширить карту до 16 локаций, 8 из которых появились впервые, и привлечь рекордные 126 000 посетителей. В прошлом году НУР посетило 100 000 гостей.

Качественные изменения коснулись и самого контента: инсталляции стали сложнее как технически, так и концептуально, а география участников расширилась. Кульминацией этого пятилетнего пути стала программа 2025 года, продемонстрировавшая всю эстетику и разнообразие современного медиаискусства.

В фокусе этого обзора — самое зрелищное на фестивале: арт-инсталляции, в которых талантливые медиахудожники и крупные бренды создавали совместные проекты, стирая границы между искусством и бизнесом.

Арт-инсталляции

АНТИХРУПКОСТЬ. LYM ART x Т-Банк

Что такое «антихрупкость»? Это способность превращать хаос в точку роста. Именно эта идея легла в основу совместной работы Т-Банка, художников команды LYM ART, авторства Надин Захаровой и робохореографа Дмитрия Масаидова. Инсталляция стала мощной визуальной метафорой этого процесса: два робота-манипулятора символизируют поиск баланса в нестабильном мире, а между ними, подобно нейронной связи, вспыхивает искра идеи, готовой воплотиться в жизнь.

В этой работе идеально соединились концепция и исполнение. Сама мысль о зарождении идеи получила невероятно мощное воплощение благодаря слаженной работе роботов-манипуляторов, волюметрического экрана и световых приборов. А густой дым, туман и пробирающий до мурашек саунд-дизайн создавали полное ощущение, что ты присутствуешь при рождении чего-то великого.

Надин Захарова, Креативный директор LYM, сооснователь LYM ART, медиахудожник

Мы объединили множество разных технологий: роботов, нити волюметрика, контент, свет, дым, диодные кольца… Это был тонкий и многослойный процесс настройки, где малейшая ошибка могла разрушить всю систему. По сути, сам процесс стал живой иллюстрацией идеи антихрупкости: чем больше мы сталкивались со сложностями, тем прочнее становилась структура. Но результат того стоил.


Екатерина Бородина, Основатель и креативный директор студии «buddy»

Работа LYM ART вдохновлена гениальной книгой Нассима Талеба «Антихрупкость». Одна из моих любимых цитат из неё: «Стремясь к порядку, вы обретете псевдопорядок; мерило порядка и контроля вы получите, только если раскроете объятия для случайности». Медиаработа является не только визуальной метафорой этой книги, а еще и целым перформансом с отличной режиссерской работой, сценографией и драматургией. Все 11 минут действа держат зрителя в напряжении: звуком, светом, динамикой работы роборук, которые в синхронном и рассинхронизированном движениях грозятся вот-вот разорвать хрупкие волюметрические нити. Где-то на седьмой минуте к глазам подступили слезы от красоты и тонкости зрелища. Эта работа — однозначно мой фаворит по уровню проработки, силе воздействия и уровню вовлечения зрителей.


WIND. NADYA KIMELYAR × YUSUF BIKCHANTAEV

Ветер — это мощная метафора перемен и творческой энергии. Он разрушает старое, чтобы из его обломков собрать нечто совершенно новое и прекрасное. Сдуваясь, кружась, вспыхивая и снова объединяясь, геометричные образы интерпретируют динамичность и цикличность перемен.

Именно эту идею воплотили в своей работе ее создатели: на глазах у зрителя геометрические образы танцуют, распадаются и возрождаются в бесконечном цикле трансформации. За визуальную магию отвечала медиахудожница Надя Кимельяр, а за звуковое погружение — композитор Йусуф Бикчантаев. Этот творческий тандем родился в стенах студии formate, организаторов фестиваля. Партнёром проекта, вдохновлённого стихией, выступила «Сила ветра», а воплотить идею в жизнь помогла техническая поддержка LaserFX.

Надя Кимельяр, Медиахудожница, креативный директор студии formate

Многие сценарные ходы и графические решения этой работы были навеяны самим медиумом и желанием его исследовать, ведь частицы воды в воздухе — необычная среда для проекции со множеством нюансов. Сама локация — многовековое озеро в историческом центре города, над которым пронеслось столько «ветров», прозвучало столько мыслей и было произнесено столько слов — подтолкнула к философским рассуждениям о переменах.

Эфемерная форма, парящая над гладью воды, которая то обретала, то теряла объем; образы, которые рассыпались и собирались вновь, — всё это стало визуальным размышлением о том, что непрерывная трансформация — единственное, что постоянно.


Beyond Dimensions.−.618 support by сила ветра

Медиаинсталляция Beyond Dimensions, вдохновленная романом «Флатландия», переносит зрителя в путешествие квадрата, покидающего привычный двумерный мир. Он сталкивается с различными измерениями, где строгие геометрические формы и линии вступают в диалог между ограниченностью и бесконечностью. Атмосферный звуковой ландшафт усиливает гипнотический эффект, а водяной экран подчёркивает иллюзорность и многомерность реальности.

Наталья Цибизова, Основатель коммуникационного и ивент-агентства «Звонко»

Необычно обыгран эффект взаимодействия лазерных лучей с каплями воды. Прямо на фонтане в центре города тысячи зрителей смогли увидеть завораживающие формы и структуры в динамике. Однозначно, это одна из самых заметных работ на фестивале в этом году.

NEXT, s—lab x Talking Birds & Flying Fish

Контент на вертикальном кинетическом экране имитирует скроллинг — это метафора нежелания делать выбор, которое в итоге приводит к ошибке. Видеоряд состоит из контрастных тем, которые, приближаясь к кульминации, резко сменяют друг друга. Каждая следующая тема становится короче, а скроллинг — активнее, пока переключения не становятся настолько быстрыми, что выводят экран из строя.

Наталья Цибизова, Основатель коммуникационного и ивент-агентства «Звонко»

Эта работа, расположенная наверху высокой мраморной лестницы и выгодно контрастирующая с антуражем старинного особняка, заставила меня по-новому взглянуть на время, которое я бездумно провожу в гаджетах и социальных сетях.

Light is dead, Sila Sveta

Инсталляция «Light is dead» — это своего рода археологические раскопки нашего цифрового века. Мы видим культурный слой, состоящий из брошенных световых приборов — артефактов недавнего прошлого. Они все еще подают признаки жизни, цепляясь за остатки энергии, и каждый из них — памятник идее, которая была на пике, но не выдержала гонки. Инсталляция напоминает зрителю: важно не количество визуальных приемов, а идея, стоящая за ними.

Екатерина Бородина, Основатель и креативный директор студии «buddy»

Постапокалипсис, посмертный памятник третьей промышленной революции или будущее восстание машин? Все световые приборы, «забытые» где-то в «подвале» в центре Казани, кажутся одновременно мертвыми и живыми. По моим ощущениям, своей инсталляцией авторы задают философский вопрос: старое отмерло или жизнь продолжается в свете, динамике, звуке, идее и никогда не умрет, давая начало новому?

X Signal, SKGPLUS (Китай)

Инсталляция X Signal отражает идею реальности как сложной паутины из сигналов, света и алгоритмов. Каждое мерцание — это независимая сущность, способная изменить всю систему. Тем самым работа поднимает вопрос: «Когда все сигналы соединятся, сможем ли мы по-прежнему узнавать себя?»

Благодаря особому решению пространства внимание зрителя сфокусировано в центре зала. Это позволяет не отвлекаться на происходящее вокруг и полностью погрузиться в CG-контент на LED-сетке, достигая медитативного состояния.

Екатерина Бородина, Основатель и креативный директор студии «buddy»

У меня высшее образование в графическом дизайне и графика — одно из основных моих увлечений, похоже, на всю жизнь. Однозначно могу сказать, что это самая сильная графическая работа фестиваля. На поверхности, состоящей из двух экранов, стоящих под 90° углом относительно друг друга, разворачивается целое графическое шоу по всем правилам дизайна. Сгущение и разрядка, темпоритмика, акцентная анимация, которая работает как в плоскости, так и в 3D-объеме и создает из экрана объемное пространство жизни невероятной графики. Зрелище, за которым хотелось наблюдать снова и снова. А еще меня впечатлил необычный выбор локации: темная пустая площадка центра картинга, которая в этом году стала еще и местом проведения музыкальной программы ТОН.

MASS-IV 001, PANTERRA х Дзен

Там, где все стремится вверх, этот объект лежит, бросая вызов городской вертикали. Он выглядит как инородное тело, чужеродный артефакт, который по ошибке телепортировался из другой вселенной и замер, нарушая гармонию привычного ландшафта. Объект похож на упавшую телерадиоантенну, которая оживает за счет экранов, бегущих строк и узнаваемых звуков радио.

Наталья Цибизова, Основатель коммуникационного и ивент-агентства «Звонко»

Метафизический реализм — направление, знакомое нам по работе Terminal. В этот раз художники привлекли внимание аудитории тем, что расположили вертикальный объект непривычно горизонтально. Днем и вечером он работал в двух разных режимах, создавая разный эффект. Присутствие бренда «Дзен» легко считывалось, в частности, благодаря бегущим строкам.

Бренды и искусство: как партнеры интегрировались в фестиваль

В этом году НУР продемонстрировал, насколько органичным и креативным может быть сотрудничество с брендами. Партнеры не просто размещали логотипы, а становились полноценными соавторами зрелищных проектов. Интеграции от партнеров прошлого года описаны в этой статье.

«Дзен»: генеральный партнер

Информационная платформа «Дзен» заявила о себе масштабно. Бренд совместно с художниками разработал впечатляющий 3D-маппинг на Спасской башне и поддержал шоу-открытие фестиваля, а также стал соавтором инсталляции с PANTERRA в экстрим-парке «УРАМ». Совместно с фестивалем НУР и студией PANTERRA был выпущен и благотворительный мерч, все средства от продажи которого передали в фонд «Код добра».

Т2: выставка, музыка и технологии

Телеком-оператор и экосистема цифровых сервисов Т2 сделал ставку на поддержку цифрового искусства, представив масштабную выставку NUR NOW х Т2 с работами более 100 художников со всего мира. Бренд также интегрировался в главное маппинг-шоу и стал партнером ночи электронной музыки ТОН, где во время одного из сетов танцпол накрыла волна лучей в цветах бренда (маджента).

Постоянные партнеры и новые имена

Т-Банк, давний партнер фестиваля, представил сразу две работы: инсталляцию «Антихрупкость» и маппинг «Навигатор в финансах».

СИБУР создал для фестиваля маппинг «Цели, достойные тебя», который демонстрировался все дни мероприятия.

Самокат выбрал для интеграции одну из самых оживленных локаций — подземную улицу Баумана, где разместил интерактивную зону с игрой и скидками.

Авито разместил эффектную фотозону в экстрим-парке «УРАМ». Зеркальный портал создавал иллюзию взгляда на Казань через футуристический объектив и стал точкой притяжения для гостей.

Итоги

Фестиваль НУР в очередной раз доказал, что это не просто выставка зрелищных технологий, а полноценная платформа для диалога. Здесь глубокие художественные концепции, заставляющие задуматься о вечном, встречаются с передовыми бренд-интеграциями, которые становятся неотъемлемой частью арт-высказывания.

Этот мощный симбиоз чистого творчества и смелых маркетинговых коллабораций говорит о зрелости как самого фестиваля, так и всей индустрии медиаискусства в России. НУР уверенно стирает границы, превращая Казань в единое выставочное пространство, и заставляет с нетерпением ждать, чем он удивит нас в следующем году.

Анастасия Тонконог, Руководитель отдела медиакоммуникаций фестиваля НУР

В этом году фестиваль НУР получился как никогда масштабным и, безусловно, качественно вырос. Нам удалось объединить участников из 20 стран мира, составить принципиально новую карту локаций с тремя кластерами и охватить 126 000 гостей. И НУР не прощается: в юбилейном сезоне мы готовим еще несколько событий, которые помогут аудитории погрузиться в суть медиаискусства, — лаборатории, выставки, шоукейсы и не только.


Фото: Александр Копылов; фестиваль НУР 2025.

Присоединяйтесь к Event.ru
juan-manuel-nunez-mendez-EIo0V6oZJtQ-unsplash 8 ошибок в спонсорских интеграциях: опыт фестивального сезона 2025 images_f7ca1b7a1739563138 «Родительское НЕ собрание» Яндекса — кейс-победитель в номинации «Лучшее мероприятие в сфере мотивации и вовлечения персонала» премии «Событие года»
8 ошибок в спонсорских интеграциях: опыт фестивального сезона 2025 «Родительское НЕ собрание» Яндекса — кейс-победитель в номинации «Лучшее мероприятие в сфере мотивации и вовлечения персонала» премии «Событие года»