Каждый год благодаря фестивалю НУР Казань превращается в центр мирового медиаискусства. За пять лет, с 2021 по 2025 год, фестиваль медиаискусства прошел путь от смелого локального эксперимента до круглогодичного культурного проекта федерального масштаба. Главное изменение — в формате: НУР окончательно вышел за рамки фестивальных дат. В юбилейном сезоне команда уже успела представить выставку NUR NOW, запустить проект в Москве совместно с Внутришоу и две творческие лаборатории.
Ключевым фактором роста стало глубокое вовлечение крупных федеральных партнеров. Если на старте проект развивался силами организаторов, то теперь федеральные бренды стали соавторами программы — от шоу-открытия до масштабных инсталляций. Это позволило расширить карту до 16 локаций, 8 из которых появились впервые, и привлечь рекордные 126 000 посетителей. В прошлом году НУР посетило 100 000 гостей.
Качественные изменения коснулись и самого контента: инсталляции стали сложнее как технически, так и концептуально, а география участников расширилась. Кульминацией этого пятилетнего пути стала программа 2025 года, продемонстрировавшая всю эстетику и разнообразие современного медиаискусства.
В фокусе этого обзора — самое зрелищное на фестивале: арт-инсталляции, в которых талантливые медиахудожники и крупные бренды создавали совместные проекты, стирая границы между искусством и бизнесом.
Арт-инсталляции
АНТИХРУПКОСТЬ. LYM ART x Т-Банк
Что такое «антихрупкость»? Это способность превращать хаос в точку роста. Именно эта идея легла в основу совместной работы Т-Банка, художников команды LYM ART, авторства Надин Захаровой и робохореографа Дмитрия Масаидова. Инсталляция стала мощной визуальной метафорой этого процесса: два робота-манипулятора символизируют поиск баланса в нестабильном мире, а между ними, подобно нейронной связи, вспыхивает искра идеи, готовой воплотиться в жизнь.
В этой работе идеально соединились концепция и исполнение. Сама мысль о зарождении идеи получила невероятно мощное воплощение благодаря слаженной работе роботов-манипуляторов, волюметрического экрана и световых приборов. А густой дым, туман и пробирающий до мурашек саунд-дизайн создавали полное ощущение, что ты присутствуешь при рождении чего-то великого.
WIND. NADYA KIMELYAR × YUSUF BIKCHANTAEV
Ветер — это мощная метафора перемен и творческой энергии. Он разрушает старое, чтобы из его обломков собрать нечто совершенно новое и прекрасное. Сдуваясь, кружась, вспыхивая и снова объединяясь, геометричные образы интерпретируют динамичность и цикличность перемен.
Именно эту идею воплотили в своей работе ее создатели: на глазах у зрителя геометрические образы танцуют, распадаются и возрождаются в бесконечном цикле трансформации. За визуальную магию отвечала медиахудожница Надя Кимельяр, а за звуковое погружение — композитор Йусуф Бикчантаев. Этот творческий тандем родился в стенах студии formate, организаторов фестиваля. Партнёром проекта, вдохновлённого стихией, выступила «Сила ветра», а воплотить идею в жизнь помогла техническая поддержка LaserFX.
Beyond Dimensions.−.618 support by сила ветра
Медиаинсталляция Beyond Dimensions, вдохновленная романом «Флатландия», переносит зрителя в путешествие квадрата, покидающего привычный двумерный мир. Он сталкивается с различными измерениями, где строгие геометрические формы и линии вступают в диалог между ограниченностью и бесконечностью. Атмосферный звуковой ландшафт усиливает гипнотический эффект, а водяной экран подчёркивает иллюзорность и многомерность реальности.
NEXT, s—lab x Talking Birds & Flying Fish
Контент на вертикальном кинетическом экране имитирует скроллинг — это метафора нежелания делать выбор, которое в итоге приводит к ошибке. Видеоряд состоит из контрастных тем, которые, приближаясь к кульминации, резко сменяют друг друга. Каждая следующая тема становится короче, а скроллинг — активнее, пока переключения не становятся настолько быстрыми, что выводят экран из строя.
Light is dead, Sila Sveta
Инсталляция «Light is dead» — это своего рода археологические раскопки нашего цифрового века. Мы видим культурный слой, состоящий из брошенных световых приборов — артефактов недавнего прошлого. Они все еще подают признаки жизни, цепляясь за остатки энергии, и каждый из них — памятник идее, которая была на пике, но не выдержала гонки. Инсталляция напоминает зрителю: важно не количество визуальных приемов, а идея, стоящая за ними.

более 1500 проектов
по всей России

панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль


с нейросетью
в любых стилях




клубное пространство
на Белорусской
с большим двором



от LOFT HALL
на 1200 персон
X Signal, SKGPLUS (Китай)
Инсталляция X Signal отражает идею реальности как сложной паутины из сигналов, света и алгоритмов. Каждое мерцание — это независимая сущность, способная изменить всю систему. Тем самым работа поднимает вопрос: «Когда все сигналы соединятся, сможем ли мы по-прежнему узнавать себя?»
Благодаря особому решению пространства внимание зрителя сфокусировано в центре зала. Это позволяет не отвлекаться на происходящее вокруг и полностью погрузиться в CG-контент на LED-сетке, достигая медитативного состояния.
MASS-IV 001, PANTERRA х Дзен
Там, где все стремится вверх, этот объект лежит, бросая вызов городской вертикали. Он выглядит как инородное тело, чужеродный артефакт, который по ошибке телепортировался из другой вселенной и замер, нарушая гармонию привычного ландшафта. Объект похож на упавшую телерадиоантенну, которая оживает за счет экранов, бегущих строк и узнаваемых звуков радио.
Бренды и искусство: как партнеры интегрировались в фестиваль
В этом году НУР продемонстрировал, насколько органичным и креативным может быть сотрудничество с брендами. Партнеры не просто размещали логотипы, а становились полноценными соавторами зрелищных проектов. Интеграции от партнеров прошлого года описаны в этой статье.
«Дзен»: генеральный партнер
Информационная платформа «Дзен» заявила о себе масштабно. Бренд совместно с художниками разработал впечатляющий 3D-маппинг на Спасской башне и поддержал шоу-открытие фестиваля, а также стал соавтором инсталляции с PANTERRA в экстрим-парке «УРАМ». Совместно с фестивалем НУР и студией PANTERRA был выпущен и благотворительный мерч, все средства от продажи которого передали в фонд «Код добра».
Т2: выставка, музыка и технологии
Телеком-оператор и экосистема цифровых сервисов Т2 сделал ставку на поддержку цифрового искусства, представив масштабную выставку NUR NOW х Т2 с работами более 100 художников со всего мира. Бренд также интегрировался в главное маппинг-шоу и стал партнером ночи электронной музыки ТОН, где во время одного из сетов танцпол накрыла волна лучей в цветах бренда (маджента).
Постоянные партнеры и новые имена
Т-Банк, давний партнер фестиваля, представил сразу две работы: инсталляцию «Антихрупкость» и маппинг «Навигатор в финансах».
СИБУР создал для фестиваля маппинг «Цели, достойные тебя», который демонстрировался все дни мероприятия.
Самокат выбрал для интеграции одну из самых оживленных локаций — подземную улицу Баумана, где разместил интерактивную зону с игрой и скидками.
Авито разместил эффектную фотозону в экстрим-парке «УРАМ». Зеркальный портал создавал иллюзию взгляда на Казань через футуристический объектив и стал точкой притяжения для гостей.
Итоги
Фестиваль НУР в очередной раз доказал, что это не просто выставка зрелищных технологий, а полноценная платформа для диалога. Здесь глубокие художественные концепции, заставляющие задуматься о вечном, встречаются с передовыми бренд-интеграциями, которые становятся неотъемлемой частью арт-высказывания.
Этот мощный симбиоз чистого творчества и смелых маркетинговых коллабораций говорит о зрелости как самого фестиваля, так и всей индустрии медиаискусства в России. НУР уверенно стирает границы, превращая Казань в единое выставочное пространство, и заставляет с нетерпением ждать, чем он удивит нас в следующем году.
Фото: Александр Копылов; фестиваль НУР 2025.
Поделиться