Будущее перформансов и развлечений движется в направлении контент-шоу и сопряжения цифровой и физической реальности. Этому запросу охотно отвечают новые технологии и площадки. Евгений Тимащук, сооснователь и генеральный продюсер LYM, недавно побывал в уникальном пространстве The Sphere в Лас-Вегасе и поделился своими наблюдениями о технических возможностях площадки, оснащенной самыми внушительными внутренним и внешним экранами.
«Сфера» открылась меньше года назад и сразу же стала сенсацией. Единственный в своем роде кинотеатр, немыслимый концертный зал, «живой» и «дышащий» рекламный щит. Что же такое «Сфера»?
Зрительный зал
В оснащении зала присутствует несколько технологий, усиливающих иммерсивность опыта. Так, сидения снабжены системой Haptic Technology, что обеспечивает настраиваемую вибрацию, а еще есть опции тумана, запахов и ветра (направленных потоков воздуха). Кроме того, каждое место оснащено высокоскоростным доступом к Интернету.
- вместимость — 18 600 мест
Посещение «Сферы» вызвало у меня самые сильные впечатления за последние годы. Я был в восторге от мастерства интеграции технологии в сферу развлечений. Как маленький ребенок я радовался тому, как искусно технологии обманывают мой мозг через мои глаза.
Внешний экран (экзосфера)
LED-модули экзосферы очень напоминают хоккейную шайбу, поэтому создатели их так и называют. Величина шайбы сравнима с ладонью руки. Диоды на ней видимы почти в любом естественном освещении и способны на передачу всего цветового спектра. Каждый модуль представляет автономный блок, поэтому, если перегорит один, через внутренние проходы можно будет получить доступ к шайбе, вытащить ее и заменить без использования специальных инструментов.
- площадь — 54 000 кв.м
- 1,2 млн LED-модулей (S-POK)
- 48 диодов в каждом модуле
- попиксельный шаг — 225 мм (вариативный, так как это сфера)
Внутренний экран
Находясь внутри «Сферы», сложно поверить, что изображения выводятся на экран, а не существуют в реальности. Из-за ультраразрешения стирается грань между реальностью и проекцией. Создание CG-контента у первых резидентов площадки, группы U2, заняло больше года, а сотворцы контента для недавнего концерта Phish, наши коллеги из Sila Sveta, поделились, что некоторые кадры заняли до 4 часов рендера — подробнее об этом далее.
- площадь — 15 000 кв. м
- разрешение — 16K x 16K
- угол обзора — 270 градусов
Что же касается видеоконтента для такого разрешения, то он должен создаваться с помощью специальной камеры Big Sky, которая снимает с намного более высоким разрешением, чем обычные, в том числе за счет огромного угла захвата изображения. Пока что единственный, снятый на Big Sky и идущий в прокате в «Сфере» фильм — это 55-минутная картина «Postcard from Earth» Даррена Аронофски.
Ощущения внутри «Сферы» идентичны моему опыту в очках Apple Vision Pro. В обоих случаях ты полностью переносишься в иное пространство. В очках иллюзию выдают дужки и корпус, которые ты видишь краем глаза, а в здании выдают габариты трибун. Но, по-моему, это классно, что удалось добиться такой идентичности совершенно разными способами. Это значит, что подходы к созданию виртуального контента правильные, раз они способны обмануть наше восприятие пространства.
Звук
Пространственная звуковая система на модуле динамиков Holoplot X1 может передавать звук даже через пол. Во время концерта в каждой точке зала у зрителя создается впечатление, будто он находится в самом центре действия. Направление звука динамика настраивается так точно, что возможно даже персонализировать языки для разных секторов зрительного зала: один будет слушать контент на французском, а соседний — на японском. Звук как в гарнитуре, но без гарнитуры. Секрет в том, что аудиомодуль использует технологии формирования луча и синтеза волнового поля и оснащен 96 излучателями в двухуровневой матричной конструкции. Это очень продвинутое изобретение, которое получило название 3D Beamforming Technology.
Оснащение:
- 167 тысяч динамиков
- 1600 динамиков Holoplot X1 за светодиодными панелями
- 300 мобильных модулей
Создание проекта
Проект был запущен компанией MSG (Madison Square Garden Entertainment), поэтому часто в прессе «Сферу» называют «MSG Sphere», а при обсуждении разработки проекта говорят о компании MSG. Но в апреле 2023 года MSG разделилась на две компании, и владельцами «Сферы» стала Sphere Entertainment Co.
- Владельцы — Sphere Entertainment Co
- Разработка и реализация экранов — Saco Technologies
- Разработка и реализация системы звука — Holoplot
- Общий дизайн — архитектурная фирма Populous
- Интерьеры и освещение — ICRAVE
В разработке такой площадки — миллион технологических вызовов: теплоотведение, электрораспределение, вентиляция, кондиционирование, очистка воздуха, сервера, система воспроизведения звука и управление всем этим. Тут что не задача — то вызов. Но мы остановимся подробнее на двух самых впечатляющих решениях: системе экранов и аудиосистеме.
О разработке экранов
Выпускники инженерного факультета в Монтреале братья Джалбут учредили Saco Technologies Inc. в 1987 году и производили изначально промышленные панели. Их панели были модульными, простыми в установке и ремонте, но главным их преимуществом над конкурентами был программируемый светодиодный экран, который мог отображать любой цвет разной интенсивности даже под солнцем. В мире 1990-х годов это была вещь революционная. Слух об экранах быстро распространился, и в 1997 году братьев позвали продемонстрировать изобретение для… кого бы вы думали? Ирландской группы U2! Это стало их входным билетом в эру работы с индустрией развлечений. А в 2023 году U2 стали первооткрывателями с концертом в «Сфере», для которого Saco создали прорывной экран.
Первое шоу в Sphere, часть контента концерта U2, впечатления
«Мы работаем со светодиодами уже несколько десятилетий, и мы сами же сделали этот экран, но даже мы были им удивлены», — поделился Фред Джалбут, исполнительный директор и председатель правления Saco Technologies. Его брат, Басам Джалбут — это изобретатель LED-экрана «Сферы» и технический гений компании, который решает самые сложные задачи, приходящие Saco. Как и многие его коллеги, Басам на первом концерте U2 в «Сфере» зачарованно смотрел на свое детище со слезами на глазах от переполняющих эмоций.
Saco вовлеклась в проект «Сферы» в 2018 году, только закончив свой проект в Дубае самый большой на тот момент LED-экран Бурдж-Халифа для компании Emar. Звонок поступил от компании Populous, которая отвечала за общий дизайн здания, для обсуждения нового сумасшедшего проекта.
Как говорят Saco, создание внутреннего экрана было космической инженерией. Во-первых, он должен был быть купольной формы, что означало разный шаг пикселей на поверхности. Во-вторых, необходимо было сделать так, чтобы сквозь экраны мог проникать звук. Специалистам видео пришлось вникать и работать с Holoplot и командами MSG по звуку, чтобы понять, как сделать поверхность экрана проходимой для аудио. В результате получилась чистейшая экранная поверхность — никаких видимых динамиков или колонок, кроме оборудования, что артисты приносят с собой на сцену.
Что же касается внешнего экрана, то Saco отталкивались от вводных MSG о том, на каком расстоянии внешний экран должен быть видим, и от запроса сделать экран видимым и днем, и ночью. По словам вице-президента по развитию бизнеса Saco Яника Фурнье, в разработке и строительстве внешнего экрана все свелось к исследованиям, в которых было задействовано огромное число разных людей, и множественным мокапам.
Saco придумали эти экраны как возможность. Они не подстраивали существующие технологии под задачу и не подстраивали задачу под существующие технологии. Они взяли идею и разработали технологию под эту идею, что суперсложно, амбициозно, дорого и несет за собой огромное количество рисков в реализации, но вызывает восхищение.
Джонатан Лабби, генеральный со-директор Saco:
«Обычно у тебя есть определенный запрос, и ты работаешь внутри уже существующих технологий, но у MSG был совершенно иной подход. Они выбрали лучших специалистов в мире из разных областей, собрали их вместе и сказали: «У нас есть такая идея и видение. Как это сделать?» У нас было много свободы для обсуждений и исследований. Намного больше, чем у нас есть в обычном проекте. Результат вы можете увидеть воочию».
Статья на сайте Saco об истории компании и проекта.
О разработке аудиосистемы
Роман Сик, генеральный директор Holotop, рассказывал в интервью, что MSG связались с ними еще в 2017 году, и тогда здание было не сферическим, а другой формы, но с таким же масштабным видением. Было ясно, что заказчики хотели добиться нового уровня во впечатлениях, это не было очередной ареной. На тот момент у компании Holoplot были собственные передовые разработки, но проект ставил еще более высокую планку.
Роман Сик, генеральный директор Holotop:
«Не было никаких ориентиров или готовых схем, нужно было исследовать возможности и пробовать. Буквально каждый шаг был вызовом. С экранами и прохождением звука сквозь них — отдельная история. Пришлось придумывать, как снизить потери и компенсировать их, чтобы сделать акустически невидимыми. Было очень много неизвестных, начиная с того, как вообще проводить настройку звука и тюнинг в таком масштабе».
Стоит отметить две крутые технологии в системе аудио, которые разработали и использовали в «Сфере». Первая — это 3D Beamforming Technology, про которую уже упоминалось. Она позволяет точечно направлять звук по горизонтали и по вертикали. Звуковые волны отправятся туда, куда вам нужно, и, что еще важнее, не отправятся туда, куда не нужно. Протестировать работу этой системы можно в холле «Сферы», где есть специальная демонстрация.
от LOFT HALL
на 1200 персон Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Всё для онлайн/гибридных мероприятий Эффективные
онлайн-события
«под ключ» Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Event.ru рекомендует - лучшие площадки!
Вторая технология — это Wavefield Synthesis, благодаря которой можно аутентично воспроизвести эффект движущегося объекта и его звука. Вне зависимости от физического расстояния до зрителя, но точно так, как вы хотите, чтобы зритель его слышал. Как отмечает Роман Сик, эта технология в синтезе с другими позволяет создать шепот за вашим плечом, который услышите только вы одни во всем зале.
Перспективы «Сферы»
Проект поражает своим размахом и ставит новые технологические и творческие вызовы для креаторов. В планах Sphere Entertainment Co. создать модель франчайзинга для дополнительных площадок по всему миру, так что можно уже морально готовиться к проведению событий в «Сферах» повсеместно через несколько лет. Есть информация, что проекты обсуждаются в Великобритании, Саудовской Аравии и Южной Корее.
Кстати, если говорить об убытках компании, то основные она понесла в 2023 из-за обесценивания акций в результате неудавшейся заявки на запуск «Сферы» в Лондоне. В целом, операционный убыток прошлого года составил $193,9 млн при выручке в $167,8 млн.
Концерты
В 2023 году на площадке прошли выступления группы U2, принесшие выручку $55,2 млн, а в апреле 2024 состоялись концерты группы Phish, контент для которых в том числе создавали наши коллеги из Sila Sveta. Вот чем они поделились:
«Креативная команда Moment Factory изначально указала, на что нужно обратить внимание при создании контента: картинка должна была быть максимально контрастная, следовало сознательно избегать симметричных рисунков и взаимодействовать с поверхностью по всем направлениям, чтобы, условно, каждому зрителю было на что посмотреть.
В данном шоу фишкой стала так называемая VJ-библиотека из лупов, не связанных между собой по смыслу, не привязанных к музыке, которые можно было менять и миксовать между собой в режиме реального времени со всеми эффектами. Для библиотеки абстрактных лупов мы в том числе использовали съемочные футажи с последующей обработкой.
Вызовом было работать со сферической камерой в принципе из-за расположения элементов (композицию довольно сложно прикидывать, чтобы картинка хорошо смотрелась с разных ракурсов) и размеров (каждая крошечная деталь становится на экране Сферы огромной).
Но самым серьезным вызовом стали технические ограничения софта, в которых создавались сцены с облаками и частицами. Потребовались гигантские объемы времени на рендер и бесчисленное количество тестов до оптимального результата.
Финальное разрешение контента – 12k, суммарный объем – более 11 ТБ, а время рендера одного кадра в некоторых сценах дошло до 4 часов.
Количество кадров также было довольно драматичным в некоторых из лупов, так как одной из задач было сделать максимально медленный контент, который при надобности можно ускорить, но не наоборот. Потому что в таком масштабе все чувствуется, как в ракете — х100».
Кейс концерта Phish на сайте Moment Factory можно посмотреть здесь.
С мая 2024 и до 10 августа с концертом в «Сфере» выступает группа Dead & Company, которые тоже неплохо поигрались с контентом. Уже разлетелись по социальным сетям видео, на которых зрители будто взлетают вместе с залом, благодаря эффектам графики. Посмотреть некоторые визуальные образы с концерта можно здесь.
Есть опасение, что любой концерт в «Сфере» превращается в итоге в контент-шоу, потому что экран затмевает собой артистов. Вопрос в том, плохо это или хорошо?
Уилли Уильямс, креативный директор, работавший над инновационным контентом для шоу U2 в «Сфере»:
«U2 завораживают вообще без каких-либо трюков. Музыка и отношения с публикой — это то, что создает связь, так что все остальное представляет собой своего рода гигантский коллективный арт-эксперимент, целью которого является увидеть, что произойдет, когда мы поместим зрителей в ситуацию, с которой они никогда раньше не сталкивались».
Реклама
NBA, ESPN, YouTube широко рекламировали себя по цене $450 000 за 4 часа на внешнем экране здания, который сыграл роль идеального контента для распространения в социальных сетях. «Сфера» стала своего рода маркетинговым шаблоном для спортивных организаций. Самое видное здание в Лас-Вегасе уже приняло участие в гонке Формулы-1 в ноябре 2023 и в февральском Суперкубке LVIII.
Спорт
Что еще интереснее, «Сферой» стали одержимы представители спортивных лиг, хотя площадка изначально совсем не предназначалась для проведения спортивных событий. А спорт, как мы знаем, несет с собой огромные финансовые возможности.
На сентябрь 2024 года в «Сфере» запланирован в турнир UFC. Помимо них со проектом связались НХЛ и несколько боксерских организаций, что даже вызвало некую борьбу за первенство спортивного события в «Сфере».
Дана Уайт, президент UFC:
«Я проведу в «Сфере» величайшее соревнование по боевым единоборствам, которое когда-либо видели. Я так одержим этой идеей, что это даже не смешно. Первую прямую трансляцию оттуда должны вести мы.
Вы знаете, я потрачу деньги, чтобы сделать нас первыми. Бокс не сможет соревноваться с нами. У них нет денег, чтобы сделать это. Ни у кого из этих бездельников нет на это денег. Я сделаю это».
Но при этом стоит добавить, что одного желания не всегда достаточно.
Питер Стрингер, бывший руководитель цифровых технологий и социальных сетей в Boston Celtics и UFC:
«Сфера» открывает совершенно новую эру в иммерсивном видео. Самый большой вопрос, который у меня возникает в отношении спортивных ивентов: у кого в спорте будет такой контент, который позволит действительно воспользоваться возможностями площадки?»
Несмотря на ажиотаж от спортивных представителей, нам стоит набраться терпения, потому что не все так просто даже с юридической стороны: у всех лиг заключены долгосрочные договоры с разными стадионами и нарушать их будет дорого. Кроме того, такое пространство как «Сфера» дает не только возможности, но и накладывает ряд ограничений.
У меня складывается впечатление, что «Сфера» ограничена в разнообразии. Сходишь так на один концерт, на второй, а на третьем ты уже будешь просто контент смотреть. Если мы тут сделаем презентацию iPhone, то Samsung не придет, потому что это будет повторением. Презентация одной марки автомобиля — и остальные не придут, потому что такое уже было.
Нам, как продакшну только что отгремевших церемоний Игр Будущего, на ум сразу же приходят вариации использования «Сферы» для проведения киберспортивных состязаний. Как ни крути, этот экран — самое большое «окно» между цифровым и физическим миром сейчас.
Вот для киберспорта это потрясающее пространство, ведь им не нужно разнообразие — им нужны огромные экраны и полное погружение. Но как сделать сервера, чтобы работать с киберспортом в разрешении 16К? Это вопрос.
Очень много вопросов без ответа и пока не нащупана ясная дорога для развития таких площадок. Однако желание спорта, артистов и создателей шоу быть в авангарде — ведь инновации заложены в ДНК «Сферы», которая вносит космические возможности и впечатления для зрителей — точно станет двигателем развития Sphere Entertainment Co. и появлением таких площадок по всему миру. Мы в этом не сомневаемся.
У меня тоже неподдельный интерес к такого рода сооружениям, и я очень надеюсь, что будет возможность и у нас создавать такие мегапроекты. Очень круто видеть, как высочайшего уровня специалисты в таком объеме собираются вместе и решают невозможные задачи.
Проект в цифрах
- 2018-2023 — реализация проекта
- $2.3 млрд — стоимость
- 81 тысячи м² — площадь сооружения
- 112 м — высота (9 этажей, 7 доступны для посетителей)
- Изначально строительство должно было закончиться на 2 года раньше, но из-за пандемии произошла задержка и стоимость проекта выросла из $1.5 млрд в $2.3 млрд.
Цифры и 3D-модель здания
Поделиться