Седа Каспарова (тренер по дизайну голоса, речи, публичным выступлениям, спикер и организатор TEDx) поделилась секретами ораторского мастерства, которые помогут успешно подготовиться к публичному выступлению.


Контакт с аудиторией

Что общего у Стива Джобса, Ирины Хакамады, доктора Курпатова и Татьяны Черниговской? Это люди, которые для многих являются эталоном оратора, спикера, человека говорящего. Это люди, которые запоминаются, которых приводят в пример. Люди со стилем, которых хочется слушать. Но если мы будем разбирать каждого из них с точки зрения правил классической риторики и ораторского мастерства, мы найдем разночтения и несостыковки. У кого-то не совсем четкие звуки, странные, на первый взгляд, рваные жесты или их отсутствие, восходящие интонации и «высокий», как может показаться, голос.

При этом у каждого из этих экспертов есть одна очень важная черта — удивительное свойство быть в контакте с аудиторией. Почему? Потому что они знают главный секрет: чтобы тебя хотели слушать, нужно не говорить людям, а разговаривать с людьми. Это совершенно другая история.

Каждый раз, когда люди слышат саму фразу «публичное выступление», 9 из 10 говорят: «Я не выступаю нигде, мне это не нужно. Мне нужно, например, разнообразить словарный запас или избавиться от слов паразитов или начать красиво говорить». Удивительное дело, но все мы выступаем публично с того момента как у нас появляется зритель.

Как только я хочу что-то сказать, как только я хочу воздействовать на другого человека и побудить его сделать что-то, это и есть по сути мини публичное выступление. Безусловно, общение с клиентом не сравнится с выступлением в «Олимпийском», но общая идея такая же. Есть герой, спикер, у него есть цель, у него есть средство выражения своих мыслей, есть адресат. И он хочет прийти к какому-то результату.

Главный секрет в том, чтобы разговаривать, именно разговаривать, а значит, быть в контакте с человеком. Что это значит? Когда я говорю, то моя речь направлена в одну сторону. Она направлена в сторону «я даю тебе информацию», ты меня слушаешь и мне, по сути, неважно в диалоге ты со мной или нет, понимаешь ты меня или нет. И в этот момент аудитория чувствует себя обделенной. То есть перед ней что-то происходит, аудитория что-то слушает и даже слышит, но как воспринимается информация уже неважно. Скорее это такое отчетное собрание, когда все собрались послушать, как закончился год или какой-то отчетный квартал. Все это неинтересно, таких людей не слушают, потому что в таком варианте спикер сфокусирован только на себе. А аудитории ведь важно, чтобы эта история была про них. Это и есть диалог со зрителем. Настрой на диалог всегда будет сквозить в жестах, мимике, лексике, в самом формате коммуникации.

Работа со страхами

Страх публичных выступлений — это, пожалуй, главное, что останавливает спикера. Безусловно, эмоциональное состояние важно, но абстрактные советы типа «подыши, постучи себя, выпей валерьянки» (кстати, не стоит) не помогают, потому что первое, что нам нужно сделать – это «продать» себе идею того, что вы можете не волноваться. А в какой момент это наступает? Когда вы подготовились и знаете что вас будет ожидать.

Ведь страх – это логичная реакция нашего существа на любую опасность, на любую стандартную непредвиденную ситуацию. Публичное выступление как раз таковой ситуацией и является. Мы не знаем что за люди придут нас слушать, чего они от нас хотят, что они о нас подумают, что скажут и так далее. Мы начинаем волноваться.

Чтобы минимизировать влияние волнения на вас во время выступления, надо, в первую очередь, подумать о том, что вас смущает, чего вы боитесь больше всего и прописать варианты развития событий. Например, я боюсь, что в зале будут люди, которые скажут, что я не профессионал, несу полную чушь. Теперь уточняем вопрос: в каком месте я боюсь, что ко мне «придерутся» и скажут, что я эту саму чушь несу. Например, в месте, где я привожу пример с цифрами или в месте, где я ссылаюсь на какую-то цитату или в месте, где я делюсь эпизодом из своего опыта. Отлично, что я могу сделать, чтобы найти доказательства, убедить их и подготовиться к таким вопросам. Например, проверить цитату, проверить цифру статистики, подготовить больше деталей к кейсу и так далее.

Дальше я боюсь, что в зале будут люди, которые умнее, опытнее меня и лучше разбираются в вопросе. Тут нечего боятся, так и будет. В зале всегда есть те, кто разбирается в теме более глубоко и дольше в ней. Здесь надо подумать о том, что я могу сделать, чтобы минимизировать какой-то возможный, как нам кажется, негатив с их стороны. Например, в самом начале поприветствовав всех, отдельно поприветствовать коллег, которые уже давно в этой сфере. Сказать, что это здорово, что сегодня здесь мои старшие товарищи, поэтому мне очень ценен ваш отклик, я буду рад, если вы меня поддержите и, возможно, где-то покритикуете. Подключайтесь, пожалуйста к диалогу, потому что моя основная задача не научить чему-то здесь кого-то, не поучать, а поделиться тем, что я знаю, умею и делаю. И, конечно же, распаковать ваш опыт. Тем самым, мы делаем такой реверанс в сторону более опытных коллег и снимаем возможное напряжение.

Мы часто боимся больше того, что с нами не происходило, либо происходило где-то в книгах, но не у нас. Именно поэтому наши страхи приобретают какое-то невероятное очертание. И вот каждую свою страшилку нужно найти такое противоядие, что я сделаю, чтобы этого не произошло. Тем самым, вы лучше подготовитесь и будете настроены на вот эти чрезвычайные ситуации.

Идея, аудитория, цель

Вы должны точно понимать начинающий вы оратор или нет, о чем вы будете говорить, зачем вы будете говорить, чего от вас хотят получить ваши слушатели и, что они унесут с собой. И главное – кто ваши слушатели. Кто меня сегодня придет слушать: студенты или эксперты? Случайно они попали, их заставили или они пришли по своему желанию? Что они хотят от меня получить? А что я им хочу дать? В какой точке мой интерес и их интерес совпадают, пересекаются?

Подумайте, какова ваша основная идея и как бы вы выразили ее в одной строке, потому что именно эту идею в идеале вы должны заложить зрителям в головы. Это то послевкусие, которое останется после встречи с вами.

Закон края

Это то, с чего вы начинаете и то, чем заканчиваете любое выступление и любое обращение, потому что лучше всего запоминается по закону Грая, то, что расположено в начале и в финале.

Так уж складывается: вначале мы только-только видим человека, привыкаем к нему, он нам интересен, поэтому более внимательно слушаем то, что он говорит. В финале, надеясь на то, что скоро финал, мы пойдем пить кофе, мы тоже его вполне себе неплохо слушаем, и поэтому финал тоже запоминается. Нужно отдельно продумать — чем же я буду цеплять их внимание, на какие крючки, как я буду удерживать внимание в процессе? Мы помним, например, что хорошо внимание цепляют истории, связанные с деньгами, цифрами, эмоциями, все, что про семью, про детей, про развитие. Истории, связанные с жизнью и смертью, угрозой, провалы. Все это очень запоминается.

Сторителинг

Лучше всего заходит и остается в умах – история. Простое перечисление фактов никогда не сравнится с живой историей, где вы просто рисуете словом картину на глазах у людей. Когда в истории есть герой, когда у героя есть цель, и он к ней идет, когда у героя есть какие-то препятствия, когда он претерпевает трансформацию. Вы, по сути, рассказываете историю всю свою жизнь, только не знаете, что занимаетесь сторителингом.

История о том, что вы поставили перед собой какой-то челлендж и решили участвовать, например, в заплыве и долго к нему готовились, проходя через всевозможные трудности – это тоже история. История из бизнеса, история провала или история возрождения, они также прекрасно заходят, поэтому подумайте, будет ли у вас история и какой она будет.

Наши лучшие слова – интонации

Шестое – это качество речи, интонация, акценты, паузы. То, на что вы обращаете внимание, когда разговариваете. Потому что, если переложить на бумагу ваш текст, он будет просто текстом. Жизнью этот текст наделяете вы сами. И интонация, на самом деле, не очевидный, но у многих провальный момент, потому что не все понимают, что это.

Это тон голоса, это общее настроение вашего выступления. По тону можно сформировать впечатление о том, например, вы инфантильный или убедительный эксперт, который дорожит словом и который директивен.

Если человек знает, как удерживать внимание, знает, как доносить информацию, то его слова запомнятся во сто крат лучше.

Паузы – это то, чего боятся многие выступающие и вместо пауз «экают». Надо ли это учитывать? Безусловно! Чем больше вы «экаете» и заполняете паузы чмоками и так далее, тем хуже вы будете восприниматься.

“Глаголом жечь сердца людей”

Лексика. Безусловно, словарный запас. Словарный запас это не только про чтение, но и про употребление лексики, потому что если вы переслушаете свое аудио-сообщение, вы там заметите и слова-паразиты, и бедную лексику, то есть словарем Ожегова там и не пахнет. Великим и могучим тоже не особо. Мы в повседневности используем довольно банальную лексику, информируя людей о чем-то. А ваше выступление должно доходить не только до ума, но и до сердца людей. Не только рацио, но и эмоцио. Как вы это будете делать? Через живое слово. Через слово, которое прямо визуализируется, его хочется пощупать, «унюхать», увидеть. Вот это задача речи. В противном случае, можно просто отправить пресс-релиз и ваша миссия будет выполнена.

Голос – это второе лицо

По голосу о человеке можно сказать практически все, по тому, как он говорит: уверен он в себе или нет, откуда он, как он относится к предмету говорения, как он относится к аудитории, по тому зажевывает он слова или нет, по тому высокий у него голос или низкий, погружен он в себя или настроен на контакт с аудиторией. Мы от природы доверяем голосам, которые звучат скорее из груди, чем из горла. Если вы говорите высоким голосом феи цветов, то слушать вас будут меньше, хуже и не так активно и увлеченно, как если вы говорите красивым, грудным, приятным в среднем диапазоне голосом.

Можно ли над голосом работать? Безусловно. Потому что голос — это вы. Вы открываете рот и все про вас ясно. Работая с голосом, вы удивитесь, как много в вашем теле зажимов и телесных, и психологических, которые мешают вам красиво звучать и излагать свои мысли. И как легко вам становится, когда вы от них избавляетесь.

И самое главное — помните, успех или «поражение» вашего выступления зависят только от вас самих.

Присоединяйтесь к Event.ru
photo5199802638118530895 ТОП-5 трендов в производстве мерча OCEAN BY NAKED Иммерсивное цифровое шоу японской компании NAKED, INC. на фестивале NAUKA 0+
ТОП-5 трендов в производстве мерча Иммерсивное цифровое шоу японской компании NAKED, INC. на фестивале NAUKA 0+