HR-директор Joom Женя Панова — о том, как порадовать сотрудников на удаленке.


Чем компания занималась в карантинный год: несмотря на то, что пандемия потихоньку завершается, опыт организации удаленных активностей нам всем еще пригодится. Уровень сложности выбирайте сами. Пост написан по материалам выступления на митапе Moscow IT HR Community.

Мастер-классы: шесть идей и один фейл

Кофе. До пандемии к нам в офис три раза в неделю приходила бариста. Кофейный уголок был сердцем офиса и на удалёнке мы по нему очень скучали. Мы решили вернуть себе хороший кофе, купили кофейные семплы и дрип-пакеты у West4 Roasters (во всем, что касается кофе, мы сотрудничаем с ними), доставили кофе сотрудникам, а наша бариста записала несколько мастер-классов. Оказалось, что молоко с куркумой — это вкусно.

Живопись. Это почти беспроигрышная тема — устроить близким немножко творческого безобразия и (возможно!) уюта. Мы делали абстрактные картины (просто смешивали краски в стаканчике), выписывали сложные тени на холстах и даже разрисовывали гипсовые головы. 240 штук. Если хотите себе тоже гипсовые головы, напишите в ателье Art Sculpture.

Грим. К Хэллоуину решили сделать мастер-класс по гриму. Чтобы он удался у всех, решили ещё привезти крутые головные уборы из цветов, поэтому любой творческий порыв смотрелся страшно красиво.

Кулинария. Привозили продукты на дом и готовили под руководством крутых шеф-поваров. От шавухи до пахлавы, от том-яма до пана-котты — чего только не сделаешь, пока любимые рестораны закрыты. Мастер-классы заказывали в Novikovschool.

Флористика. Ну тут без лишних слов.

Фейл с TikTok. В 2020 мы запустили видеотрансляции у себя в приложении, и мне подумалось, что прикольным развлечением было бы попробовать научиться делать крутые ролики в TikTok. Могло быть остро, модно, молодежно и смешно.

Но в итоге блогер-миллионник, которого мы позвали, запустил экран с массивом текста и начал с него просто читать. И потом предложил нашим разработчикам идеи, как заработать на карманные деньги в TikTok. В тот момент мне хотелось провалиться под землю, но потом мы уже, конечно, смеялись. Если вы соберетесь делать мастер-класс по TikTok, не спрашивайте меня как.

Какие ещё были активности

Random coffee и random talk. На удаленке random coffee очень круто зашел. Его легко запустить — через бот в Slack. Random talk сначала был популярен (это была просто еженедельная встреча в общем календаре), но потом всем надоело сидеть онлайн, и мы его закрыли.

Путешествие в Стамбул. На период жесткой самоизоляции и закрытых границ выпало 1 июня — это день рождения Joom, который мы обычно празднуем с особым размахом. Мы играли в игру «Аватар», в которой человек гулял по улицам Стамбула и выполнял задания.

Екатерина Антонова: «В день Х нас поделили на виртуальные команды на квиз платформе. В нашей команде было четверо активных коллег и загадочный незнакомец, который впоследствии стал нашим «аватаром», который по нашим подсказкам ходил по городу с камерой и показывал нам скрытые сокровища Стамбула.

Я до этого в Стамбуле была уже три раза, и сердце трепетало от того, что это все те улочки, где я бродила еще до закрытия границ, ела пахлаву, пила гранатовый сок и гладила бесчисленных котов.

Задания были разные. Были простые, которые решались логическим поиском — например, вспомнить достопримечательность, которая есть и в Баку, и в Стамбуле, довести «аватара» до конкретной лавочки сувениров, найти эту достопримечательность на одной из кружек и посмотреть, что нарисовано с обратной стороны. Нам загадали Девичью башню. Были более «дорогие» задания — например, определить по кадрам из черно-белого турецкого фильма достопримечательность и привести туда «аватара».

Ответ на фото, это мост через Золотой рог. Ну и мой утренний кофе. «Аватар» помог мне увидеть этот город совсем другим — менее туристическим и более живым, с позиции человека, который в нем живет и любит его всей душой. Стамбул — это первое место, куда я поехала после долгого года карантинных мер».

Квизы. Это развлечение, которое нравится абсолютно всем. Мы делаем их каждый месяц и каждый раз страшно веселимся. С квизами (и обычными, и тематическими) нам помогают Quizday — у них своя удобная платформа трансляций.

Олег Ганин: «Если учесть, что я в квизы в реале не играл, сравнить мне трудно. Но два часа пролетают так, что ты их не замечаешь. А ещё квизы это:

  • командная работа — все затаскивают вопросы, накидывают варианты и подбадривают друг друга;
  • весело — от шуток ведущего и коллег, да и от самих вопросов;
  • разминка для мозга — я люблю подумать над заковыристыми вопросами;
  • драйв (особенно когда ты записываешь варианты ответов и должен не накосячить)».

Киновечер с кинокритиком. Ребята заранее посмотрели кино и обсудили его критиком Егором Беликовым. Его тоже нашли через коллег.

Юлия Штельмах: «Мы смотрели Суспирию, версию 2018 года. На мой взгляд, из всех кинокритиков, что пишут на русском, Егор — один из самых толковых и перспективных, поэтому киновечер удался. Он был открыт к альтернативным точкам зрения и мы смогли взглянуть на Суспирию под разными углами. Нас было немного, поэтому можно было обсуждать не только заявленный фильм, но и другие темы из мира кино — например, мы поговорили про The Room и традицию его фанатов бросать ложечки в экран».

Радио. Обычно радио ассоциируется со странными шутками, новостями, прогнозом погоды. И да, у нас тоже всё это было. Но ещё мы попросили помочь нам профессионального ведущего Виталика Мишуру, сделали интервью и подкасты.

Коллеги рассказывали о том, каким был Joom в самом его начале. Делились, как проходила самоизоляция в Гонконге, Ницце и даже деревне Дешино. Был подкаст про Россию: опытные путешественники рассказывали, куда можно отправиться в пределах страны и на какие места нужно обратить внимание. Ещё был концерт в прямом эфире — на синтезаторе играл наш коллега.

Мы проводили дни радио два раза, и оба раза был просто фурор: передавали приветы, заказывали песни, подстебывали друг друга. Новенькие слушали рассказы стареньких о том, как они приходили в Joom, каким он был, когда нас было 30 человек. С технической точки зрения всё было очень просто. Подкасты в записи по Zoom, потом их сводили. В день X ведущий был в студии, принимал в прямом эфире звонки и брал интервью.

Что было на Новый год

Ёлки. 11 декабря мы привезли всем ёлки в кадках из elka.me. В Чиангмай в Таиланде мы доставили не ёлку, а другое дерево (просто чтобы нам голову не отрубили). После праздников 110 ёлок отправились в питомник. А некоторые коллеги решили оставить дерево у себя или посадить на даче. Кто-то даже отвёз ёлку во Владимир, а оттуда переправил в Казань к своим родителям.

Адвент-календарь. Ёлки — это было не всё. К ним прилагался подарок на каждый день до нового года. Это могло быть задание, ссылка на мастер-класс (их вели сами сотрудники), символичная штука, что-то прикольное, что-то брендированное. Мы даже сделали отрывной календарь на 2021, где показали всю историю Joom, прямо как в рубрике «В этот день». Всё это сопровождалось ежедневной рассылкой, которая рассказывала историю этого подарка. Получилось очень по-семейному.

Кулинарное шоу с прямой трансляцией на Youtube и телемостом в другие страны. Часть ребят были в студии и готовили там, а остальные были на связи с ними из дома. Там были ещё шоу вроде «Что? Где? Когда?», «100 лото», чтобы не просто готовить, но и веселиться. Ведущих было двое — уже известный нам по дням радио Виталик Мишура и наш коллега Виталий Еранов (известный вам по очень нерегулярным колонкам про Китай на vc). Организовать телекухню и все-все съемки помог оператор-постановщик Антон Трушников.

Благотворительный проект. Мне хотелось, чтобы не только ребята получали подарки, но и сделали их сами. Мы запартнёрились с фондом «Подари жизнь» и купили подарки на новый год для детей, которые лежат в больницах далеко от дома. Можно было зайти на специальный сайт и выбрать, что ты хочешь подарить детишкам.

Самое важное в организации удалённых активностей

Позаботиться о домашних. Раньше мы делали все мероприятия именно для джумеров: у нас иногда приходит по пять новых сотрудников в неделю, поэтому мы хотели, чтобы они больше общались друг с другом. Когда все ушли на самоизоляцию, мы расширили мероприятия, чтобы поддержать не только своих коллег, но и тех, кто с ними живёт.

Расходники. Если вам кажется, что у каждого есть дома ручка и салфетка — это не так. Вам нужно предусмотреть вообще всё, что может понадобиться для мастер-класса. Если чего-то не будет, случится провал и разочарование.

Сборка. У нас ни разу не получилось заказать мероприятие под ключ, поэтому нам часто приходилось собирать посылки. Я бы посоветовала не скупиться и всегда снимать склад. Для организации новогоднего адвента мы так и сделали. (Но его все равно не хватило — поэтому снимайте самый большой склад, который только найдете).

Логистика. В Москве в Joom работает примерно 300 человек, но у нас ещё есть удаленные и офисные сотрудники в Питере, Риге, Киеве, городке на севере Таиланда Чиангмае, в Пало-Альто, Стамбуле и Ницце. У нас много людей по всему миру, и мы всегда старались прислать подарки и расходники всем. Мы находили в каждом городе помощников, которые собирали все расходники и отправляли.

Водитель, который будет все развозить, не должен быть один. С ним нужно обязательно отправлять супервайзера, у которого будет маршрутный лист. Ещё у него должен быть абсолютно четкий FAQ, что делать в любых непонятных ситуациях: если человек не берет трубку, если он на другом адресе, если дверь открывает его жена, если он просит оставить у консьержа. Все сценарии нужно прописать, потому что люди на месте плохо ориентируются, и им нужно подсказать.

Не перегружайте курьеров. Вы же не хотите, чтобы на 63 адресе измученный курьер просто закинул коробку со словами: «Забирайте, не хочу вас больше видеть!»? Лучше если приедет бодрый человек, поздравит с наступающим и пожелает хорошего дня, а не закинет коробку в квартиру ногой. Мне кажется, что для Москвы оптимально — не больше 15 адресов на одного человека.

А ещё люди забывают, что у них должна быть доставка. Не поленитесь создать напоминалку в календарях, когда доставка должна приехать к человеку, и что ему делать, если он находится не там, кому позвонить и что вообще будет происходить.

Ведущие. Нашей ошибкой было брать на мастер-классы супер профессионалов. Они могут выигрывать кучу конкурсов, а по факту просто не уметь работать с людьми онлайн. Лучше взять харизматичного человека с хорошим чувством юмора, который умеет общаться в онлайне, и научить его что-то делать.

Простота. В онлайне очень сложно обучать, поэтому не готовьте косулю в трюфелях. Делайте простые вещи, чтобы у всех получилось. Например, на последнем мастер-классе по изготовлению новогодних открыток мы приложили кальку и образ, с которого можно было сделать копию. Ведущая рассказала, что нет ничего зазорного в том, чтобы сделать переводку, и многие художники к этому прибегают.

Оптимальное количество участников. Всегда думайте, сколько человек будет находиться за одним монитором. Если у вас будет участвовать семья, в которой четверо детей, то один взрослый просто не сможет ничего сделать. Обязательно предупреждайте, что на одного ребенка должен быть один взрослый. Иначе человек будет не успевать, писать о том, что они не успевают, просить подождать, а все остальные уже успели. Мы проводили мастер-классы и на 10 человек, и на 150. По моему опыту, оптимальное количество 30.

Не молчите. Правило «выключите камеры, микрофоны и пишите в чат» может убить мастер-класс. У меня был пример на мастер-классе с гримом. Всё было как-то натянуто, неестественно, непонятно. И тогда я включилась и попросила кого-то показать, что получается. Кто-то что-то рассказал, показал. Ведущая зажглась, и дело пошло гораздо лучше.

Что ещё нужно сделать, чтобы получилось классно

Хотите большего (даже невозможного). Обычно когда я рассказываю, что мы собираемся делать, все такие: «В смысле?! Женя, это невозможно!».

Даже если вы сделаете только 50% от невозможного, это будет вау.

Этот праздник не ваш. Вам может нравиться одно, а сотрудникам другое. Прислушивайтесь и собирайте фидбэк. Любой ивент должен быть таким, чтобы каждый смог найти себе занятие по душе, почувствовать себя важным и нужным, что о нём позаботились и о нём подумали.

Детали — это важно. Вы не представляете, какие эмоции появляются у человека, когда он любит шоколад KitKat, и где-то там ему попадается именно эта шоколадка. Это сложно поддерживать в большой компании, но если вы можете это делать, делайте. Детали и пасхалки — это здорово.

Готовьте сани летом. Когда бы мы ни начинали готовиться к ивенту, это всегда было уже очень поздно. Например, когда мы захотели купить скворечники на благотворительном производстве к Новому году и написали нескольким ребятам, нам ответили: у нас надо заказывать в начале мая, чтобы получить их к концу декабря. Но скворечники мы всё равно нашли, потому что нет ничего невозможного.

Не ищите идеального ивент-подрядчика, а развивайтесь вместе с ним. Идеальный ивент-подрядчик — это тот, который есть инхаус, но редко у кого есть собственное агентство внутри компании. Нужно просто найти того, кто ближе к вам, с кем вы друг друга понимаете, и научить, что вам нравится, как вам нравится, как вы хотите, чтобы это выглядело. И они будут добиваться для вас очень крутых результатов.

Присоединяйтесь к Event.ru
Louis Vuitton открывает инновационный флагманский магазин в Токио Открытие инновационного магазина Louis Vuitton в Токио Что не так с онлайн-мероприятиями? Александр Шумович, Eventum Premo: Что не так с онлайн-мероприятиями?
Открытие инновационного магазина Louis Vuitton в Токио Александр Шумович, Eventum Premo: Что не так с онлайн-мероприятиями?