В связи с повсеместным переходом в онлайн-формат, организаторы столкнулись с новой для себя, но очень важной особенностью — юридической регламентацией правоотношений. Оказалось, что онлайн полон подводных камней и нюансов, с которыми многим уже пришлось столкнуться в правовом поле.

Нужно помнить о том, что онлайн-мероприятие влечёт за собой большое количество рисков и особенностей, о которых необходимо не только знать, но и отразить их в договоре.

Мы попросили компанию Event-юристы составить чек-лист вопросов, которые нужно обязательно разрешить при подготовке онлайн-события:

Состав контента и авторские права на него

Определите состав контента (результатов интеллектуальной деятельности, далее — «РИД», «Контент»), который будет использоваться в онлайн- или гибридном мероприятии — это будет заимствованный или собственный материал?

Установите конкретный перечень объектов авторских и смежных прав, планируемых к использованию на онлайн-мероприятии: музыкальные произведения, фонограммы, мультимедийные произведения, товарные знаки, так далее.

Будет ли доступна трансляция в записи?

Определите, будет ли после трансляции онлайн-мероприятия создаваться аудиовизуальное произведение (далее — «АВП»), включающее запись онлайн-мероприятия, исполнение РИД, например, будет ли на интернет-ресурсе использоваться функция «Видео по запросу». От этого зависит состав способов использования РИД, разрешение на которые необходимо получить у авторов/ правообладателей контента.

Определите способы использования контента

Это могут быть воспроизведение, публичное исполнение, публичный показ, переработка, перевод в цифровую и электронную форму, техническая адаптация, запись и другое, в зависимости от формата онлайн-мероприятия (наличие/ отсутствие трансляции, записи исполнения и так далее).

Обеспечьте легальность использования контента

Для собственного контента нужно оформить права на служебное произведение, а для заимствованного контента необходимо получить согласие на использование РИД при проведении онлайн-мероприятия в письменной форме.

Нужно помнить, что не являются объектами авторских прав (ст.1259 ГК РФ), следовательно, свободно используются:

1) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

2) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Важно учитывать, что Исполнение, созданное музыкальным исполнителем, артистом, ведущим может являться объектом смежных прав. Записи исполнения используется с согласия правообладателей фонограммы, исполнителей (ст.1317 ГК РФ).

Проведите проверку соответствия информации законодательству

Видеотрансляции, комментарии, посты и другая информация, размещаемая Заказчиком и иными лицами при подготовке и проведении онлайн-мероприятия должна соответствовать законодательству (о рекламе, о защите конкуренции, об интеллектуальной собственности).

В частности, на вас лежит обязанность контролировать отсутствие при Видеотрансляции, в комментариях, постах, других материалах онлайн-мероприятия информации, которая может содержать:

  • пропаганду насилия и расовой дискриминации, сцены насилия;
  • порнографические и/или эротические материалы;
  • призывы к совершению преступлений;
  • нецензурную лексику;
  • рекламу, в том числе товаров, работ, услуг, реклама которых ограничена или запрещена на территории РФ;
  • информацию, вводящую в заблуждение;
  • информацию, имеющую оскорбительный характер;
  • информацию, указывающую на неравенство людей по полу, расе, национальности, вероисповеданию, социальному статусу и/или имущественному положению.

Разграничьте ответственность

Продумайте, на ком и в каком объёме будет лежать ответственность за содержание и достоверность материалов, размещаемых на сервисах, используемых для Видеотрансляции, для проведения онлайн-мероприятия.

Определите лицо, ответственное за сайты, на которые отсылает Видеотрансляция онлайн-мероприятия

В том числе, ответственность за содержание домена или веб-страницы, выход на которые обеспечивается посредством клика на ссылки (URL), указанные в транслируемых материалах, а также за позиционированные и/или рекламируемые, в том числе методом «product placement», товары, работы, услуги, их соответствие требованиям российского законодательства.

Обеспечьте фактическую возможность прекратить или приостановить Видеотрансляцию, без предъявления со стороны Заказчика претензий

В случаях:

1) получения от компетентных государственных органов письменных требований о прекращении/ приостановлении Видеотрансляции в связи с ее несоответствием требованиям действующего законодательства РФ;

2) получения претензий, жалоб от Пользователей или любых третьих лиц в связи с Видеотрансляцией;

3) выявления факта нарушения законодательства РФ в связи с Видеотрансляцией.

Предусмотрите условия дисклеймера в Договоре с Заказчиком, освобождающего организатора онлайн-мероприятия от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение Договора по причинам не зависящих от него

В частности:

  • сбоев в телекоммуникационных и энергетических сетях общего доступа, а также недобросовестных действий третьих лиц, направленных на несанкционированный доступ и/или выведение из строя программного и/или аппаратного оборудования сервиса, используемого для Видеотрансляции, иных сервисов;
  • невыполнение Заказчиком необходимых в целях оказания услуг технических условий;
  • несовместимость плеера или интерфейса Видеотрансляции с веб-узлами, службами, программным обеспечением и/или оборудованием Пользователя-зрителя Видеотрансляции.

Проверьте наличие Пользовательского соглашения

При размещении записи онлайн-мероприятия, АВП с включением записи онлайн-мероприятия и/или исполнения РИД на интернет-платформе.

Обеспечьте соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при работе в онлайн-студии

На площадках трансляций должна быть обеспечена безопасность, с учетом Рекомендаций территориальных отделений Роспотребнадзора.

Присоединяйтесь к Event.ru
что дарят Обзор корпоративного мерча: какие подарки дарили на новый 2021 год крупные IT-компании 7 трендов в онлайн-мероприятиях 7 трендов в онлайн-мероприятиях
Обзор корпоративного мерча: какие подарки дарили на новый 2021 год крупные IT-компании 7 трендов в онлайн-мероприятиях