Илья Овинцовский, режиссер агентства Worlds (ex. Подъежики), на Первой всероссийской конференции режиссеров театрализованных представлений и праздников «Трансформация реальности» рассказал о преимуществах, которые есть у штатного режиссера на этапе тендера и в реализации, о том, в каких случаях имеет смысл прибегать к помощи внешних специалистов, и какой формат работы оптимален для самих режиссеров.
С 2011 года я являюсь штатным режиссером в агентстве Worlds. Мы, наверное, единственное агентство на рынке, которое имеет штатного режиссера, именно штатного. Я занимаюсь полностью только режиссурой. Безусловно, есть примеры, когда арт-директора, владельцы агентств, сценаристы могут это совмещать и на своих проектах быть режиссером реализации. Но я занимаюсь чисто режиссурой. Расскажу о том, нужно ли это агентствам и режиссерам, и почему я не выйду на фриланс, не стану зарабатывать миллиарды и «покорять мир»?
Начало пути
В 2009 году я окончил институт культуры в Питере, курс Шебалина, в какой-то момент немного поработал в кино, переехал в Москву и в 2011 году стал режиссером в «Подъежиках». Я сделал сначала небольшой проект, потом побольше. Полгода я работал с ними на фрилансе и в ноябре 2011 я стал штатным режиссером. Многое менялось — поменялось название, даже структура нашего агентства и подходы в работе немного поменялись, но неизменным остался подход к режиссуре.
Как вы знаете, проект в агентстве состоит из двух этапов: это тендер, его надо сначала выиграть, и реализация того, что вы на тендере придумали. И преимущество иметь режиссера в штате в том, что он может участвовать в первом этапе. Потому что зачастую агентства привлекают вас, режиссеров, на фрилансе в реализацию, когда проект уже продан, все придумано. И вам нужно додумать какие-то нюансы. Преимущество нашего агентства в том, что на этапе тендера я могу вовлекаться и наши проекты уже на этапе продажи клиенту становится режиссерскими.
Участие в тендерах
Чем я как режиссер занимаюсь на тендерах? Мы разрабатываем креативное предложение на основе очень подробного брифа клиента — он отвечает на все вопросы, ставит нам задачи и после этого мы начинаем придумывать креативное предложение, идею мероприятия. И я могу подключиться как на самом первом этапе, если это очень большой классный проект, так и когда наша креативная команда все это придумывает — когда есть идея, какая-то концепция. Дальше мы разрабатываем режиссерский ход и то, как эта идея будет реализована. Это важный момент, потому что часто копирайтеры, креативщики, сценаристы не имеют режиссерское образование.
У меня есть возможность уже на этапе продажи, на этапе идеи это воплощать. Это включает и предварительное вовлечение, оно часто тоже связано с режиссурой. Самое ключевое — программа, ведущие, артисты, спикеры, если это бизнес-мероприятия. Это все с меня. Все это прокачиваю я и придумываем мы вместе с командой. И, конечно же, техническое оснащение — мы (режиссеры), я уверен, работаем в тесной связке с техническими директорами, и придумываем, как это все будет реализовано.
В чем преимущество моего участия именно в тендерах, в разработке, в предложении?
от LOFT HALL
на 1200 персон Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Всё для онлайн/гибридных мероприятий Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Event.ru рекомендует - топовые артисты! Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Эффективные
онлайн-события
«под ключ» ПОДПИШИСЬ НА ТГ!
- Режиссерское видение, которое становится уже на этапе тендера проекта, и реализуемые идеи. Бывает, что одни придумали, а потом режиссеры должны реализовать: «Продадим, клиент выберет, а потом уже придумаем, как это делать, что с этим делать». А на этапе тендера я контролирую этот процесс, и мы не можем продать то, что не знаем, как реализовать потом, как это будет выглядеть.
- Прошлый опыт с клиентом. Это важный момент. Я в агентстве больше 11 лет, многих клиентов знаю, многие из них постоянные. Даже если мы берем другого режиссера на проект, мы общаемся друг с другом, и этот опыт общения с клиентом передается «из поколения в поколение» благодаря мне, как бы нескромно это ни звучало. Потому что креативщики меняются, сценаристы меняются, даже продюсеры могут меняться у клиента. Я несу ценный опыт с точки зрения клиентских программ и смыслов из года в год, из проекта в проект.
- Присутствие на защите с клиентом. Радует, что большинство клиентов сейчас очень большое внимание уделяют команде — им важно, чтобы на этапе защиты проекта присутствовала та команда, которая будет реализовывать проект. Кто с ними пойдет дальше они выбирают в том числе и по этому пункту. Потому что продать, рассказать красиво — одно, а они хотят видеть человека, с которым это будут делать. И, конечно, многие клиенты уже описывают кандидатуру режиссера — она для них важна, они просят портфолио режиссеров, которые будут реализовывать их проект. То, что я могу прийти на защиту клиента, что они могут задать мне все вопросы, что я презентую свою часть, режиссерскую программу — все это очень ценно, по сравнению с тем, если это будет делать сторонний человек — тот же продюсер или кто-то еще. Это, наверное, самое основное преимущество, потому что единицы привлекаются на этом этапе. Не все агентства привлекают режиссеров на защиту по разным причинам, в том числе финансовым и временным, а также не все режиссеры этого на самом деле хотят, так как им проще прийти уже в реализацию.
Реализация проекта
Все прекрасно понимают, чем режиссер занимается в реализации проекта, поэтому я расскажу про преимущества:
- Твой проект. Первое и самое главное — то, что ты продавал, то, что ты придумывал с командой, с этим ты идешь в реализацию — не так, когда вы на фрилансе пришли, вам передали и вы на это смотрите: «А кто это вообще все придумал?» То, что ты будешь реализовывать придуманное тобой, — очень круто, очень важно. Ты знаешь и ты горишь этим проектом уже на этапе тендера — ты его хотел выиграть, ты его выиграл. Это плюс и всей команде, и клиенту. И это сказывается на качестве проекта.
- Команда. Это все для проекта. Конечно, когда я работаю со своими ребятами, мы знаем, что друг от друга ждать, знаем, кто за что отвечает, и мы не тратим время, чтобы найти какой-то общий язык, «химию» с режиссером на фрилансе — мы сразу делаем проект. От этого выигрывает и проект, и клиент.
- Бизнес-процессы. У каждого агентства они есть, у всех они примерно одинаковые, но все равно отличаются. Мое преимущество режиссера в агентстве в том, что я придумываю и задаю бизнес-процессы — сколько будет встреч, по каким документам мы будем работать, сколько мне нужно людей в режиссерскую команду. Я не прихожу к агентству и мне говорят: «У тебя бюджет на одного ассистента, вот такие документы — заполни и приходи три раза в неделю на наши статусы, потому что это важно», и тебе приходится как-то договариваться, искать варианты решения, подстраиваться под эти процессы, нигде ничего не упустить. У всех агентств подход разный. Например, я люблю отвечать полностью за видеоконтент, прорабатывать его напрямую с подрядчиком и команде выдавать уже результат. Другие режиссеры любят отдать все менеджеру по видео в агентстве и ждать от него какой-то результат, смотреть, согласовывать. Оба подхода имеют право на жизнь, но просто они разные. Мы знаем про свои бизнес-процессы все, нам удобно и это сказывается на реализации.
- Бюджет. Я знаю бюджет проекта полностью, знаю подход агентства к бюджету, знаю, где мы можем потратить, где нам нельзя потратить. Я никогда не скажу: «Я режиссер, я так вижу, ищите деньги, решайте, мне все равно — мы должны здесь сделать вот так». Потому что я понимаю, что этих денег действительно нет, но мы найдем какие-то интересные решения с командой, чтобы на качество проекта это не повлияло. При этом я всегда могу сказать: «Ребят, я знаю, что у нас есть возможность это сделать, у нас есть на это бюджет. Давайте сократим круассаны на кейтеринге, но, например, сделаем вот это лучше, интереснее и потратим здесь». То есть я, внутри команды, знаю, что происходит, и мне менеджер не может соврать, что у него нет денег, чтобы сэкономить ради прибыли агентства или, наоборот, чтобы сделать фотозону лучше.
- Клиент. Большинство режиссеров имеет допуск до «тела» клиента, но бывает такое, что ты работаешь как режиссер, а с клиентом общается только менеджер, представитель агентства. Я же общаюсь с клиентом напрямую — получаю все правки, могу перед ним защитить все, что мне нужно, и, самое главное, могу принимать ключевые решения, потому что я представитель агентства. Мне не надо идти и согласовывать: «А можно ли вот здесь предложить…» Потому что я человек той же команды, того агентства, которое реализует мероприятие.
- Общий результат. Бывает, когда режиссера и его команду берут как подрядчика. И он занимается логистикой, сценой: «Мы все вам построим, а вы заходите, реализуйте». И процессы идут параллельно — режиссерская команда работает над созданием шоу, команда продюсеров — чтобы все было хорошо с гостями и так далее. Но у нас общий результат, и мне важно, как сотруднику агентства, сделать классный проект. Поэтому иногда, когда у нас проходит защита встречи, я могу и по логистике подсказать какие-то вещи, и по чему-то еще, а ребята могут всегда дать обратную связь. Это очень ценно — то, что мы хотим сделать один большой очень классный продукт, а не я, режиссер, хочу сделать классную программу, а как гости доедут, что они будут делать в фойе на велкоме, с каким настроением зайдут в зал — мне все равно. Это один общий большой результат, один большой классный проект.
Это преимущества, которые есть в том, что я работаю в штате агентства.
Делегирование
Иногда нужен кто-то другой. Есть три пункта, когда нужен тот, кто может поработать с нами или оказаться на моем месте:
- Когда нужен свежий взгляд. Бывает творческий кризис, когда я не знаю, что предложить клиенту, или выгорел, когда сделал несколько проектов. Есть пример с Евой Габуловой: мы делали проект для одного клиента в 2021 году, и я ушел, а она пришла и классно его реализовала с нашим агентством, потому что у меня лично не шел креатив с клиентом. И вообще, когда по 5–6 лет делаешь проект для одних и тех же компаний, иногда нужно освежать режиссеров.
- Когда у проекта есть своя специфика. Я хорошо делаю бизнес-мероприятия, шоу-программы, онлайны, но я точно никогда не буду делать корпоративный спектакль и я никогда не делал презентацию автомобилей. В этом случае я не буду говорить, что я режиссер в агентстве, поэтому я делаю все проекты — мы возьмем специалиста. Бывает, что я отвечаю за весь проект, но внутри него есть профессиональные номера или хендмейты, и я понимаю, что у меня нет времени, или я не очень хорошо это сейчас могу сделать. Так мы с коллегой Еленой работали, когда я делал проект целиком, а Лена ставила суперномера для одной из компаний. Это тоже тандем, и это тоже классно.
- Загрузка. Я тоже иногда хожу в отпуск, иногда отдыхаю, а иногда проекты идут параллельно. И у нас нет такого, что я режиссер в агентстве, мы берем другого и я заставляю его отчитываться, потому что я главный. Я все понимаю. Мы, режиссеры, люди такие — не любим, когда лезут в нашу историю. Поэтому если мы отдали проект другому, то это полностью его ответственность. Я могу прийти посмотреть, порадоваться за результат, если надо — дать совет. Но нет никакого хэдства с моей стороны, что я главный режиссер. Если отдали, то это твой проект.
Фриланс или штат?
Нужно ли это агентствам — режиссер в штате? Я рассказал, какие преимущества есть. Также я поговорил с некоторыми владельцами агентств, и они говорят: «Ну а зачем? Потому что разные форматы, нам удобнее привлечь на каждый проект своего режиссера, со своей спецификой». И это, наверно, вопрос бюджета, вопрос внутренних моментов компании. Не будем его затрагивать, но надеюсь, появятся эти вакансии, или вы как режиссер придете в агентство и скажете: «Ребят, возьмите меня в штат, потому что я классный. Вам будет это, это и это». Поэтому я хочу ответить на вопрос для нас, как для режиссеров: что лучше?
Я пообщался своими коллегами спросил у них — пойдете в штат, если вам предложат? Все сказали «нет» и привели несколько аргументов. Их три. У меня на них есть контраргументы:
- Свобода — дисциплина. Ты можешь планировать свою жизнь, свой отпуск и свою возможность. Все это так, это правда. Но я скажу, есть еще дисциплина, которая тебе в агентстве, это ценное слово, важна. Она позволяет не уйти в отпуск на три месяца, не уйти в заугл. Мне важно, что понедельник, я знаю что у меня большая ответственность, мне нужно быть в тонусе, недолго отдыхать, работать и еще раз работать. Это не значит, что я с 9 до 19 в офисе — у нас совершенно свободный график, можно куда хочешь уехать работать на удаленке, пока нет проектов, реализации. Но это для нас, творческих людей, для меня во всяком случае, очень важно, когда есть обязательства.
- Деньги — защищенность. Немаловажный момент. Многие считают, что на фрилансе можно заработать больше. Наверное, это так и есть — не будем говорить о суммах. Но вряд ли я бы работал в агентстве столько лет, если бы меня что-то не устраивало. Важно, что агентство дает защищенность. Я это очень хорошо почувствовал в 2020, 2021 и 2022 году, когда произошли разные события. Я остался работать в агентстве, нас всех сохранили, нам платили зарплату и, кстати, за 12 лет мне ни разу не задержали ее ни на день, даже в эти три сложных года. И эта защищенность, когда ты знаешь, что за твоей спиной команда, за тобой финансовая стабильность, дорогого стоит. Не знаю, что на чаше весов перевесит. Особенно последние времена доказали, что это очень важно. Ну и юридический момент — я не думаю про ИП и прочее.
- Возможность выбора — профессиональный вызов. Многие говорят, что могут на фрилансе выбрать: нравится им проект или не нравится, есть ли там есть деньги, реализуются ли они там режиссерски. Справедливо. Я тоже могу внутри агентства выбирать, что я хочу делать, что нет, в большинстве случаев. Но, в основном, делаю все. И это профессиональный вызов: когда ты в агентстве получаешь, казалось бы, неинтересный проект — как режиссер сделай его интересным. Или, если тебе кажется, что там действительно нет бюджета, сделай классно из того, что есть. И самое главное, что мне кажется, таким образом мы повышаем культуру режиссуры, когда мы можем режиссерски подойти к проектам в которых нет денег на дорогого и классного режиссера, но он есть в штате. И таким образом клиента мы тоже воспитываем, и он очень четко видит разницу, когда он делал проект без режиссера и когда делает с режиссером. Это позволяет мне участвовать в таких проектах только в штате.
Можно долго спорить, какие плюсы на фрилансе, какие минусы в штате, но есть один важный момент, который, мне кажется, на фрилансе никогда не закроется, этого не будет — это команда в широком смысле. Я понимаю, что у каждого есть своя команда, но вы пришли, сделали суперпроект и разлетелись до следующего. В агентстве чуть больше — это семья, с которой мы падаем, взлетаем, терпим неудачи, проигрываем и выигрываем, отмечаем вместе праздники. Нам уже исполнилось 20 лет и больше половины этого «возраста» я с агентством и очень благодарен ему. Все мои друзья — из агентства «Подъежики». И за нами всегда стоит что-то большее — люди, бренд, история.
Поделиться