Команда MAX \ MAX productions рассказала о том, как создать зрелищный и эффектный шоу-номер для события, как правильно организовать работу по его подготовке и грамотно использовать выразительные средства.


Каждый день наша компания работает над множеством различных творческих процессов от разработки до реализации. Одним из самых актуальных запросов является постановка шоу-номеров.

Номер — маленькая, но очень важная единица большого механизма, мини-спектакль со своей завязкой, развитием, кульминацией и развязкой, процесс создания которого состоит из нескольких этапов.

Идея/концепция

Первый этап — это рождение идеи и понимание концепции номера. На этой стадии он приобретает задумку, художественный образ и сверхзадачу — основной посыл, который хотел донести режиссер и артист (заказчик).

В данной составляющей есть важные аспекты, которые нужно учитывать при разработке и реализации номера:

  • На каждом этапе важно проверять соответствие этой идеи всему процессу создания номера. Каждый шаг и действие должно подчиняться главной идее и концепции. Например, логично ли с концепцией сочетается контент, соответствует ли хореография задумке, сочетаются ли между собой все элементы номера, подходят ли по цветовой гамме костюмы артиста и балета, и, главное, соответствует ли тот или иной элемент общей идее.
  • Дедлайны. Одна из проблем при разработке номера — сжатые сроки. Особенно небольшое количество времени выделяется на процесс создания идеи. В процентном соотношении это примерно 10/90, причем 10% отводится на идею и продумывание номера, а 90% — на его реализацию. Но, на самом деле, данный этап недооценивают и важно понимать, что чем больше времени отдано процессу создания номера, тем проще будут последующие этапы и зрелищней результат. Рекомендуем 40% времени отводить на создание/проработку идеи и концепции, 30% — на его разработку и 30% — на реализацию.

Разработка

Когда в номере появилась идея, следующим этапом является его разработка: каркас начинает обрастать деталями — определяется художественное цветовое решение, появляется эстетика и место действия.

Фишка номера

В современном мире номер практически невозможно представить без трюка.

При разработке номера важно продумать ключевую фишку — это могут быть как современные технологии (например, кинетические фигуры или водный занавес), так и грамотно выстроенные выразительные средства (спецэффекты, свет, контент, реквизит), сочетающиеся с музыкальными акцентами, темпоритмом и логическим построением номера.

Так, на сольном концерте Зары «О любви», который мы делали, трюком номера стало взаимодействие видеоконтента и спецэффектов — на его протяжении на экранах изображались бутоны цветов, которые планомерно распускались. В кульминационный момент они начали осыпаться и параллельно сверху на артиста посыпались настоящие лепестки роз. Или номер с письмом, которое вспыхнуло прямо в руках певицы — это был неожиданный эффект, вызвавший у зрителей сильные эмоции.

После того, как понятны все детали номера, его можно переводить в стадию реализации, где шаг за шагом начинают появляться его остальные составляющие.

Музыка

Отправной точкой является именно музыкальный материал, так как он «диктует свои условия» и является основой для всех следующих этапов. Музыка задает темп/настроение и стилистику номера.

Иногда «условия номера» диктует песня, но бывает и наоборот. Специально под номер создается кастомная аранжировка на трек, в которую добавляются определенные моменты — усиливается звучание, прописываются дополнительные партии музыкантов, с помощью саунд-дизайна делаются музыкальные акценты.

Поэтому при создании номера проводится огромная работа звукорежиссера в коллаборации с режиссером и музыкантами для интерпретации оригинала трека — пишется аранжировка концертной версии, которая дает новое звучание и подчеркивает масштаб.

Например, для создания номера амбассадоров синей дорожки фестиваля VK Fest саунд-дизайнерами была написана кастомная аранжировка мегамикса, которая соединила 6 хитов разных исполнителей от молодого поколения до королей эстрады и разные музыкальные жанры — хит «Психушка» Вали Карнавал, масштабное исполнение трека JONY «Никак» с добавлением госпел-хора, лирическую версию песни «Покинула чат» в сопровождении струнного квартета, рэп от Тимати с «живым звуком» группы и всем известный «Цвет настроения синий» Филиппа Киркорова.

Хореография

Точнее ее постановка. Именно на этом этапе происходит создание основных рисунков, их отработка, ввод артиста в номер и только потом действие превращается в полноценный танец.

Видеоконтент

Видеоконтент — одна из самых значимых составляющих номера, поэтому его отрисовка происходит поэтапно, начиная с составления мудборда/отрисовки скетча, а затем стилла до передачи в анимацию и постановки на рендер.

Костюмы

После отрисовки эскизов в цвете создание костюма переходит в действие — художник по костюму подбирает ткани, снимает мерки, дает задачу швейному цеху, проводит примерки и затем отправляет костюм в пошив.

В полномасштабных шоу костюм часто трансформируется, поэтому при его разработке важно учитывать этот фактор и делать его не только удобным и красивым, но и мобильным/ трансформирующимся.

Так, например, в шоу Полины Гагариной костюмы, реквизит и обувь танцоров были созданы эксклюзивно для номеров. Образы танцоров трансформировались на протяжении всего блока, чтобы соответствовать настроению песен. Но поскольку у выступавших был маленький промежуток времени на их смену — около одной минуты, нужно было, чтобы костюмы легко и быстро снимались и так же надевались.

Основой для женского образа было телесное боди из кожи с красными ботфортами, на которое надевался ремень, закрепляющий их верх, затем легким движением он снимался и красные ботфорты становились телесными ботильонами из сетки, а наверх девушки добавляли серебряные платья-сетки, которые также легко закреплялись с помочью липучек на горле и талии.

Далее следовал самый сложный элемент, так как девушки танцевали под настоящей водой, а потом костюм нужно было сменить на кожаный тренч. Здесь им помогали костюмеры, которые за несколько минут «сушили» танцовщиц и кардинально меняли их образ.

Свет

Световая партитура — очень важный инструмент в эстетическом и акцентном решении номера, поэтому после постановки хореографии, отрисовки стиллов видеоконтента и эскизов костюма в работу над номером вступает художник по свету и создает (прописывает) световую партитуру.

Декорации/реквизит

Одними из инструментов режиссера на сцене являются реквизит и декорации, которые помогают придать уникальности номеру.

Поэтому после задумки режиссерская группа начинает подбирать подходящий реквизит, декораторы параллельно разрабатывают макеты (если декорация кастомная), затем запускают в производство, доставляют на площадку и оформляют финальные штрихи на сцене.

Так, для одного из номеров сольного концерты Миланы Star была создана уникальная декорация в виде 3-ярусного торта, превращавшаяся при развороте в трон, на котором появлялась артистка.

Репетиции

Финальным этапом постановки номера являются репетиции, которые сводят общую картинку воедино/дают увидеть номер со всеми его деталями и задумками, понять масштаб и реализовать на площадке.

Постановка любого номера — это очень творческий, насыщенный и трудоемкий процесс. В его создании важна каждая деталь, каждый шаг и движение.

Важно понимать, две вещи. Первая — что главная составляющая это артист, красоту и талант которого нужно раскрыть и подчеркнуть. И вторая — что в номере должна быть четкая главенствующая идея, которая помогает сделать его зрелищным, интересным. Она должна восхищать, запоминаться и вызывать у зрителя различный спектр эмоций, донося нужный посыл и показывая эстетику.

Присоединяйтесь к Event.ru
photo_2024-02-29_17-20-10 «Слово пацана» — масштабный день рождения в полностью воссозданных локациях из культового сериала Screenshot_2024_02_19_at_10.56.46___AM.65d3a4c5051ba After-party премий — 7 лучших идей вечеринок с Grammy и других музыкальных событий
«Слово пацана» — масштабный день рождения в полностью воссозданных локациях из культового сериала After-party премий — 7 лучших идей вечеринок с Grammy и других музыкальных событий