Команда MAX \ MAX productions рассказала о том, как создать зрелищный и эффектный шоу-номер для события, как правильно организовать работу по его подготовке и грамотно использовать выразительные средства.
Каждый день наша компания работает над множеством различных творческих процессов от разработки до реализации. Одним из самых актуальных запросов является постановка шоу-номеров.
Номер — маленькая, но очень важная единица большого механизма, мини-спектакль со своей завязкой, развитием, кульминацией и развязкой, процесс создания которого состоит из нескольких этапов.
Идея/концепция
Первый этап — это рождение идеи и понимание концепции номера. На этой стадии он приобретает задумку, художественный образ и сверхзадачу — основной посыл, который хотел донести режиссер и артист (заказчик).
В данной составляющей есть важные аспекты, которые нужно учитывать при разработке и реализации номера:
- На каждом этапе важно проверять соответствие этой идеи всему процессу создания номера. Каждый шаг и действие должно подчиняться главной идее и концепции. Например, логично ли с концепцией сочетается контент, соответствует ли хореография задумке, сочетаются ли между собой все элементы номера, подходят ли по цветовой гамме костюмы артиста и балета, и, главное, соответствует ли тот или иной элемент общей идее.
- Дедлайны. Одна из проблем при разработке номера — сжатые сроки. Особенно небольшое количество времени выделяется на процесс создания идеи. В процентном соотношении это примерно 10/90, причем 10% отводится на идею и продумывание номера, а 90% — на его реализацию. Но, на самом деле, данный этап недооценивают и важно понимать, что чем больше времени отдано процессу создания номера, тем проще будут последующие этапы и зрелищней результат. Рекомендуем 40% времени отводить на создание/проработку идеи и концепции, 30% — на его разработку и 30% — на реализацию.
Разработка
Когда в номере появилась идея, следующим этапом является его разработка: каркас начинает обрастать деталями — определяется художественное цветовое решение, появляется эстетика и место действия.
Фишка номера
В современном мире номер практически невозможно представить без трюка.
При разработке номера важно продумать ключевую фишку — это могут быть как современные технологии (например, кинетические фигуры или водный занавес), так и грамотно выстроенные выразительные средства (спецэффекты, свет, контент, реквизит), сочетающиеся с музыкальными акцентами, темпоритмом и логическим построением номера.
Так, на сольном концерте Зары «О любви», который мы делали, трюком номера стало взаимодействие видеоконтента и спецэффектов — на его протяжении на экранах изображались бутоны цветов, которые планомерно распускались. В кульминационный момент они начали осыпаться и параллельно сверху на артиста посыпались настоящие лепестки роз. Или номер с письмом, которое вспыхнуло прямо в руках певицы — это был неожиданный эффект, вызвавший у зрителей сильные эмоции.
После того, как понятны все детали номера, его можно переводить в стадию реализации, где шаг за шагом начинают появляться его остальные составляющие.
Музыка
Отправной точкой является именно музыкальный материал, так как он «диктует свои условия» и является основой для всех следующих этапов. Музыка задает темп/настроение и стилистику номера.
Иногда «условия номера» диктует песня, но бывает и наоборот. Специально под номер создается кастомная аранжировка на трек, в которую добавляются определенные моменты — усиливается звучание, прописываются дополнительные партии музыкантов, с помощью саунд-дизайна делаются музыкальные акценты.
Поэтому при создании номера проводится огромная работа звукорежиссера в коллаборации с режиссером и музыкантами для интерпретации оригинала трека — пишется аранжировка концертной версии, которая дает новое звучание и подчеркивает масштаб.
Например, для создания номера амбассадоров синей дорожки фестиваля VK Fest саунд-дизайнерами была написана кастомная аранжировка мегамикса, которая соединила 6 хитов разных исполнителей от молодого поколения до королей эстрады и разные музыкальные жанры — хит «Психушка» Вали Карнавал, масштабное исполнение трека JONY «Никак» с добавлением госпел-хора, лирическую версию песни «Покинула чат» в сопровождении струнного квартета, рэп от Тимати с «живым звуком» группы и всем известный «Цвет настроения синий» Филиппа Киркорова.

клубное пространство
на Белорусской
с большим двором


с нейросетью
в любых стилях


панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль



более 1500 проектов
по всей России


от LOFT HALL
на 1200 персон

Хореография
Точнее ее постановка. Именно на этом этапе происходит создание основных рисунков, их отработка, ввод артиста в номер и только потом действие превращается в полноценный танец.
Видеоконтент
Видеоконтент — одна из самых значимых составляющих номера, поэтому его отрисовка происходит поэтапно, начиная с составления мудборда/отрисовки скетча, а затем стилла до передачи в анимацию и постановки на рендер.
Костюмы
После отрисовки эскизов в цвете создание костюма переходит в действие — художник по костюму подбирает ткани, снимает мерки, дает задачу швейному цеху, проводит примерки и затем отправляет костюм в пошив.
В полномасштабных шоу костюм часто трансформируется, поэтому при его разработке важно учитывать этот фактор и делать его не только удобным и красивым, но и мобильным/ трансформирующимся.
Так, например, в шоу Полины Гагариной костюмы, реквизит и обувь танцоров были созданы эксклюзивно для номеров. Образы танцоров трансформировались на протяжении всего блока, чтобы соответствовать настроению песен. Но поскольку у выступавших был маленький промежуток времени на их смену — около одной минуты, нужно было, чтобы костюмы легко и быстро снимались и так же надевались.
Основой для женского образа было телесное боди из кожи с красными ботфортами, на которое надевался ремень, закрепляющий их верх, затем легким движением он снимался и красные ботфорты становились телесными ботильонами из сетки, а наверх девушки добавляли серебряные платья-сетки, которые также легко закреплялись с помочью липучек на горле и талии.
Далее следовал самый сложный элемент, так как девушки танцевали под настоящей водой, а потом костюм нужно было сменить на кожаный тренч. Здесь им помогали костюмеры, которые за несколько минут «сушили» танцовщиц и кардинально меняли их образ.
Свет
Световая партитура — очень важный инструмент в эстетическом и акцентном решении номера, поэтому после постановки хореографии, отрисовки стиллов видеоконтента и эскизов костюма в работу над номером вступает художник по свету и создает (прописывает) световую партитуру.
Декорации/реквизит
Одними из инструментов режиссера на сцене являются реквизит и декорации, которые помогают придать уникальности номеру.
Поэтому после задумки режиссерская группа начинает подбирать подходящий реквизит, декораторы параллельно разрабатывают макеты (если декорация кастомная), затем запускают в производство, доставляют на площадку и оформляют финальные штрихи на сцене.
Так, для одного из номеров сольного концерты Миланы Star была создана уникальная декорация в виде 3-ярусного торта, превращавшаяся при развороте в трон, на котором появлялась артистка.
Репетиции
Финальным этапом постановки номера являются репетиции, которые сводят общую картинку воедино/дают увидеть номер со всеми его деталями и задумками, понять масштаб и реализовать на площадке.
Постановка любого номера — это очень творческий, насыщенный и трудоемкий процесс. В его создании важна каждая деталь, каждый шаг и движение.
Важно понимать, две вещи. Первая — что главная составляющая это артист, красоту и талант которого нужно раскрыть и подчеркнуть. И вторая — что в номере должна быть четкая главенствующая идея, которая помогает сделать его зрелищным, интересным. Она должна восхищать, запоминаться и вызывать у зрителя различный спектр эмоций, донося нужный посыл и показывая эстетику.
Поделиться