В 1997 году в преддверии празднования 850-летия Москвы правительством Москвы была учреждена организация, объединившая крупнейших специалистов в области индустрии праздника, — Московская дирекция массовых мероприятий (МДММ). В состав МДММ вошли известные режиссеры, сценаристы, художники, композиторы, опытнейшие продюсеры и концертные администраторы. Разработку и создание художественно-декорационного оформления, обеспечение профессиональным светом, звуком и спецэффектами осуществляли лидирующие на рынке компании.

Основными задачами Дирекции были определены:

разработка и проведение программ центральных мероприятий, посвященных наиболее знаменательным датам и событиям в жизни Москвы, организуемых по решению, с участием или при поддержке правительства Москвы;

реализация проектов массовых акций в сфере культуры и спорта, представляемых государственными и общественными структурами, согласованными с правительством.

За 10 с небольшим лет Московская дирекция массовых мероприятий подготовила более 250 городских праздников, фестивалей, шоу-программ, концертов, юбилейных торжеств.

За это десятилетие очень многое изменилось в жизни страны и ее главного города, не обошли изменения стороной и центральные городские события, точнее, принципы, по которым их стали организовывать. Новое руководство Дирекции в прямом смысле вдохнуло жизнь в событийный мир столицы, перенеся его на значительно более высокий уровень. Ярким примером таких изменений стал прошедший в этом сентябре День города, который полностью перевернул традиции массовых событий города, представив совершенно новый качественный европейский подход. Положительные отзывы и участников, и профессионалов индустрии о проекте «Лучший город Земли» доказали, что новый подход крайне успешен. Редакция EventRU не могла оставить без внимания этот факт и решила подробно разобраться в этой «новой жизни» города и ее причинах.

Главными принципами организации городских мероприятий нового формата стали «Децентрализация», «Качество прежде всего» и «Увлечение, а не развлечение».

Децентрализация

Если раньше городские мероприятия проходили в основном на главной площади города и носили характер сборного праздничного концерта, который должен был быть интересен всем, то теперь город исповедует принцип «Больше площадок разной направленности против единого действа в центре». Этот принцип активно использовался во время последнего Дня города, когда праздником было охвачено больше ста площадок и на каждой было свое уникальное действо разной направленности: от выступления церковных хоров до фестиваля современного искусства и светопредставлений.

Помимо разбивки на много мелких площадок новый принцип также подразумевает выделение различных целевых аудиторий и отдельных каналов коммуникации. Если раньше, кажется, никто не задумывался о том, для кого вообще делается мероприятие, и максимум, в чем выделялась работа на целевую аудиторию, было обязательное наличие странных ростовых кукол на детских праздниках, теперь подход изменился. Сейчас город выделяет огромное количество целевых аудиторий и для каждой старается предложить интересную увлекательную историю в удобном месте.

Коммуникация тоже сильно разделена по ЦА, информация о предстоящих событиях распространяется в местах сосредоточения той или иной аудитории: арт-кластеры, модные кофейни, магазины «Республика» подходят для информирования хипстеров и молодой интеллигенции; пожилые люди, пенсионеры и ветераны в «Старбаксе» бывают нечасто, поэтому сообщения для них передаются через окружные газеты и мероприятия для них организуются не на площади Революции, а в районных парках, чтобы не нужно было добираться в толпе через весь город. К детям и их родителям можно обращаться через школы, город планирует проводить информирование через электронные дневники. В общем, было выделено много разных целевых групп и к каждой из них найден свой подход, свой канал коммуникации, свои площадки и максимально интересные форматы.

Слоган этого зимнего сезона — «Нового года хватит на всех» — вполне передает новый подход к организации массовых мероприятий вообще.

Качество прежде всего

Еще одним важным принципом новой политики города в отношении массовых мероприятий стал постулат «Качество прежде всего». Оглядываясь на европейскую традицию городских праздников, многие из которых становятся местом паломничества миллионов туристов и действительно прославляют свои города на весь мир, невольно хочется хотя бы попытаться дотянуться до этого уровня организации. Но, говоря о европеизации событийной жизни города, мы имеем в виду европейский подход к качеству исполнения, а не перенятие европейских традиций и ценностей.

Новый формат — это не отказ от традиций. Русская культура очень богата, разнообразна, красочна, ей стоит гордиться и о ней нужно рассказывать новым поколениям, показывать во всей красе, ее обязательно необходимо сохранить. Просто представлять эти самые русские народные традиции можно безвкусно, дешево и пошло, как массовик-затейник в наскоро сделанном костюме в окраинном Доме культуры, а можно качественно, так, чтобы верилось.

Цель МДММ — делать настоящее, чтобы люди верили, люди хотели интересоваться нашей культурой, нашей историей, показывать ее своим детям. При этом Москва — это все-таки динамично развивающийся мегаполис мирового значения, и, безусловно, было бы странно все сужать до русских народных историй, постепенно в программу города также будут включаться европейские представления и форматы. Например, уже в эти январские праздники в десяти парках столицы и на площади Революции пройдет представление французского уличного театра «Кидам» со спектаклем «Сон Герберта». Здесь опять же срабатывает принцип децентрализации — жители московских окраин смогут прийти в ближайший парк и посмотреть шоу мирового уровня совершенно бесплатно.

Увлекать, а не развлекать

Последний, но не менее значимый принцип новой политики массовых мероприятий, о котором мы хотим упомянуть, — принцип увлечения зрителей. В Москве живут миллионы людей самого разного социального и культурного уровня. Безусловно, если поставить балет «Лебединое озеро» на Красной площади, вряд ли всех захватит эта идея. Но МДММ ставит себе целью подтягивать людей до некоего базового культурного уровня, разговаривая при этом на их языке. Следуя новому принципу, мероприятия должны нести в себе смысл, представлять собой культурную ценность, доставлять эстетическое удовольствие. Большинство мероприятий все равно ориентированы на средние московские семьи, жителей окраины, со средним и низким культурным уровнем. Но все программы, все артисты, которые будут работать в каждом парке, отбираются очень тщательно в том числе с точки зрения их эстетической и культурной ценности. Новый принцип увлечения на корню исключает любую самодеятельность в плохом смысле этого слова.

Немалую роль в привлечении внимания к городским событиям стала визуализация идей, оформление мероприятий. Можно сказать, что произошла настоящая революция в визуальном представлении информации о городских событиях. Картинка стала вкусной и интересной, она больше не кажется официальной программой собрания депутатов. Такую программу хочется прочитать, она привлекает внимание.

Город привлекает к организации профессионалов мирового уровня. Например, фирменный стиль для этого новогоднего сезона разработал Игорь Гурович, небезызвестный Гурон, один из столпов отечественного дизайна с международным именем. Екатерина Бачавар делает аудиотрек. Они так же, как все, участвуют на конкурсной основе, предлагают свои идеи. И благодаря качеству своих предложений они выигрывают. То же относится к техническим организаторам праздника (типографии, event-агентства, PR-компании, организаторы фестиваля) — их всех перед каждым проектом (мероприятием) тщательно выбирают, проводя конкурс.

Над чем еще надо работать

Несмотря на то что была проделана колоссальная работа и качественный сдвиг в событийной жизни столицы очевиден, Департамент культуры и Дирекция не в состоянии насытить город тем количеством мероприятий, которое для него необходимо. Активность этой организации может служить примером, стать своего рода флагманом, задавать тон событийной жизни города. Так, как это, например, произошло с парком Горького, который первый пережил революционную трансформацию в парк европейского уровня. За ним стали подтягиваться и другие парки Москвы, окраинные парки стали задумываться и поняли, что можно «по-другому», можно сделать красиво. Или Дом культуры ЗИЛ, который стал примером того, что можно сделать с домами культуры, как вдохнуть новую жизнь в место интереса пенсионеров-кружководов и детей, которых родители сдавали в разные кружки просто от безысходности и отсутствия средств на платные занятия. Это яркий показатель того, что все возможно изменить, причем сделать это довольно быстро. В этом году в Москве пройдет более 2000 новогодних мероприятий, только малую часть делает Дирекция, большая часть событий будет, конечно, совсем иного качества. Но изменения возможны, и они ожидаемы. Люди просто привыкли к тому, что было всегда, и они не знают, как можно сделать лучше, а Дирекция на своем примере им это покажет, и они начнут подтягиваться. Так постепенно в планах у Московской дирекции массовых мероприятий под руководством Дарьи Никольской изменить жизнь города к лучшему и вывести ее на европейский уровень.

***

Изменение общественного сознания, традиций и привычек — это главная задача города сегодня. Задача, которую возможно решить, объединившись с event-индустрией. Сделать город, в котором интересно и здорово жить. В который приезжают мировые театры и шоу, в парках которого можно провести целый день с детьми и друзьями, не мучаясь вопросом, чем заняться, откуда не надо уезжать на школьные каникулы и новогодние праздники, потому что здесь, в городе будет столько всего интересного, что обязательно хочется посетить. Это то, к чему мы все хотим прийти, — качество событийной жизни.

Присоединяйтесь к Event.ru
1be9c3570681f0f3533523a407fd5ba0.png Производство знаковых событий как градообразующая отрасль fab787e1d0b73bafe3c25d7ad92214eb.png Спонсорство городских мероприятий
Производство знаковых событий как градообразующая отрасль Спонсорство городских мероприятий