Впереди у нас новогодние праздники, народные гуляния, рождественские ярмарки, тематические выставки, корпоративные вечеринки, катание на коньках в парке Горького и иные массовые мероприятия. Как организаторам обезопасить их проведение, обсудим в настоящей статье.
Для организаторов массовые мероприятия с точки зрения оценки финансовых и иных рисков имеют свою специфику. С одной стороны, они связаны с повышенным риском для здоровья и имущества участников мероприятия, иных лиц, с другой стороны, они связаны с риском отмены проведения мероприятия по причинам, не зависящим от организаторов.
Степень совокупного риска при проведении массовых мероприятий увеличивается и с наличием большого количества различных взаимоотношений между участниками, в том числе вытекающих из контрактных обязательств. В целях минимизации данных рисков организаторам, конечно, целесообразно страховать их, заключая договоры страхования со специализированными компаниями.
Любой договор — это сделка, волевой акт, направленный на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей. Об особенностях страховой сделки, заключение которой позволит организаторам мероприятия снять многочисленные риски при его проведении, мы и поговорим.
Итак, по договору страхования:
Страхователи — организаторы мероприятия — индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Выгодоприобретатели — организаторы или участники мероприятия, а также иные субъекты контрактных отношений, существующих в связи с проведением мероприятия, — физические или юридические лица.
онлайн-события
«под ключ» Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Event.ru рекомендует - топовые артисты! Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль ПОДПИШИСЬ НА ТГ! LOFT HALL:
5 топовых локаций
в черте города.
От 30 до 3000 гостей Новая площадка
в СПб от
LOFT HALL:
6 залов трансформеров
на набережной Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России
Объект страхования — имущественный интерес страхователя (организатора мероприятия).
Условия страхования
- Страховой случай — совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Потенциальные риски можно выделить в следующие группы, соотнесенные с видами страхования:
- страхование имущества;
- страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам;
- страхование участников и ключевых исполнителей от несчастных случаев;
- страхование рисков в связи с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности;
- страхование предпринимательского риска (только самого организатора и только в его пользу);
- страхование риска отмены/переноса мероприятия.
- Период страхования устанавливается соглашением сторон (типовое решение — период проведения одного или нескольких разовых мероприятий, один сезон, один год).
- Страховая сумма устанавливается соглашением сторон договора исходя из предполагаемого размера убытков, которые может понести страхователь при организации и проведении спортивного мероприятия.
- Страховая выплата — денежная сумма, установленная договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
- Стоимость полиса зависит от типа и количества проводимых мероприятий, типа и количества застрахованных рисков, размера франшизы (размер некомпенсируемого страховой компанией страхового убытка).
Страхованию подлежат следующие виды мероприятий:
- Фестивали, ярмарки, народные гуляния, массовые праздники.
- Выставки, аукционы.
- Концерты, спектакли, антрепризы.
- Шоу (в том числе авиашоу, автошоу, мотошоу, гонки, бега, заезды и т.д.).
- Показы (кинопоказы, показы одежды и т.д.).
- Спортивные соревнования.
- Семинары, лекции, тренинги.
- Корпоративные мероприятия.
- Митинги.
- Иные массовые и/или зрелищные мероприятия.
А теперь немного поговорим о том, как этот механизм работает на практике. Пока нет федерального закона об обязательном страховании участников и зрителей массовых мероприятий, страхование рисков, описанных выше, производится организаторами на добровольной основе. Способ минимизации рисков каждый выбирает самостоятельно. Кто-то принимает на себя и платит за этот виртуальный риск, кто-то платит за реальную охрану в месте проведения мероприятия. В итоге, если происходит непредвиденное событие, будь-то ситуация в центре на Дубровке или пожар в «Хромой Лошади», выплаты пострадавшим проводятся из бюджета государства, и что удивляться, если суммы в аналогичных случаях не сопоставимы с размерами выплат, например, в европейских странах. Культура страхования довольно развита в европейском сообществе, и иностранные организаторы мероприятий одними из первых привносят элемент этой культуры в Россию, включая пункты о страховке в договоры о проведении мероприятий в качестве обязательных условий. Было бы очень интересно включение в договор на организацию мероприятия такого риска, например, как применение местного законодательного акта, с которым столкнулись организаторы концерта Мадонны в Санкт-Петербурге. Леди Гага, говорят, уже предупреждена. Итак, страховать или нет многочисленные риски при проведении мероприятия — решать организатору. Но представляется, что, кроме ответственности организатора за жизнь и здоровье участвующих в мероприятии и имущественного его интереса, есть еще вопросы репутации, которую, конечно, страховкой не покроешь, но разумными действиями вполне можно обеспечить. EVENT. Советы и практика Ольга Нестерцева, заместитель директора Мультимедиа Арт Музея (музея «Московский дом фотографии»), Москва
- Есть ли отличия при страховании выставочных экземпляров при ввозе коллекций из-за рубежа и вывозе российских экспонатов за рубеж? Какие риски чаще всего подлежат страхованию? «Страхование музейных экспонатов, которые вывозятся за рубеж или демонстрируются на выставках на территории России (но не в помещении своих музеев), ничем не отличается. Есть стандартная формула страхования „от всех рисков от гвоздя до гвоздя (от стены до стены)“, по которой страхуются все процедуры, начиная с того, как экспонат выносят с места хранения, чтобы окантовать, упаковать и прочее, и до момента возврата на хранение после выставки. Если музей выставляет свои экспонаты в собственном помещении, то они обычно не страхуются. Зарубежные экспонаты страхуются аналогично».
- Считает ли музей важным страховать участников мероприятий, организуемых музеем (в том числе закрытых показов, корпоративных мероприятий)? «Такой практики пока нет, по крайней мере в государственных музеях. Что касается частных коллекций или музеев, которыми управляют специальные фонды, то обычно страхуется коллекция в целом на период хранения, полис обновляется ежегодно. Все перемещения экспонатов страхуются дополнительно с учетом ежегодного полиса. Также обычно страхуется выставочное пространство (или помещение хранения), в этом случае убытки в результате мероприятий также учитываются. Такая практика распространена за рубежом, начинает применяться и в нашей стране. Что касается государственных собраний, то и в России, и за рубежом коллекции государственных музеев являются собственностью государства и находятся под его гарантиями и обеспечением».
Олег Чирихин, директор дирекции комплексного корпоративного страхования СК «Согласие» Какие риски вы советуете застраховать своим клиентам при проведении массовых зрелищных мероприятий? «При проведении массовых и зрелищных мероприятий инвестор мероприятия должен быть заинтересован в окупаемости и прибыльности проекта, администратор мероприятия — в повышении интереса к проводимому мероприятию, а непосредственно организатор — в реальном снижении рисков при организации мероприятия. В связи с этим считаю, что риски отмены или переноса мероприятия, а также ответственность организатора мероприятия перед третьими лицами (например, зрителями) за причинение вреда их жизни/здоровью и/или имуществу имеют наибольшую актуальность и должны подлежать страхованию». EVENT. Законодательство
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 48 «Страхование».
- Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Поделиться