Впереди у нас новогодние праздники, народные гуляния, рождественские ярмарки, тематические выставки, корпоративные вечеринки, катание на коньках в парке Горького и иные массовые мероприятия. Как организаторам обезопасить их проведение, обсудим в настоящей статье.

Для организаторов массовые мероприятия с точки зрения оценки финансовых и иных рисков имеют свою специфику. С одной стороны, они связаны с повышенным риском для здоровья и имущества участников мероприятия, иных лиц, с другой стороны, они связаны с риском отмены проведения мероприятия по причинам, не зависящим от организаторов.

Степень совокупного риска при проведении массовых мероприятий увеличивается и с наличием большого количества различных взаимоотношений между участниками, в том числе вытекающих из контрактных обязательств. В целях минимизации данных рисков организаторам, конечно, целесообразно страховать их, заключая договоры страхования со специализированными компаниями.

Любой договор — это сделка, волевой акт, направленный на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей. Об особенностях страховой сделки, заключение которой позволит организаторам мероприятия снять многочисленные риски при его проведении, мы и поговорим.

Итак, по договору страхования:

Страхователи — организаторы мероприятия — индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Выгодоприобретатели — организаторы или участники мероприятия, а также иные субъекты контрактных отношений, существующих в связи с проведением мероприятия, — физические или юридические лица.

Объект страхования — имущественный интерес страхователя (организатора мероприятия).

Условия страхования

    1. Страховой случай — совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Потенциальные риски можно выделить в следующие группы, соотнесенные с видами страхования:

    1. страхование имущества;
    2. страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам;
    3. страхование участников и ключевых исполнителей от несчастных случаев;
    4. страхование рисков в связи с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности;
    5. страхование предпринимательского риска (только самого организатора и только в его пользу);
    6. страхование риска отмены/переноса мероприятия.
  1. Период страхования устанавливается соглашением сторон (типовое решение — период проведения одного или нескольких разовых мероприятий, один сезон, один год).
  2. Страховая сумма устанавливается соглашением сторон договора исходя из предполагаемого размера убытков, которые может понести страхователь при организации и проведении спортивного мероприятия.
  3. Страховая выплата — денежная сумма, установленная договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
  4. Стоимость полиса зависит от типа и количества проводимых мероприятий, типа и количества застрахованных рисков, размера франшизы (размер некомпенсируемого страховой компанией страхового убытка).

Страхованию подлежат следующие виды мероприятий:

  1. Фестивали, ярмарки, народные гуляния, массовые праздники.
  2. Выставки, аукционы.
  3. Концерты, спектакли, антрепризы.
  4. Шоу (в том числе авиашоу, автошоу, мотошоу, гонки, бега, заезды и т.д.).
  5. Показы (кинопоказы, показы одежды и т.д.).
  6. Спортивные соревнования.
  7. Семинары, лекции, тренинги.
  8. Корпоративные мероприятия.
  9. Митинги.
  10. Иные массовые и/или зрелищные мероприятия.

А теперь немного поговорим о том, как этот механизм работает на практике. Пока нет федерального закона об обязательном страховании участников и зрителей массовых мероприятий, страхование рисков, описанных выше, производится организаторами на добровольной основе. Способ минимизации рисков каждый выбирает самостоятельно. Кто-то принимает на себя и платит за этот виртуальный риск, кто-то платит за реальную охрану в месте проведения мероприятия. В итоге, если происходит непредвиденное событие, будь-то ситуация в центре на Дубровке или пожар в «Хромой Лошади», выплаты пострадавшим проводятся из бюджета государства, и что удивляться, если суммы в аналогичных случаях не сопоставимы с размерами выплат, например, в европейских странах. Культура страхования довольно развита в европейском сообществе, и иностранные организаторы мероприятий одними из первых привносят элемент этой культуры в Россию, включая пункты о страховке в договоры о проведении мероприятий в качестве обязательных условий. Было бы очень интересно включение в договор на организацию мероприятия такого риска, например, как применение местного законодательного акта, с которым столкнулись организаторы концерта Мадонны в Санкт-Петербурге. Леди Гага, говорят, уже предупреждена. Итак, страховать или нет многочисленные риски при проведении мероприятия — решать организатору. Но представляется, что, кроме ответственности организатора за жизнь и здоровье участвующих в мероприятии и имущественного его интереса, есть еще вопросы репутации, которую, конечно, страховкой не покроешь, но разумными действиями вполне можно обеспечить. EVENT. Советы и практика Ольга Нестерцева, заместитель директора Мультимедиа Арт Музея (музея «Московский дом фотографии»), Москва

  1. Есть ли отличия при страховании выставочных экземпляров при ввозе коллекций из-за рубежа и вывозе российских экспонатов за рубеж? Какие риски чаще всего подлежат страхованию? «Страхование музейных экспонатов, которые вывозятся за рубеж или демонстрируются на выставках на территории России (но не в помещении своих музеев), ничем не отличается. Есть стандартная формула страхования „от всех рисков от гвоздя до гвоздя (от стены до стены)“, по которой страхуются все процедуры, начиная с того, как экспонат выносят с места хранения, чтобы окантовать, упаковать и прочее, и до момента возврата на хранение после выставки. Если музей выставляет свои экспонаты в собственном помещении, то они обычно не страхуются. Зарубежные экспонаты страхуются аналогично».
  2. Считает ли музей важным страховать участников мероприятий, организуемых музеем (в том числе закрытых показов, корпоративных мероприятий)? «Такой практики пока нет, по крайней мере в государственных музеях. Что касается частных коллекций или музеев, которыми управляют специальные фонды, то обычно страхуется коллекция в целом на период хранения, полис обновляется ежегодно. Все перемещения экспонатов страхуются дополнительно с учетом ежегодного полиса. Также обычно страхуется выставочное пространство (или помещение хранения), в этом случае убытки в результате мероприятий также учитываются. Такая практика распространена за рубежом, начинает применяться и в нашей стране. Что касается государственных собраний, то и в России, и за рубежом коллекции государственных музеев являются собственностью государства и находятся под его гарантиями и обеспечением».

Олег Чирихин, директор дирекции комплексного корпоративного страхования СК «Согласие» Какие риски вы советуете застраховать своим клиентам при проведении массовых зрелищных мероприятий? «При проведении массовых и зрелищных мероприятий инвестор мероприятия должен быть заинтересован в окупаемости и прибыльности проекта, администратор мероприятия — в повышении интереса к проводимому мероприятию, а непосредственно организатор — в реальном снижении рисков при организации мероприятия. В связи с этим считаю, что риски отмены или переноса мероприятия, а также ответственность организатора мероприятия перед третьими лицами (например, зрителями) за причинение вреда их жизни/здоровью и/или имуществу имеют наибольшую актуальность и должны подлежать страхованию». EVENT. Законодательство

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 48 «Страхование».
  2. Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Присоединяйтесь к Event.ru
eae71a35ab23dec05b5546030ced1320.png Форум и выставка «Открытые инновации» eaf253760041cb8b9c82753861b9e613.png Театр под открытым небом
Форум и выставка «Открытые инновации» Театр под открытым небом