В event-индустрии самое ценное — это идеи. Все сложнее находить оригинальные ходы, почти невозможно не повторяться, избежать недовольного «Это все уже было!». Особенно в организации автомобильных презентаций люксовых марок. Здесь задачи переиграть конкурентов, вызвать ажиотаж и внимание СМИ, заставить о себе говорить и запомниться во что бы то ни стало — первостепенны! Мало придумать гениальную идею, мало ее досконально подготовить и воплотить в жизнь, еще нужно убедиться, что она не просочилась в открытые источники или не была ловко скопирована коллегами по цеху. Потерять эффект неожиданности, раскрыть раньше времени интригу и лишить идею загадки равноценно провалу мероприятия. Чтобы предотвратить такой исход событий, информацию по автопрезентации надо уметь защитить.

Что такое коммерческая тайна

В том, чтобы сохранить информацию по автопрезентации в тайне, очень помогает режим коммерческой тайны. Согласно закону, коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке. Прежде всего данный режим защищает интересы предпринимателя, а объем сведений, относящихся к коммерческой тайне, определяется им самим в рамках действующего законодательства, так как на государственном уровне данный механизм проработан недостаточно четко и регулируется локальными нормативными актами.

На уровне компании можно засекретить практически любые сведения, касающиеся создания и воплощения в жизнь креативных идей, однако следует отметить, что информация, чтобы считаться конфиденциальной, должна обладать рядом признаков: она должна иметь коммерческую ценность, не быть доступна третьим лицам, к ней не должно быть свободного доступа на законном основании, и организатор должен предпринять все меры технического, организационного и юридического характера, направленные на защиту информации.

Федеральный закон от 20.02.1995 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Этот же документ определяет, что конфиденциальной информацией является документированная (зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничен. То есть все документы, касающиеся организации автопрезентации (проекты, слайды, наработки и даже просто набросанные на белом листе идеи), если они зафиксированы на материальном носителе (флешка, диск, бумага и т.д.), уже являются информацией, на которую можно ввести режим коммерческой тайны.

Как защитить информацию

Учитывая, что конкуренция на рынке event-услуг достаточно сильна, а идеи и творческий подход, уникальные наработки и нестандартные решения, по сути, и есть «хлеб» организаторов, руководитель event-агентства должен заранее юридически обезопасить себя от неприятностей и потерь в случае, например, перехода его сотрудника к конкуренту или просто утечки информации.

Как это сделать?

1. Следует внести пункт о неразглашении информации в трудовой договор сотрудника или в договор о предоставлении услуг, если это подрядчик, а не постоянный сотрудник. В трудовой договор включается условие о неразглашении сведений, связанных с выполнением трудовых обязанностей и составляющих служебную или коммерческую тайну. Это условие может быть записано как в самом трудовом договоре, так и в приложении к нему. При этом обязанность не разглашать коммерческую тайну может быть возложена не на всех работников, а только на тех, кто имеет доступ к таким сведениям.

2. Расставить приоритеты. Нужно подумать о безопасности наиболее важных идей, утечка которых может нанести ущерб. При этом надо установить, какая информация нуждается в защите, кого она может заинтересовать, каков срок жизни этих секретов и во что обойдется их защита. Перечень мер для защиты конфиденциальной информации прописан в законе «О коммерческой тайне». Сюда относится составление перечня сведений, подлежащих засекречиванию, ограничение доступа к ним, ограничение круга лиц, получивших доступ к информации, и перенос сведений на материальные носители. Если организатор автопрезентации или другого мероприятия по каким-то причинам пренебрег данными мерами, то режим конфиденциальности не считается установленным, а, следовательно, никакой ответственности никто нести не будет.

3. Разработать расписку. При ограничении круга лиц лучше взять расписку о неразглашении с тех, кто задействован в организации мероприятия. Устные обязательства трудно доказуемы, а вот наличие «бумажки» поможет руководителю в дальнейшем взыскать убытки в порядке, предусмотренном законом, или призвать обидчика к ответу.

Преступление… и наказание?

Event-индустрия, если не считать ее креативной и эмоциональной сторон, ничем не отличается от других сфер деятельности, нацеленных на получение коммерческой выгоды. Поэтому, если во время подготовки автопрезентации режим коммерческой тайны был нарушен, восстанавливать справедливость придется в суде. И тут закон предусматривает разные меры ответственности для разных случаев.

Например, если лицо получило доступ к конфиденциальной информации при исполнении своих обязанностей, на него налагается административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей, а вот если сведения собирались умышленно (подкуплены сотрудники, документы похищены, получены путем угроз и шантажа и т.п.), то штраф за такие действия может составить до 80 тысяч рублей. Если суд сочтет, что организатору нанесен серьезный ущерб из-за такой «подрывной» деятельности, то нарушителю может грозить уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до двух лет.

Если ко всему прочему идеи грядущего шоу не просто перекочевали в чужие руки, а были незаконно разглашены (например, в СМИ) и в связи с этим эффект от презентации был смазан, шоу испорчено и организаторы не добились поставленных целей, то виновный обязан будет раскошелиться на 120 тысяч рублей в виде штрафа или же он может лишиться права участвовать в определенных видах деятельности на срок до трех лет либо лишиться свободы на этот же срок. Если незаконное разглашение коммерческой тайны привело к причинению крупного ущерба, штраф может достигнуть 200 тысяч рублей, виновный может на три года лишиться права заниматься определенной деятельностью, а вот лишиться свободы можно на пять лет, а при тяжких последствиях вообще на семь лет.

Постскриптум

Конечно, полностью засекречивать информацию не всегда выгодно, иногда в качестве ловкого PR-хода можно слегка «приподнять вуаль» и подразнить общественность готовящимся «вкусным блюдом». Однако изначально грамотный, в том числе и с правовой точки зрения, подход к делу может избавить организаторов от лишних проблем, сделать их творческую работу более плодотворной, ведь, в конце концов, даже талант нуждается в юридической защите. А возможно, что талант как раз прежде всего.

Присоединяйтесь к Event.ru
Red Bull: как по накатанной Олимпийский драйв Олимпийский драйв
Red Bull: как по накатанной Олимпийский драйв