Михаил Климанов, Управляющий партнер Агентства смелых решений «Мы» рассказал об онлайн-тимбилдинге — новом продукте, который появился в современных реалиях, а также о мотивационных задачах, которые стоят перед HR-ми сейчас и возможностях для их удаленного, но эффективного решения.


Прежде, чем запускать собственную версию онлайн-тимбилдинга, «Мы» собрали крайне интересный срез проблем и вызовов, с которыми столкнулись сотрудники компаний при переходе на удалёнку. Вот основные из них:

  1. Самый частый запрос — отвлечь людей от ситуации, в которой они (и мы все) оказались. Через игру заказчики рассчитывают сгладить стресс, который окружает сейчас буквального каждого человека.
  2. Работодатели хотят помочь своим сотрудникам адаптироваться к новым условиям работы. Это уже именно командообразование — то есть построение новых командных навыков, начиная с самого базового: навыка совместной работы. То, что раньше решалось тремя репликами на кухне или в опенспейсе, теперь занимает гораздо больше времени: пара конференций в Zoom и еще несколько вопросов в групповых чатах.
  3. Многим сотрудникам сложно в условиях удалённой работы провести границу между рабочим и личным временем — из-за этого многим из них кажется, что они «всегда на работе», а другие наоборот стрессуют, оттого что все эти люди вторгаются в их домашнее пространство и время. Помочь разграничить личное и рабочее время, стать эффективнее и спокойнее — задача игровых командных тренингов.

Представителям заказчиков важно для начала принять ситуацию. Удаленная работа продлится не пару недель, как мы все думали изначально, а, может быть, несколько месяцев.

Потом — сформировать план онлайн-мероприятий. Да, это вполне работающий формат. Это только первые пару Zoom-конференций все разглядывают обои и котиков за спинами коллег, а дальше — с радостью погружаются в работу и рабочие коммуникации, это же почти как выйти из дома в режиме изоляции.

А дальше — начинать работать с целым набором задач: от снятия напряжения и выработки новых командных рабочих привычек до глубокой проработки нужных skills и внедрения ценностей.

Три года назад «Мы» поняли, что для ряда наших задумок не подходит ни одна из существующих онлайн-платформ — и создали свою. Три недели назад, когда массово стали отменяться и переноситься на «когда-нибудь потом, когда все наладится» мероприятия, «Мы» поняли, что пора: и пересобрали из имеющихся возможностей онлайн-тимбилдинг.

Это как офлайн-тимбилдинг (а он может быть самым разным), только участники взаимодействуют с нами и друг с другом через онлайн-платформу, сидя дома.

Дома хорошо и уютно, всегда есть куча дел, поэтому онлайн-тимбилдинг должен быть прежде всего интересным, захватывать участников, погружать в продуманный и увлекательный игровой мир. И еще он не должен быть изнурительно долгим, то есть нужен оптимальный баланс. «Мы» считаем, что оптимально — 3 часа с брифингом и рефлексией.

Именно рефлексия превращает интересную совместную деятельность в командообразование. Модератор не только подводит итоги («Все молодцы, мы справились»), но и «заземляет» игровой опыт, помогая участникам самим сформулировать, что и как из открытий, полученных в ходе игры, они перенесут в свою рабочую жизнь.

Как это реализовано у нас?

Непрерывная трансляция с модератором, работающим в режиме реального времени с участниками. Участники не предоставлены сами себе, потому что с каждой командой работает еще и фасилитатор (это как тимлидер офлайн, но, увы, без возможности «дай пять!» in real life). Благодаря этому участники не чувствуют себя брошенными, а групповая динамика находится под контролем.

А еще в онлайн-тимбилдинге важна техническая составляющая. «Мы» позволяем себе такое очевидное замечание, потому что сейчас по рынку ходит некоторое количество предложений онлайн-игр, где участникам предлагают получать задания у чат-бота в Telegam, обсуждать все в Zoom, а ответы присылать ведущему в Skype…

«Мы» много думали об эргономичности нашего продукта, поэтому наша платформа: а) браузерная; б) оттестирована для любых устройств и браузеров; в) содержит все необходимые для игры компоненты. Видео-трансляция модератора, актёров, аватаров (о них чуть ниже), голосовые и текстовые чаты между участниками команды — и между разными командами, автоматизированная система подсчёта очков, таймер, интерактивная карта. А ещё примерно 15 различных типов заданий, помогающих участникам продвигаться по нелинейному сюжету игры, исследовать игровой мир и выстраивать коммуникации друг с другом.

А теперь — как это работает

Поскольку задачи у тимбилдинга бывают разные, мы разработали порядка 20 сценариев и всегда готовы разработать еще, исходя из задач Заказчика. Собственно, разработали мы их не вчера, и по большей части они уже обкатаны на наших офлайн-онлайн мероприятиях в предыдущие 3 года. Глобально эти сценарии укладываются в 2 механики.

Механика 1

«Мы» называем ее «Стратегия» — это по сути перенесенные в онлайн наши любимые кабинетные стратегические и информационные игры. То есть участники получают игровые вводные, общаются с актерами и игротехническими персонажами, обсуждают внутри команд полученную информацию и-и-и… например, распутывают дело о пропавшей из зоопарка панде, строят космическую станцию или объединяют инфраструктуру Берлина после падения стены.

Механика 2

Вторая механика предполагает больше драйва и адреналина (да, даже сидя дома в пижаме с чаем и котом). «Аватары» — это наши игротехники, снабженные оборудованием для трансляции и находящиеся физически на территории игры — в любом городе, в любой стране (но пока в пределах Земли). Они — «руки», «ноги» и «глаза» участников. В зависимости от выбранного игрового сценария, каждой команде нужно выполнить тот или иной набор задач, но выполняет их за команду аватар. Задачи разные — поисковые, логические, с аватарами интересно играть даже в привычные с детства «казаки-разбойники» или «захват флага». Просто не ваша команда перехватывает флаг у соперников, а вы командуете своему аватару «Пройди 300 метров прямо, потом поверни направо, подойди к аватару с цифрой «2» на куртке и забери флаг. Так. А теперь максимально быстро двигайся вот по этому маршруту…». При этом аватары не автономны, они не могут ничего делать без команды, они не ориентируются на улицах, они не могут прочитать название на вывеске.

Аватар может выходить из квест-комнаты, с его помощью можно знакомить участников, например, конференции с линией производства вашей продукции — или изучить инфраструктуру отеля, или пройти по маршруту интерактивной экскурсии. «Мы» всегда с радостью относимся к возможности вместе с заказчиками придумать новое использование существующих механик.

Как показывает практика, в онлайн можно перенести почти все, кроме тепла человеческих рук и крепких объятий, но пока мы все соблюдаем социальную дистанцию, становиться ближе и эффективнее можно и в цифровом формате. Пойдемте онлайн!

Присоединяйтесь к Event.ru
мулан 1 Stay Inspired: роскошный event-дизайн в стиле диснеевского фильма «Мулан» GGAL_324 Победители премии «Событие года-2019»: Открытие бутика Omega и празднование 50‑й годовщины миссии «Аполлон-11»
Stay Inspired: роскошный event-дизайн в стиле диснеевского фильма «Мулан» Победители премии «Событие года-2019»: Открытие бутика Omega и празднование 50‑й годовщины миссии «Аполлон-11»