С 12 января по 10 февраля 2024 года в Катаре прошел 18-ый Международный футбольный турнир AFC Asian Cup 2023. Стейдж-дизайн и контент для шоу церемонии открытия делала российская студия дизайна и мультимедиа Sila Sveta, на счету которой уже множество проектов для глобальных брендов и зарубежных артистов, в числе которых Audi, BMW, Samsung, Билли Айлиш, Дрейк и The Weeknd, а также шоу церемонии закрытия Чемпионата мира по футболу в 2022 году.
Александр Ус, креативный продюсер и сооснователь студии, и команда Sila Sveta, рассказали о том, как рождалась концепция шоу, о технической реализации проекта, сложностях, с которым пришлось столкнуться команде, и об особенностях работы с ближневосточными заказчиками.
Расскажите, та же ли это площадка и тот же заказчик, что на ЧМ по футболу? Как к вам пришел проект?
Это тоже FIFA, бывшие Supreme Committee от Катара, которые отвечали за открытие и закрытие Чемпионата мира по футболу. В этот раз мы не общались с заказчиком напрямую, потому что все проходило через Katara Studios — они были одним из главных подрядчиков, но, по моим ощущениям, FIFA не вмешивались в процесс так сильно, как на глобальном чемпионате, и у Katara здесь было больше свободы в работе. С их главным CEO и совладельцем Ахмедом и генеральным продюсером Махмудом мы хорошо сдружились как раз на закрытии чемпионата и на нескольких других проектах, связанных с FIFA, — они и пригласили нас сюда.
Я, кстати, спрашивал Ахмеда, почему из всего разнообразия он выбрал именно нас. И он сказал, что у нас есть cinematic touch — у многих контент похож: свет, лазеры, но у нас он очень артистический и душевный, чувствуется какое-то эмоциональное прикосновение.
Наше творчество его на химическом уровне как-то зацепило. Поэтому они к нам обратились, и практически за год до события.
Сначала мы делали стейдж-дизайн. Изначально у нашего клиента не было цельной концепции шоу, они обратились всего с одним скетчем — просто хотели, чтобы был экран и песок. Мы доработали эту идею и предложили поднять экраны из моря лепестков, чтобы символично отобразить просторы футбольной конфедерации от Ближнего до Дальнего Востока.
Я, кстати, как креативный продюсер сначала не особо поверил в идею, которую предложил наш креативный директор Артур, — она очень красивая, но зная все ограничения, которые связаны с тем, что на поле нельзя использовать тяжелые материалы, что мало времени на то, чтобы эти материалы и сцену собрать и разобрать, я не был уверен, что это осуществимо. Но Katara Studios и высшее руководство страны поверили — они решили, что это классно, и поэтому нашли выход, как сделать, чтобы на вынос всего были не традиционные 15 минут, а 28, и как это упростить до такой комбинации, чтобы все сработало.
Поэтому, если отвечать на вопрос, они пришли к нам после работы на закрытии ЧМ, после того, как они посмотрели наше портфолио, следили за нами, и поняли, что мы те самые люди, с которыми им комфортно работать. И я думаю, что на свой следующий проект они опять нас позовут.
У вас уже есть опыт работы с ближневосточными заказчиками и понимание их менталитета. Облегчило ли это как-то процесс коммуникации в этот раз?
Да, естественно. Мы делаем уже не первый, а, наверное, пятый проект, работали и в Катаре, и в Сауди.
Что можно сказать об особенностях? Они часто просят сделать что-то вперед. Показать, что тебе не все равно. И тут надо показать свой уровень креатива, и это их цепляет. Они очень хорошо образованы, большинство, особенно верхушка, в среднем английский знают гораздо лучше нас. Например, в нашей команде, к сожалению, далеко не все знают хорошо английский.
Им интересно работать с русскими потому, что они тоже находят сейчас самоидентичность и пытаются отойти от английского «гнета» — исторически сложилось так, что в энтертейнменте очень много английских, французских, итальянских команд. Большинство из них, безусловно, заслуженные люди, но они любят чарджить, выставлять счет за каждое лишнее действие. Что, в принципе, правильно. Они уважают свой труд. Но если ты хочешь пробиться в самом начале, то мы здесь более гибкие. И они это ценят, арабы, и поэтому предпочитают нас какому-нибудь европейскому продакшну в том числе.
Также у них есть свой менталитет с договорами и отправкой денег. Мои итальянские друзья сразу мне сказали — бери всегда 100% предоплату. 100% предоплата. Но в нашем случае 100% предоплату взять довольно сложно, потому что мы все-таки только выходим на этот рынок, самоутверждаемся, но что точно надо — подписывать договора, контракты, во что бы то ни стало и стараться работать хотя бы по 50% предоплате.
Расскажите о концепции шоу и ее формате?
Артур Кондрашенков, креативный директор:
Мы создали концепцию, в которой каждый элемент дизайна — это переплетение истории и культуры. В стейдж-дизайн церемонии были заложены определенные смыслы. По сюжету, которым занималась Katara Studios, главный герой, обычный человек, находит в пустыне зеркало, в котором видит все свои недостатки. Он не может с ними смириться, поэтому магические персонажи во главе с двумя шакалами Халила и Демна приходят ему на помощь. Зеркало здесь выступает символом отражения духовного мира, и в мюзикле этот мотив повторяется не один раз — например, экраны на сцене отсылали своей формой к зеркалам.
В самом сердце концепта была идея единства между Востоком и Азией. Дюны из песка символизировали арабский мир, а розовые лепестки — оммаж к магнолии и сакуре, азиатским символам. Ракушки с экранами были основным элементом дизайна. Выбор такой формы был неслучаен: мы использовали их как мост в прошлое, напоминающий о временах, когда добыча жемчуга была основным промыслом самого Катара. Шоу должно было выглядеть красиво не только с одной стороны трибун, а с любой точки на стадионе. Поэтому мы использовали пять экранов, которые позволили сделать обзор 360 градусов и соответствовали числу региональных федераций, входящих в AFC.
Для каждой из 24 участвующих в кубке национальных сборных был выбран талисман — животное, которое олицетворяет ту или иную страну. Эти образы оживили артисты, выступавшие в костюмах антропоморфных животных. Например, символом Катара стала саблерогая антилопа орикс, которая играет важную роль в местной экосистеме. Для Китая выбрали панду — они часто упоминаются в китайской литературе, искусстве и являются частью природного наследия страны. Символом Индонезии стал комодский дракон — вид самой крупной ящерицы на планете, которую в дикой природе можно увидеть только там. Костюмами мы не занимались, но наши интерпретации всех животных мы представили в контенте на экранах.
Как был реализован сетап и с какими сложностями пришлось столкнуться?
Магрифа Камиева, продюсер проекта:
Сначала мы работали с одной идеей. Мы исследовали арабскую идентичность, чтобы сделать концепцию более целостной, и на этом этапе предложили создать мобильную сцену в виде солнечных часов, которые как раз изобрели на Востоке, как и многие другие ранние инженерные вещи. Из этой сцены могли выходить артисты и участники шоу, словно в мюзикле.
О таком предложении нас не только не просили, но и внутри такой концепт вызвал разногласия. Сама идея была очень рискованной для привычного церемониального шоу и не соответствовала запросу клиента. Но наш креативный директор был в ней уверен и продюсер поддержала его. Тогда Katara Studios попросили совместить экран и часы в одной концепции, что подтолкнуло к изменению общей концепции шоу, и это должен был быть мюзикл по мотивам сборника легенд Kelileh & Demneh. Клиент был в восторге, но по своим причинам взял паузу в работе на месяц.
от LOFT HALL
на 1200 персон Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Эффективные
онлайн-события
«под ключ» Event.ru рекомендует - топовые артисты! Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Всё для онлайн/гибридных мероприятий Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла ПОДПИШИСЬ НА ТГ! Event.ru рекомендует - лучшие площадки!
Зато наш креативный директор не был в восторге от идеи совмещения и решил переработать уже согласованную композицию, так как стоял вопрос, что, хотя все компоненты шоу по отдельности интересны, как их объединить, чтобы это было красиво и гармонично? И тогда пришла идея с ракушками.
Долгое время основным промыслом Катара была добыча жемчуга — где жемчуг, там и ракушка. Артуру пришла идея ракушку вытянуть и покрыть металлом — это сделало бы ее вид футуристичным, похожим на космический корабль, что очень красиво контрастировало бы с природными мотивами дюн и лепестков. Он сделал аниматик, где полностью перепридумал сцену, и через месяц мы вернулись с совершенно новой идеей которая и была реализована в финальном варианте шоу. В ней была одна центральная большая сцена, барханы, лепестки и пять поднимающихся из них экранов-ракушек. Клиент впечатлился и решил, что под оригинальный сюжет легенды о Халиле и Демне напишут уникальный сценарий с интерпретациями.
Артур Кондрашенков, креативный директор:
Кроме концепции стейдж-дизайна для AFC Asian Cup 2023 в зоне нашей ответственности был еще и весь визуальный контент, который как раз и транслировался на экранах-ракушках, причем, он отличался от того, что происходило в этот момент на сцене, и играл метафорическую роль — мы не показывали нарратив в лоб, а раскрывали его параллельно, уже в абстрактной форме. Контент на экранах создал новое измерение для мюзикла, а не дублировал происходящее.
Уникальных решений здесь действительно много, про все аллегории и источники наших визуальных идей в одном ответе не рассказать, но, например, аватар протагониста присутствовал в каждой сцене. В начале своего пути это был «силуэт души», с которым происходили разные метаморфозы. К финалу он обрел материальность и стал неотличим от актера на сцене, а главный герой в контенте на 100% совпадал с реальным актером.
Также на шоу мы применили мэппинг, но он не был краеугольным элементом — сама технология выступала как дополнительный художественный свет. Изначально нам не хотелось использовать проекцию после опыта на закрытии FIFA World Cup 2022 — тогда она вышла не слишком удачной из-за окружающего освещения. Но когда итоговая концепция сцены уже была принята, техдирекция решила повесить проекторы и направить их на дюны, ну а мы согласились создать контент, который сделает декорации объемными. Кроме того, стыки дюн были сильно видны, поэтому дополнительной целью контента стало замаскировать их, и мы решили еще добавить анимацию движения света, чтобы сделать их более живыми. Отдельно здесь нужно отметить профессионализм наших партнеров по проекту Creative Technologies. Они отвечали за управление всем контентом на серверах Disguise и сами запросили у нас исходные 3D-модели дюн в дополнение к контенту. Прямо на площадке они пересобрали каждую деталь, чтобы текстура легла идеально.
Чтобы проекция отработала с учетом большого количества света на стадионе, CT создали освещенность дюн на уровне 900 люкс. Особенно приятно, что мы смогли найти общее видение с художником по свету Роландом Грейлом: обошлись без пересвечивания, а контровые засветки только добавляли контрастности на гранях дюн при съемке. Работая с проекцией, мы рассчитывали на худшее и не давали ей роль отдельного медиа — это же стадион и на таких площадках с проекцией обычно все идет не так. Но вышло превосходно.
Из сложностей — в первую очередь, были проблемы, вызванные тем, что сетап был очень нестандартный — огромные подъемные экраны, очень большая декорация сама по себе. Обычно в 99% случаев на таких мероприятиях это какие-то надувные конструкции, трансформируемые экраны или то, что можно вытащить на стадион через боковые карманы. Как говорится «pump in, pump out», поставил — убрал. Но здесь ситуация была нестандартная.
Это была выкройка из 260, по-моему, кусков, которую, по сути, собирали как лего. Плюс была нестандартная история с подъемом экрана, но здесь сработала команда Stage One — все было сделано очень круто, потому что, когда наступил чемпионат, вся конструкция и огромные экраны поднялись вверх и ушли за крышу.
С учетом всей этой очень сложной системы и большого количества декораций на самом деле даже полчаса на монтаж-демонтаж — очень маленькое время. Теперь у нас есть кейс, на который можно ссылаться, когда нам будут говорить, что 15 минут на такое — это максимум.
Кстати, мы думали, что с аватаром актера в контенте на экранах будет просто — сейчас существует столько технологий 3D-сканирования, но оказалось, что в Катаре не было подходящего человека, и нашим художникам пришлось создавать все вручную по фотографиям, но мы отлично справились.
Еще добавлю про опыт работы с Pixmob, которые делали светящиеся браслеты на арене. И если в основной своей массе браслеты — это просто мигание под музыку, то здесь ребята сделали сетап посложнее: они отсканировали все пиксели и получилось дать контент. И это очень сложная система как этот контент передавать. Не то, что они нам дали эту пиксельную карту и мы все отрулили, нет. Это были такие танцы с бубнами, но это была одна из новинок, которая мне очень понравилась. Первый раз я это увидел в таком массовом характере в Сочи, потом на Coldplay и всегда был вопрос — почему это не использовать как экран? И тут, наконец, мы это сделали.
Сколько по времени занял проект и какое послевкусие оставил? Что нового для себя удалось вынести, какие открытия для команды?
Проект занял довольно долгое время. На самом деле мы даже, может, через чур много на него потратили. Из-за этого прибыль сильно уменьшилась, потому что мы сильно увлеклись. Он был «очень заранее», длился почти год. Мы долго думали над ним, была очень хорошая проработка графики на экранах.
Но осталось послевкусие, что классно — мы уже берем под ключ настолько серьезные проекты: была креативная команда, которая предлагала технические решения, был наш сет-дизайн, мы пригласили художника по свету и плотно работали с ним. То есть это показатель, что мы совершенно спокойно можем «переварить» такой объем.
Каждый проект это как новая зарубка, на нашем «стволе» — наша команда притирается, получает опыт и в результате выходит слаженный механизм. В ивентах это вообще очень важно — когда все «шестеренки» очень крепко друг другу прижаты и знают, что ожидать друг от друга. Это был еще один мощный проект, который помог нам настроить этот механизм в очередной раз.
Что самого сложного было в проекте и есть ли привыкание к такого рода масштабу? Не скучно будет делать следующий, если там не будет стадионов и громких инфоповодов?
Это хороший вопрос, потому что я поймал себя на мысли, что ты действительно начинаешь привыкать к подобному объему. Это правда. Но одновременно у тебя наступает спокойствие с этим привыканием. И это хорошо. Потому что, когда ты переживаешь сильно, когда тебя этот масштаб подавляет, можно делать ошибки, и тебя уже возбуждает хотя бы то, что это просто происходит. А здесь ты двигаешься на шаг вперед: «Такой размер мы уже делали, что мы нового можем применить?»
По поводу скукоты — нет, не скучно, потому что большое стадионное шоу состоит из множества маленьких элементов и ты должен всегда работать широкими мазками. В маленьких проектах, типа клубной инсталляции, ты как раз уделяешь внимание деталям. А здесь эти детали больше, и ты можешь «гранулировать» проект и делать его более мелким и более интересным. Это как резка по дереву, когда ты увлекаешься маленькими штрихами — это тоже вполне заводит — и потом этот опыт используешь на больших стадионных шоу. Потому что, по сути, это все состоит из большого количества более маленьких проектов.
Можете поделиться своими планами на 2024? Чего хотелось бы и в каком направлении планируете смотреть и развиваться?
Сейчас у нас самый главный челлендж — открыть «Музей света» в конце 2024 года. Вообще мы смотрим в направлении постоянных инсталляций, помимо больших стадионных шоу и вообще шоу — это все равно остается, мы набиваем руку и любим это. Всегда приятно что-то сделать, уделить этому от года до нескольких месяцев — сделал, все произошло. А постоянные инсталляции — у них другой срок службы, срок производства, и ты должен закладывать на них вообще по два, по три года. Это, конечно, гораздо сложнее. Но фокус нашей компании именно на том, чтобы делать какие-то постоянные инсталляции, IP, интеллектуальную собственность — это наш капитал в будущем и задел, что так компания будет стоить дороже.
Поделиться