Креативный продюсер музыкальных спецпроектов MTC Live Анатолий Першин рассказал о трансформации фестивального рынка в условиях ограничений, о его тенденциях на ближайшее время и каналах для продвижения.
Как по-вашему изменился/трансформировался рынок фестивалей в 2022 году?
Ну хотелось бы начать с очевидного — в этом фестивальном году мы, к сожалению, увидим мало иностранных артистов. Лайн-апы заметно поредели, многие фестивали отменились, например, «Боль» и Park Live. Некоторые не решились даже выйти в анонс, как «Пикник Афиши». Такое положение дел актуально для любого масштаба фестивалей, будь то огромное мероприятие с проходимостью больше 15 тысяч человек, или же маленький эстетский фестиваль типа Fields или «ФОРМА». Но некоторые фестивали все же состоялись, например, «Дикая Мята» в этом году выросла до двух уикендов — мультижанрового «Дикая Мята. Green» и электронного «Дикая Мята. Violet».
Помимо отсутствия иностранных хедлайнеров, многие отечественные музыканты уехали из страны. Как большие — Земфира, Оксимирон, так и маленькие — Bicycles For Afghanistan, Увула, Sonic Death — разъехались, кто куда. Большинство артистов, вероятно, вернутся, однако уверенному планированию мероприятий это не помогает, скорее даже мешает. Так что ассортимент фестивалей в этом году — это различные комбинации из тех артистов, кто продолжает концертную деятельность в стране или готов дать гарантированные перспективы своего возвращения.
Какие тренды в фестивальной индустрии вы можете выделить на ближайшее время?
На мой взгляд, среди ближайших долгоиграющих трендов можно выделить следующие:
- нейтральные промоутеры будут собирать таких же нейтральных артистов: это станет своего рода «золотой серединой»;
- фестивали патриотической направленности составят треть рынка;
- будет много андерграунда — панк-фестивали, метал-фестивали, рэп-фестивали и любые другие жанровые и субкультурные мероприятия;
- отрасль начнет экспериментировать с комбинированием различных форм искусств — совмещать театр, выставки, кино и любые другие виды досуга с музыкой.
Мы тоже активно смотрим в эту сторону, в начале июня у нас прошла серия музыкальных перфомансов MTC Live Sessions в Мультимедиа Арт Музее, а в августе пройдет очередная серия Sessions, но уже в Музее Москвы.
Как обстоит ситуация с выступлением зарубежных артистов?
Массовых выступлений западных артистов в ближайшее время не будет. Думаю, возрастет интерес к нишевым фестивалям, как OUTLINE, например. К иранскому техно, этнике, и всевозможным около-духовным формациям из Азии. Но все эти форматы больше предназначены для искушенного слушателя и зрителя, сильной востребованности в азиатской и/или африканской эстраде вряд ли стоит ожидать — эстрада, все же, требует понятной на мировом уровни текстоцентричности.
Какие сейчас есть возможности для продвижения новых артистов?
Тут важно разделять, о каком «новом артисте» мы говорим. Если это артист с прицелом на эстраду и большие залы — здесь все стабильно. Ушла часть зарубежных сервисов, но есть VK, где исторически «живет» вся подростковая аудитория. Активно появляются аналоги ушедших с рынка платформ, в которые переходит аудитория. Если говорить о «жанровом артисте» (например, какой-то панк-коллектив или инди-рокеры) — то тоже фундаментально ничего не поменялось — им как было сложно, так и будет. Наша «Студия МТС Live» уже стала своего рода возможностью для молодых коллективов показать себя, а более известным коллективам — погреться в популярности. Другой наш проект — серия живых концертов МТС Live Sessions — в ближайшей перспективе станет этой же возможностью, для этого он и задумывался. Но вот какие-то определенные «инструменты» я бы выделять не стал — они вроде бы и подходят всем, а вроде бы и нет.
Как изменились поведенческие факторы аудитории при покупке билетов на фестивали?
Учитывая неоднородность оставшихся фестивалей, сложно выделить общий паттерн поведения при покупке. Какие-то мероприятия остались без главного хедлайнера, который должен был привлечь основные продажи, аудитория некоторых фестивалей из-за «ковидного» переноса сохранила критическую долю проданных билетов с прошлого года и в этом году продавать стало почти нечего.
Есть примеры, на которые нынешняя ситуация почти никак не повлияла, например, городские фестивали или фестивали электронной музыки.
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Event.ru рекомендует - топовые артисты! Эффективные
онлайн-события
«под ключ» Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Всё для онлайн/гибридных мероприятий Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла ПОДПИШИСЬ НА ТГ!
Какие новые каналы для продвижения вы используете в условиях ограничений?
Чаще всего мы используем два типа рекламных кампаний:
- работа с витриной билетного оператора (performance), где нам важен возврат инвестиций в размере не менее, чем сумма нашей комиссии за каждый проданный билет;
- рекламные кампании мероприятий с углубленной проработкой аудиторий (brandformance), где будут более низкие показатели по возврату инвестиций и где мы строим знание о предстоящем событии. Этот пункт наиболее ценен для работы с собственными событиями.
Что касается рекламы, то нашим ключевым преимуществом всегда была технология Big Data, которая позволяет нам работать практически с любым типом мероприятия. Поэтому уход рекламных инструментов Facebook и Google сказался на этом направлении не так критично, как ожидалось. Тем не менее, не могу отрицать, что в арсенале Facebook были возможности, которых нам будет не хватать.
Верите ли вы в онлайн-фестивали?
Лично я — нет. Если это иностранный фестиваль — большинство и так туда не ездили, а те, кто ездили — расстроились, но их мало. Отечественные онлайн-фестивали бессмысленны как из-за шлейфа от ковида и усталости от цифрового контента, так и в виду все той же ограниченности ассортимента.
Поделиться