Какие тенденции сегодня на рынке прокатного оборудования и чего не хватает отечественному техническому продакшену?

Об этом и многом другом узнаете из нашего интервью c Алексеем Алесковским — одним из опытнейших профессионалов event-индустрии, владельцем компании «Шоу Технолоджи», председателем правления Ассоциации Компаний по Техническому Обеспечению Мероприятий.


Алексей, добрый день! Как давно вы в бизнесе? Как поняли, что хотите заниматься именно технической организацией?

Добрый день! В бизнесе я с лета 1985 года. Только тогда это не был бизнес, да и был он другой. Началось все с того, что я пришел из армии и поступил в институт. Через год захотел подработать и получил приглашение от Сергея Лисовского (ныне сенатора, миллионера и так далее) поработать на дискотеке Сада им. Баумана. Сначала просто грузчиком, билетером и прочее подобное. Потом стал осваивать технику. В это время на нашей дискотеке иногда работал Сергей Минаев, группа Мистер Твистер, группа Зона Активности (ставшая потом Миражом) и прочее. Возили оборудование на комсомольские мероприятия. Году в 1987 начали гастрольную деятельность как Экспериментальный Центр Досуга «Рекорд» Бауманского района при райкоме ВЛКСМ. Об этом можно рассказывать до бесконечности, но это отдельная история. В 1989 году пригласили в Театр Песни А.Б. Пугачевой, где проработал до 1993 года. Еще несколько лет работал звукорежиссером у артистов, в прокатных компаниях. А потом со своим знакомым Сашей Стрижаком организовали компанию JSA, видимо, сейчас это называлось бы Продакшн компания. С Александром с первых дней мы вели бизнес, не смешивая деньги. Он покупал сценическое железо, я — звук. В 1998 году мы разошлись, но без всякой ругани и скандалов. Я и сейчас считаю его своим приятелем, правда, очень давно не говорили. Так что не могу сказать, что захотел заниматься технической организацией. Так сложилась жизнь, нужно было зарабатывать на семью, на себя.

Расскажите про ваш лучший проект, опыт, которым вы гордитесь.

Наверное, нет одного «самого любимого» проекта. Многие проекты сейчас смотрятся простыми. Но они были первыми, и мы были первыми или одними из первых. Одной из первых сложных работ был день города Санкт Петербурга на Заячьем острове в мае 1997 года. Даже сегодня это была бы непростая история, а тогда… Зато к 850-летию Москвы мы подошли с огромным набором знаний и умений, а ведь мы тогда сделали и Жан Мишель Жарра, и еще кучу проектов одновременно. Я мало принимал участие в проекте Жарра, я вел все остальные проекты — еще как минимум 4 у нас было в этот день.

Самый объемный проект — несколько лет я был техническим партнером Арт Пикчерс по мероприятиям для ЮКОСа — это когда мы делали 18 концертов по всей стране одновременно, от Москвы до Ангарска.

Также я длительное время работал техническим директором на первых концертах западных звезд в Москве и России. В том числе — Пласидо Доминго, Хосе Каррерос, Pet Shop Boys, Хулио Иглесиас и многие другие. А однажды мне позвонили и попросили найти 12 человек звуковиков для работы на концерте Rolling Stones в 1998 году. Причем позвонили за сутки до концерта.

Горжусь же я опытом работы с потрясающими людьми, профессионалами как российскими, советскими, так и зарубежными. Эстрадными режиссерами, звукорежиссерами, звуковиками, световиками, администраторами, организаторами… Спасибо всем им, что я стал таким, какой есть.

Самый технически сложный кейс, над которым вам пришлось работать.

Все было сложно в первый раз. Работа с большими симфоническими оркестрами, работа со звездами. Наверное. Сложно было не технически, а больше психологически. Придумывать что-то новое, выкручиваться в рамках малого бюджета.

Какие тенденции сегодня на рынке прокатного оборудования?

Мне кажется, что идет углубление специализации, разделение компаний по задачам. Также, на мой взгляд, все большее значение принимает квалификация персонала, а не наличие оборудования. Сейчас практически любое большое мероприятие закрывается оборудованием из нескольких компаний. Кроме того, растет роль компаний «сухой аренды» (термин, обозначающий компании, которые не делают мероприятия сами, а только сдают оборудование в аренду прокатным компаниям). Также считаю, что большее внимание уделяется эффектам. Собственно, звуком практически невозможно удивить, светом тяжеловато, а вот, скажем, шоу дронов, даже при небольшом бюджете, можно сильно удивить заказчика.

Какие фишки уже не в тренде, от чего вы отговорите своего клиента?

Да в принципе, использовать можно все, можно сделать ретро вечеринку с использованием устаревшего оборудования, некоторые световые компании даже выпускают приборы «под винтаж».

Вы являетесь председателем Ассоциации компаний по Техническому Обеспечению Мероприятий. Расскажите, пожалуйста, как и для чего появилась АКТОМ.

Это достаточно длинная история… Думаю, как-нибудь отдельно.

Чего не хватает отечественному техническому продакшену?

В большинстве случаев — грамотного заказчика. А также — информации о состоянии рынка в стране. Ребята в основном у нас технически грамотные, даже иностранные коллеги хвалили. Не хватает также понимания, что работа компании — это не только техника, но и маркетинг, менеджмент, финансы и так далее.

Часто между подрядчиком и организатором возникает недопонимание, во многом из-за недостаточной подкованности последнего в тонкостях тех или иных технических моментов. Что обычно делаете в подобных ситуациях?

Долго и упорно пытаюсь объяснить…

Какие вещи чаще всего приходится разъяснять клиенту?

Чаще всего — вопросы времени, что нельзя одновременно строить сцену, монтировать на ней декорации и отстраивать свет на эти декорации. Вообще. Мне везет последние годы — у меня или очень грамотные клиенты или те, которые мне доверяют и не лезут в мелочи.

Для организатора выбор подрядчика по аренде оборудования может стать непростой задачей. Как определить уровень профессионализма кандидата и сделать правильный выбор?

Это практически невозможно. Может быть очень профессиональная компания, у нее много наград и прочего, а потом поменялись технические работники и всё… Проще всего — обращайтесь к членам АКТОМ (самореклама!). Ну или Правление АКТОМ может подсказать. Самое главное — понять, какого уровня команда вам нужна. Не пытайтесь на свадьбу среднего уровня с кавер группой нанять тех, кто делал концерты мировых звезд. Не бывает компаний, которые сегодня работают за пять миллионов, а завтра — за 30 тысяч. У Роолс Ройсов и Киа задачи разные. Но они эти задачи выполняют.

Назовите топ-5 вопросов, которые организатору стоит задать потенциальному техническому подрядчику?

Ну что вы, чуда не бывает — нет таких простых решений. Тем более, что для разных компаний, менеджеров, организаторов будут удобны разные подрядчики. Это практически как найти себе жену. Если вы ищете себе партнера на длительное время, то, наверное, вам стоит попробовать играть с ним более открыто — вот помещение, вот задачи, вот бюджет — какие решения ты предложишь? Для меня главное — когда партнер пробует несколько вариантов, даже пусть спорит и не соглашается, но в итоге может получиться очень интересный проект. Главное — не оценивайте профессионализм по количеству оборудования в собственности. Купить тысячи колонок или фонарей — не надо ума. Надо только деньги. И еще — надо, чтобы вы понимали задачи и потребности вашего подрядчика, а он — ваши, иначе будет разговор на разных языках.

Присоединяйтесь к Event.ru
дети-эвенторы 10 признаков того, что ваш ребенок прирожденный event-менеджер Банкетный зал_2 «Живой» декор в живом примере Shakirova Studio: Мобильные элементы в event-дизайне
10 признаков того, что ваш ребенок прирожденный event-менеджер «Живой» декор в живом примере Shakirova Studio: Мобильные элементы в event-дизайне