Успешное мероприятие для современной искушенной публики всегда связано с каким-то очевидным эффектным ходом, будь то нетривиальная концепция, яркое визуальное шоу или занимательные активности. При этом зачастую ряд менее заметных составляющих проекта остается будто бы за кадром, хотя малейший промах в этих сферах может привести к настоящему провалу. Музыкальное оформление вечера — как раз из таких.
Центральной «фишкой» мероприятия может стать что угодно — от инновационной технологической «примочки» до оригинальной декорации. Бывает, что и музыка ложится в основу мероприятия, но при этом действительно «музыкальных кейсов» не так много (если не считать поднадоевшие «дискотеки» 80-х, 90-х, 2000-х…). «Музыка может служить основой концепции, — рассказывает Татьяна Спурнова, владелец и генеральный директор группы компаний MaxMedium/Ready-to-Go. — Например, мы делали новогодний проект для одного из наших Клиентов в Hard Rock Cafe в формате «Высшая школа рок-н-ролла». Или, например, день компании в формате музыкального фестиваля».
В качестве других примеров, где музыка легла в основу концепции, управляющий партнер компании We Can Group Владимир Прошко приводит «презентацию нового альбома или клипа какого-то артиста, когда под эту историю создается определенный антураж».
Но это, скорее, исключения. В основной же своей массе музыкальное оформление играет вспомогательную роль: это и звук в деловой части (микрофоны, отбивки, трансляция в удаленные зоны площадки), это и фоновая музыка, выполнение технических райдеров выступающих артистов. Звуковое обеспечение — один из инструментов создания качественного проекта. В случае, когда все действительно тонко подобрано и слаженно, Клиент получает симпатичную музыкальную шкатулку, которая неприметно стоит на комоде и радует слух. Но при неверном подборе музыки, неуместном ее использовании, плохом качестве и неумелой манипуляции громкостью милая музыкальная шкатулка превращается в настоящий ящик Пандоры, несущий беды и хаос.
«Люди всегда все видят и замечают. Сцена, декорации, артисты, свет, кейтеринг, кухня — вы можете сделать все по высшему разряду, но фоновая музыка, звучащая еле слышно из колонок, может либо все испортить, либо подарить незабываемые ощущения», — уверяет диджей, продюсер, владелец звукозаписывающего лейбла Electrica Records Иван Рудык.
Почему же так происходит? Одну из версий предлагает Владимир Прошко:
«Все мероприятия, по моему опыту, воспринимаются гостями тремя органами чувств: слух, зрение и вкус. Все три чувства должны быть задействованы, только тогда получится настоящее событие! Поставить какой-то из них на первое место нельзя, и пусть музыка не самая главная составляющая мероприятия, она очень важна».
А точнее, важна не сама музыка и приглашенные артисты как данность, а важно умение работать со звуком, важен талант максимально эффективно использовать этот сложный творческий инструмент.
Как по нотам
«Музыка имеет колоссальное воздействие на человеческую психику и поведенческие реакции, — утверждает Сергей Князев, владелец и генеральный продюсер event-холдинга «КнязевЪ». — Она может взволновать или утешить, расположить на лирический лад или подтолкнуть к динамике. Умелое заполнение любого события музыкальным контентом позволяет направить его участников по заранее спланированной эмоциональной траектории. Допустим, перед церемонией вручения корпоративных наград можно добиться внутреннего торжества и даже пафоса не только у тех, кого будут награждать, но и у зрителей. Или, например, перед встречей Нового года на корпоративном празднике, происходящем за несколько дней до календарного Нового года, можно с помощью правильно подобранной музыки добиться эффекта полнейшей иллюзии, что вот именно сейчас и произойдет чудесный переход из прошлого года в новый».
Разумеется, эмоциональная настройка на нужную тональность — основная функция музыки на мероприятиях. Но есть и дополнительные интересные варианты ее использования.
«Воздействие музыки на любого человека неоспоримо. Но, помимо всем известных способов ее применения (chillout в welcome-зоне, нечто более динамичное по ходу праздника, постепенное увеличение звука для «повышения градуса» мероприятия, подбор соответствующих случаю и формату композиций и т.п.), есть и ряд дополнительных «фишек», которые могут удивить и порадовать: это, например, музыкальные бары или специальная музыка в зоне парковки, которая уже на входе окунает в праздничную атмосферу, задает тематику праздника. Также музыка может способствовать организационной составляющей, помогать следовать сценарию: смена музыки может призвать гостей в новый зал, по определенным мелодиям аудитории можно дать понять, что вечер завершен, и так далее», — делится Владимир Прошко.
«К сожалению, в нашей работе постепенно глаз, вкус и слух замыливаются, мы часто довольно стандартно подходим к подбору музыкального сопровождения вечера, подбирая фон для коктейлей, фанфары для награждений и тому подобное, — сетует Андрей Шешенин, генеральный директор HD Event. — Это особенно обидно, если иметь в виду, что музыка бывает очень драматургической, то есть ее внутреннее развитие предполагает определенное действо, призыв к чему-либо. Я, например, очень люблю музыку из кино, поскольку она пишется под конкретный сюжет, конкретные острые ситуации, и это очень удобно использовать на мероприятиях для развития сюжета уже самого праздника благодаря ассоциациям с конкретными фильмами или просто из-за внутренней динамики произведения».
«Про корпоративные музыкальные предпочтения скажу следующее: эмоциональное наполнение мероприятий зависит от корпоративных ценностей. Не написанных бренд-менеджером, а настоящих, сложившихся, — объясняет диджей c 20-летним опытом работы Денис MadDan Вакарюк. — На внутрикорпоративных праздниках мне бы хотелось всегда слышать музыку искренности — высокой культуры, взаимного уважения и стремления к совершенству. А какая она конкретно? Это каждый решает индивидуально. Хотя, конечно, в одной компании людей музыка должна быть общей, объединяющей. Если такой вообще нет — вы не компания. По сути, в работе над корпоративными проектами я не получаю заказы на музыку, я получаю заказ на желаемый заказчиком или режиссером вектор настроения, который реализую, исходя из своего уровня восприятия происходящего».
Кто в музыке «хозяин»
«Парадоксальным моментом в работе с музыкой на мероприятии является то, что все знают теорию, — продолжает Андрей Шешенин, — все, как правило, справляются с избеганием технических накладок, но при этом именно музыка остается одним из самых сложных инструментов в работе организатора, поскольку стандартные методы ее использования шаблонны, а выдающихся специалистов, которые могут предложить нечто новое, тонко чувствующих музыкальный фон мероприятия, практически нет».
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором NEW: Дворец Культуры
от LOFT HALL
на 1200 персон Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Event.ru рекомендует - топовые артисты! Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России Эффективные
онлайн-события
«под ключ» Omega Rooftop —
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Event.ru рекомендует - креативные event-агентства Всё для онлайн/гибридных мероприятий Event.ru рекомендует - надежные подрядчики!
Это подтверждает и Денис Вакарюк: «Музыка — важнейшая эмоциональная составляющая мероприятия. Именно с помощью музыки можно наиболее точно настроить всех участников на один лад, создать необходимую эмоцию, менять ее, фактически жонглируя разными психоэмоциональными фазами участников. Поэтому подбором музыки для мероприятия должен заниматься тот, кто генерирует его эмоциональную составляющую. Этот человек с огромной фонотекой в голове прежде всего должен тонко чувствовать музыку, понимать ее настроение. К сожалению, сейчас в российском event не так много музыкальных редакторов высокого класса. Ведь грамотный специалист в этой области — это не только меломан и звукорежиссер, а прежде всего эмпат, постоянно развивающий свое восприятие, стремящийся тонко понимать природу людей и явлений, разносторонний и много знающий. Ведь, как говорил мой мастер (преподаватель шоу-режиссуры в Институте современного искусства, лауреат Ленинской премии, профессор Евгений Владиславович Вандалковский): «Больше знаешь — тоньше чувствуешь». Зачастую на мероприятиях приходится менять музыкальный вектор, так как полностью просчитать настроение аудитории достаточно сложно. И хороший музыкальный редактор отличается от «обезьянки за пультом» тем, что сможет почувствовать это и, не меняя стилистики мероприятия, приведет людей в нужную эмоцию».
В итоге музыкой занимается несколько человек, что во многом оправдано организационно, поскольку каждый специалист решает конкретную задачу, на чем акцентирует внимание Сергей Князев: «Занимаются подбором музыки, как правило, два или три специалиста: сценарист (он видит, в каком эпизоде программы какая музыка должна звучать), режиссер (он видит, какими музыкальными треками или эффектами можно связать те или иные эпизоды/номера программы), диджей (он в режиме реального времени видит, какая музыка должна звучать в тот или иной момент, чтобы быть в унисон с происходящим в зале или на сцене)».
Профессионализм отвечающего за музыку человека может в буквальном смысле спасти организаторов от недовольства Клиентов. Андрей Шешенин приводит в пример 24-часовое мероприятие в честь юбилея БАМа, которое просто не выдержало бы этот утомительный нон-стоп без заветных 500 композиций, которые подготовил четко по теме события «на всякий случай» сведущий звукорежиссер.
О вкусах не спорят…
Соответствие определенному стилю и направлению в последнее время становится все актуальнее. К счастью остались в прошлом времена однотипных посиделок с народными застольными и «цыганочкой с выходом». Конечно, сложно за один вечер привить любителю шансона любовь к босанова, как отмечает Иван Рудык, но определенное развитие музыкального вкуса и использования этого инструмента на проектах наблюдается все чаще:
«Есть формат мероприятия — и есть музыка, соответствующая этому формату. Это как фильм, как спектакль: нет ничего вне концепции. Рынок мероприятий развивается, и если раньше меня часто приглашали, потому что просто нужен был известный диджей, то сейчас все больше запросов именно из-за музыки, которую я играю. В прошлом было много мероприятий из серии «А теперь дискотека!», а сегодня мои выступления — это показы, открытия шоу-рум, презентации новых проектов и представление чего то-нового на рынке. В какой-то момент я вообще отказывался играть там, где мне нужно было выступить в качестве основного артиста и превратить праздник в вечеринку, где никто не уходит с танцпола. А сегодня соглашаюсь — и испытываю большое удовольствие, так как формат мероприятий изменился: и после сета я бонусом получаю очередь из желающих узнать, что это за музыка и где ее можно послушать или скачать.
Сегодня все запросы на выступления вполне конкретные. Наверное, организаторы стали больше разбираться в музыке. Когда тебе говорят: «Мы хотим NuDisco & Chill Out, который вы играли там-то там-то», я понимаю, что заказчик — профессионал».
Птицы певчие
Как видим, отношение к музыке, к приглашенным диджеям и их задачам существенно поменялось. Но как обстоит дело со звездами? Возможно, они ушли на второй план? Конечно же, нет. Артисты всегда одна из ключевых позиций в бюджете. И головная боль агентства.
Говоря о работе с артистами, Татьяна Спурнова отмечает одну проблему психологического толка: «Артист должен работать, но, к сожалению, современная поп-культура создала профессию «звезда». Мы стараемся не работать со звездами, наша задача — в любой сфере найти профессионала. Профессиональный артист отдается на сцене, он вызывает эмоции, он заряжает энергией и получает энергию зала взамен. Это важно для успеха любого мероприятия».
Тем не менее, как отмечает Владимир Прошко, опыт работы позволяет сводить к минимуму всевозможные сложности взаимодействия тройки «Клиент/агентство/артист»:
«Я не вижу никаких сложностей ни в том, чтобы напрямую взаимодействовать с артистами, ни в том, чтобы это делал Клиент. На практике Клиент взаимодействует с артистом с точки зрения цены и даты, а затем в любом случае передает все на контроль агентства — и мы уже курируем весь процесс, то есть соблюдаем выполнение технического и бытового райдера, встречаем, провожаем и т.п. У меня никогда не возникало сложностей, за исключением одного раза, когда артист не приехал по своим личным причинам. Как правило, с такими артистами мы больше не работаем: нет надежности. Мы стараемся работать с проверенными группами. Когда находишь в Интернете кавер-группу, состоящую из десяти человек, за 30 000 рублей, надо понимать: не просто так у них такая цена, на сцене они будут ей соответствовать. Результат — гости недовольны и разочарованы во всем мероприятии, хотя другие зоны могут быть подготовлены идеально».
При этом важно понимать, что в техническом плане работа по организации музыкального сопровождения мероприятия без артиста, с артистом, с несколькими артистами слегка отличается. Разумеется, это всегда привоз и установка оборудования, всегда саундчек, всегда постоянный контроль, но включение нескольких звезд в программу влияет на подготовку и монтаж мероприятия.
«У каждого артиста свой технический райдер. Существует много мелочей, которые нужно соблюдать. Для некоторых артистов нужна сцена определенного размера, для кого-то нужны барабаны определенной фирмы. Была ситуация, когда на одном частном мероприятии у нас выступали Сил, Лайонел Ричи и Алиша Киз, между которыми нужно было менять бэклайн полностью, под ноль! То есть нам надо было бэклайн одного артиста увозить на фурках в дополнительную специально построенную часть сцены налево, другого привозить с правой части (также дополнительно выстроенной), и еще делать это так, чтобы гости, находящиеся в зале, не заметили больших пауз. У нас смена оборудования в данном случае занимала не больше десяти минут! Хотя обычно даже простая перекоммутация без увоза оборудования занимает свыше этого времени», — делиться опытом Владимир Прошко.
Есть также ряд нюансов в случае приглашения иностранной звезды. Как рассказывает Андрей Шешенин, зарубежные специалисты работают более дотошно: «Если отечественному исполнителю или его директору ты в силу личных связей можешь просто позвонить и достичь принципиальной договоренности, если у многих наших исполнителей есть даже официальный прайс в Интернете, то западным звездам и их представителям ты обязан сделать так называемое предложение (offer) с официальной и подробной информацией по мероприятию, точным указанием даты и цены (которую заказчик выставляет сам, что примечательно). На это предложение они либо соглашаются, либо нет. Причем бывали случаи, когда отказывали именно по причине цены, но пересмотреть (как у нас это бывает — поторговаться) вариант уже не рассматривался. И в этом смысле работа через проверенное западное агентство предпочтительнее».
А вокруг тишина
Если на заре специальных мероприятий — как частных, так и корпоративных, и маркетинговых — сложно было представить себе что-то важнее приглашенной звезды, то сегодня эта тенденция уходит на второй план. И все же без звука и музыки организовать мероприятие почти невозможно (или очень сложно).
«Музыка имеет значение на любом мероприятии, включая сугубо деловое или протокольное, — считает Сергей Князев. — Представьте, сколь скучны конференция или семинар, если ни в зале, где звучат доклады спикеров, ни на перерывах во время кофе-брейков, нет умно и деликатно подобранных музыкальных отбивок или музыкального фона. Не только деловое мероприятие без музыки пройдет более пресно и сонно, но и КПД этого мероприятия будет много ниже, чем у того, которое сопровождает грамотный музыкальный фон. Из последних трендов можно отметить, что даже на протокольных мероприятиях, как, например, заседание акционеров крупных корпораций или совещание министерских чиновников, теперь все чаще звучат музыкальные отбивки во время объявления спикеров и в финальной части их выступлений, буквально на последней фразе. Чего уж говорить про музыкальную составляющую на любом корпоративном празднике?!»
Можно даже постулировать нечто вроде No Music No Event, ведь тишину на мероприятии можно услышать только в двух случаях — в качестве концептуального хода и по причине технической накладки (причем первый вариант более вероятен).
«Отсутствие музыки — это как ужин в темноте, обостряются все чувства, — делится опытом Татьяна Спурнова. — Тишина уместна лишь тогда, когда нужно сосредоточить внимание на чем-то важном: можно уйти в тишину, чтобы акцентировать значимость конкретного момента в сценарии, можно отказаться от музыки на ужине на небольшое количество гостей с авторской кухней, когда любые отвлечения, в том числе и на музыку, — лишние. Но в остальном музыка нужна и важна».
И с ней соглашается Денис Вакарюк: «Использование музыки как выразительного средства часто зависит от формата мероприятия, ведь разные виды event диктуют разную активность в использовании музыки. И кстати, если мыслить глобально, тишина — это тоже выразительное средство, определенный звуковой настрой, означающий то, что сосредоточить внимание необходимо на другом источнике звука, например на докладе выступающего. Есть формы мероприятий, на которых использование музыки вообще не подразумевается. Представьте недавнюю встречу известных нам глав государств в Милане. Что там должно было звучать? Верно. Только голоса (разума)».
«Что касается технических сложностей с музыкой, то одна из самых трудно решаемых на месте проблем связана, по сути, даже не со звуком, а с электропитанием мероприятия, — отмечает Андрей Шешенин. — Только в случае, если сломался генератор и нет запасного, нельзя оперативно исправить ситуацию с музыкальным и звуковым сопровождением. Да вам будет и не до этого с сидящими в темноте гостями. В остальных ситуациях и менеджер всегда страхуется на случай неполадок тех же микрофонов, и звукооператоры всесторонне готовы помогать».
А раз с технической стороной вопроса все обстоит так хорошо, то можно надеяться, что никому из нас не доведется высиживать унылые мероприятия, погруженные в полную тишину, потому что это противоречит чувству прекрасного не только любого event-менеджера, но и каждого гостя.
Поделиться