Глобальная вспышка коронавируса, объявленная 30 января 2020 года Всемирной организацией здравоохранения международной чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, привела также к последствиям в сфере договорных отношений, и event-индустрия не стала исключением. Частные компании и компании с гос.участием стали откладывать проведение своих корпоративных и маркетинговых мероприятий на неопределенный срок.
Мы получили комментарий от Татьяны Петровской, партнера компании «Event-Юристы» по поводу того, как действовать при таких обстоятельствах организаторам мероприятий, можно ли рассматривать коронавирус как форс-мажорное обстоятельство и к каким правовым последствиям это приведет.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Итак, форс-мажор или обстоятельство непреодолимой силы — это чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство, то есть наступление обстоятельства не является обычным в конкретных условиях и это ситуация, когда невозможно избежать его наступления или последствий.
Закон не содержит прямого указания на конкретные обстоятельства, которые можно отнести к форс-мажору. Но исходя из указанных выше признаков (чрезвычайность и непредотвратимость) вспышку новой коронавирусной инфекции возможно признать обстоятельством непреодолимой силы и применить последствия, предусмотренные статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом сторонам договора обязательно необходимо доказать наличие обстоятельства непреодолимой силы. Таким доказательством может служить Акт уполномоченного государственного (муниципального) органа/торгово-промышленной палаты, в частности, Указы Мэра Москвы № 12-УМ от 05.03.2020 «О введении режима повышенной готовности», № 17-УМ от 10.03.2020 «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» также могут рассмтриваться как доказательство наличия обстоятельства непреодолимой силы.
При заключении договора также возможно предусмотреть конкретные события, которые стороны относят к обстоятельствам непреодолимой силы.
Например, стороны могут определить следующие условие в Договоре: «Стороны пришли к соглашению о том, что случай введения органами государственной и муниципальной власти в связи с угрозой распространения в городе Москве и/или Московской области, на всей территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) запрета на проведение на территории города Москвы и/или Московской области, на всей территории Российской Федерации спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, к которым относится мероприятие, организацию и проведение которого в соответствии с настоящим Договором осуществляет Исполнитель по заказу Заказчика, рассматривается сторонами Договора как обстоятельство непреодолимой силы в том смысле как это определено в п.3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.».
В настоящее время Торгово-промышленная палата признает ситуацию с коронавирусом форс-мажором в случаях поставки из Китая в Россию.
Объявление форс-мажорных обстоятельств может позволить стороне договора избежать ответственности за неисполнение. Коронавирус формально отвечает требованиям обстоятельств непреодолимой силы, но любая компания, прибегающая к форс-мажорным обстоятельствам, должна доказать, что в результате вспышки их контрактные обязанности фактически невозможно выполнить. Ситуация с коронавирусом сложилась не по вине участников договора. Данная ситуация не могла быть запланирована, либо предусмотрена. В результате ситуации один или оба участника договорных отношений не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, возникают убытки у противоположной или обеих сторон. Соответственно, со стороны, которая не смогла выполнить обязательства, снимается ответственность. Сторона договора, которая не выполнила взятые на себя обязательства, обязана доказать в ходе судебного процесса, что те или иные события действительно воспрепятствовали выполнению условий договора, и что последствия действительно невозможно было предотвратить.
При наличии спора между сторонами о факте наличия/ отсутствия обстоятельства непреодолимой силы в каждом конкретном случае решать вопрос о признании ситуации форс-мажорной или нет будет суд по своему усмотрению, учитывая всю доказательную базу (в том числе наличие актов Торгово-промышленной палаты РФ, Правительства РФ, Роспотребнадзора и так далее).
панорамная
площадка-трансформер
с видом на Кремль Всё для онлайн/гибридных мероприятий Мультимедийное сопровождение мероприятий полного цикла Еvent-агентство Вместе -
более 1500 проектов
по всей России LOFT HALL:
5 топовых локаций
в черте города.
От 30 до 3000 гостей Event.ru рекомендует - лучшие площадки! Bounce — современное
клубное пространство
на Белорусской
с большим двором Event.ru рекомендует - топовые артисты! ПОДПИШИСЬ НА ТГ! Event.ru рекомендует - надежные подрядчики! Эффективные
онлайн-события
«под ключ»
Выводы:
Глобальная вспышка коронавируса может быть формально рассмотрена как форс-мажор (обстоятельство непреодолимой силы).
Сторона Договора, неисполнившая обязательство вследствие обстоятельства непреодолимой силы должна уведомить вторую сторону договора о наличии такого обстоятельства.
В случае спора между сторонами о наличии или отсутствии обстоятельства непреодолимой силы этот вопрос подлежит рассмотрению в судебном порядке. При этом сторона, которая ссылается на неисполнение обязательств по договору по причине возникновения обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) должна доказать в суде, во-первых, факт наличия обстоятельства непреодолимой силы, во-вторых, невозможность исполнить обязательство из-за обстоятельства непреодолимой силы.
На текущий момент, если говорить именно о ситуации в нашей стране — коронавирус как обстоятельство непреодолимой силы, действующее на территории Российской Федерации, официально не признается. Следовательно, при отмене мероприятия заказчиком возникают следующие последствия:
Согласно ст. 782 ГК РФ по договору оказания услуг заказчик обязан компенсировать исполнителю фактически понесенные расходы (документально подтвержденные).
При отсутствии согласия сторон на компенсацию фактически понесенных расходов, исполнитель вправе обратиться в суд за возмещением убытков (фактически понесенных расходов), и предметом спора будет разрешаться вопрос о признании ситуации форс-мажором или нет. Сейчас пока нет судебной практики, связанной с ситуацией в мире, поэтому судить о том, как суды будут расценивать данный вирус через полгода — крайне сложно.
В случае, если сторонами договора было согласовано условие о плате за отказ от договора (ст.310 ГК РФ), заказчик обязан оплатить плату за отказ от договора исполнителю.
При намерении все-таки применить последствия действия обстоятельств непреодолимой силы потерпевшей от таких обстоятельств стороне договора придется доказывать наличие форс-мажора и причинно-следственную связь между форс-мажорным обстоятельством (коронавирус на территории РФ) и неисполнением договорных обязательств, первоначально своему контрагенту, а затем суду.
Поделиться