20 ноября в городе Эль-Хаур в Катаре состоялась яркая и зрелищная церемония открытия Чемпионата мира по футболу 2022.

Стадион «Аль-Байт», похожий на огромный бедуинский шатер и символизирующий дом и гостеприимство, стал площадкой для впечатляющего шоу, которое продлилось около 30 минут и по своей торжественности напоминало открытие Олимпийских игр.

Парад талисманов предыдущих чемпионатов, красивые танцы и необычные постановки со световым реквизитом, ведущий Морган Фримен и его гость — паралимпийский спортсмен Ганим Аль-Муфта, выступление известного k-pop айдола Чон Джонгука с катарским певцом Фахадом Аль-Кубаиси, приветственное слово эмира Катара — все это в сопровождении фейерверков, лазерного шоу и зрелищных световых спецэффектов.

В общей сложности над организацией церемонии работало около 900 человек, начиная с хореографов и постановщиков, заканчивая режиссерами по свету и звуку.

Креативный директор мероприятия, Марко Балич, поделился, что работал над созданием сценария около полугода, а потом еще год трудился над самим проектом.

Одна из идей этого шоу – объединить людей вне зависимости от культурных, национальных и других отличий.

Артём Небылицын, директор «Студия Визуальных Решений»

Нужно понимать, что это, конечно, не церемония открытия Олимпийских игр. Это все-таки Чемпионат мира по футболу. Да, это серьезное международное событие, но классом, скажем так, по узнаваемости, привлекательности и бюджету это событие уступает, как правило, Олимпийским играм — сама церемония была более компактная, более динамичная, чем обычно делают. В чистом виде она шла 20 минут с небольшим — то есть не так долго, как, например, церемония Олимпийских игр, которая проходила в Сочи. Это первый момент.

Второе — какие технологии были: это 3d-мэппинг (видеопроекция на футбольное поле); подъемные светодиодные экраны, 3 штуки — 2 плоских и 1 центральный, в форме квадрата, которые периодически поднимались, опускались и в конце церемонии образовали сцену, на которой была финальная песня; это управляемые светодиодные трубки и лазеры.

Меня удивило, что из свежих технологий не было голографических экранов, не было дронов, не было каких-то управляемых дирижаблей и так далее.

Церемония понравилась своей простотой, стильностью, контент был не слишком вычурный, но приятный, «смотрибелный», не мешающий наблюдать основное действие. Были хорошие костюмы у танцоров, приятная спокойная хореография, все смотрелось органично, достойно, без лишних эмоций, лишних действий, не вызывало раздражения — это было интересно. Была такая определенная аутентичность: мы понимаем, что это церемония в арабской стране – восток дело тонкое. Конечно, в этом плане такие церемонии отличаются от проводимых в Штатах или в Европе.

Мне понравилось, как перед началом церемонии организаторы быстро закрыли футбольное поле защитными светлыми панелями. Это заняло у них порядка 2,5 минут: пока телезрители смотрели ролик, в это время в темноте все закрыли. И это достаточно оперативно, потому что площадь поля более 7 000 квадратных метров — это не просто так. Это было сделано аккуратно, незаметно. Это круто.

Также мне понравилось решение с подъемными сценами. Если вначале было не совсем понятно, зачем двигаются две светодиодных полоски вверх-вниз, то потом к ним добавилась центральная квадратная часть и вместе они уже организовали более приемлемый объем поверхности, на котором можно было отображать контент. И в конце, когда корейский поп-певец исполнял песню, там красиво работали лазеры, установленные на передней стеклянной части пола. На этой сцене располагалось 8 лазерных установок, которые дали очень необычный, оригинальный эффект. Это решение незаезженное, и, скажем так, ноу-хау. Смотрелось стильно и очень интересно.

В конце церемонии открытия я ожидал увидеть грандиозное шоу дронов на 10, 15, 20 тысяч, но ничего не было. Удивился, потому как в арабском мире такие вещи любят. Но организаторы решили, видимо, выдержать стилистику и утонченность этой церемонии, не пытаться «давить» ее технологиями. Хотя, на мой взгляд, шоу дронов и огромные фигуры, созданные с помощью маленьких дронов в небе, — они бы, конечно, добавили свой антураж в церемонию открытия.

Также я думал, что у каждого зрителя на руках будет светодиодный браслет, и каждый станет частичкой шоу. В начале церемонии, было ощущение, что какое-то количество браслетов работает… Но либо это были не браслеты, либо они не сработали — непонятно. То есть что-то было на первых минутах, светилось на трибунах: то ли это были телефоны, то ли это просто какая-то подсветка, то ли было так задумано — в небольшом количестве и чтобы браслеты поработали вначале… Не совсем понял решение, но по факту какого-то крутого эффекта с браслетами на этой церемонии не было.


Евгений Тимащук, LYM

Церемонии Чемпионата мира по футболу, прежде всего, сложны тем, что после — идет матч, и, соответственно, все требования к задействованности поля, к его возможным повреждениям достаточно высоки. Поэтому изначально все технические сетапы строятся на основе минимального взаимодействия с полем. В связи с чем часто в опоре можно видеть проекционные поверхности, которыми застилают поле (такие легковозводимые). Иногда позволительно и получается совместить это с тросовым подвесом, куда вешаются достаточно легкие конструкции, которые после мероприятия возможно быстро отстегнуть и увезти. И в данном случае 2 моста и центральный экран были легкими конструкциями, которые позволили задать некую вторую высоту для просмотра, для отображения информации церемонии.

Также в какой-то момент выкатили большую сцену для группы. Собственно, участие медийного мирового исполнителя в таких церемониях тоже традиционная история.

С точки зрения технологий здесь особо нечего было ожидать.

Много вещей, связанных с надувными фигурами: надувной логотип, надувной огромный маскот. Тросовый подвес позволил надувных персонажей красиво поднять и быстро надуть. Это одна из технологий, которые очень классно применяются в тех местах, где нет пространства, чтобы спрятать технологию (либо под землей, либо сверху, над потолком). Поэтому здесь это было достаточно быстро и четко организовано и продемонстрировано.

Мэппинг на поле. Тоже достаточно функциональный и без перегибов с точки зрения каких-то суперсложных 3d-сцен или мэппинга под идеального зрителя. Такая атмосферная проекция на поле.

Что еще хотелось бы отметить, к сожалению для зрителя на стадионе, они не увидели, мне кажется, вообще салюта, который был на крыше. Поскольку особенность ее конструкции предполагает размещение салюта только во внешнем периметре, который, видимо, очень фрагментарно был виден на стадионе. Но при этом, конечно, круто смотрелся с вертолетной камеры.

Наверно, по показу традиционно такие церемонии страдают качеством трансляций, потому что все-таки их обычно делают люди, которые заточены на показ спортивного события — непосредственно футбола. То есть обычно это «прицепом» достается режиссеру футбола. И, честно говоря, на практике эти люди не уделяют большого внимания нюансам и тонкостям. Поэтому в целом показ церемонии вызывает вопросы с точки зрения драматургии — не хватало каких-то классных крупных планов.

Опять же, очень странное взаимодействие, видимо, художника по свету с оператором-постановщиком, потому что то же самое: оператор постановщик спортивных трансляций все-таки больше заточен на работу с камерами по показу спорта. И вряд ли они уделяли большое внимание балансировкам, плотному взаимодействию проекции, света и диода. То есть у них на сцене было 3 типа света и, конечно, балансу надо было уделять отдельное внимание. Ну и были моменты, где не хватало глубины картинки с точки зрения проработки света.

В целом, могу сказать, что церемония прошла без каких-то явных заминок, «затыков». То есть футбольный матч при этом состоялся, не сорвался, а это, мне кажется, для зрителей самое главное – чтобы церемония не остановила долгожданный футбольный матч.


Юрий Правдухин, 3D Team

По мне, на шоу использовали все достаточно шаблонные приемы, как «летающий маскот» и лого. Все это смотрелось бедненько на стадионе — мне лично хотелось чего-то большего.

Сцена с диодными экранами и подвесными формами над ней тоже максимально простая и выкатывалась толпой рабочих — у нас, и много где в мире, это всё давно само ездит на специальных платформах.

По свету мне показалось что не было единой картинки.

Маскот был похож на Каспера в арабском наряде и был очень симпатичный, но считаю, что для стадиона его одного было маловато, я бы сделал таких десяток, чтобы заполнить пространство.


Полную запись трансляции можно увидеть по ссылке.

Присоединяйтесь к Event.ru
VKR_obyav_Turizm Event-план уровня «Бог»: готовый шаблон для идеальных задач Сигнал Как получить максимум от интеграции в фестивали. Опыт МТС Live
Event-план уровня «Бог»: готовый шаблон для идеальных задач Как получить максимум от интеграции в фестивали. Опыт МТС Live