Обязательное и добровольное страхование транспортных средств — обязательная процедура каждого автовладельца. ОСАГО и КАСКО — давно и прочно вошедшие в наш обиход аббревиатуры. Всем известно, что, приобретя в собственность автомобиль, по закону мы обязаны его застраховать. Автовладелец обращается в страховую компанию, которая, просчитав страховые риски и вычислив необходимые коэффициенты, страхует автомобиль на определенную, предусмотренную законом сумму. Если автовладельцу кажется, что суммы возмещения, предусмотренной ОСАГО, будет недостаточно, она может быть увеличена за счет добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО). В случае наступления страхового случая владельцу транспортного средства не придется нести потери — весь ущерб компенсирует страховая компания.

Все просто и понятно, но как же быть в случае с автомобилями, хозяева которых изначально планируют их использование в заведомо опасных условиях, а значит, риски страховой компании существенно возрастают? Например, если автомобиль участвует в автошоу, соревновании, испытаниях или просто заявлен автосалоном для тест-драйва?

Использование на территории Российской Федерации транспортных средств без полиса ОСАГО незаконно. Следовательно, и в event-индустрии весь транспорт, подпадающий под действие закона, должен быть застрахован по ОСАГО.

ОСАГО и event

Действие полиса ОСАГО в event-индустрии будет зависеть от обстоятельств причинения вреда, особенно это касается автомобилей, участвующих в автошоу. В зависимости от того, когда и как был причинен вред, страховая компания будет решать, считать ли случай страховым. Событие, рассматриваемое в качестве страхового случая, должно обладать признаками вероятности и случайности (то есть теоретически причинение ущерба и соответствующая страховая выплата возможны, но вероятность такого причинения вреда должна быть невелика). Если же причинение вреда не может быть случайным, а вероятность такого вреда слишком велика, страховая компания не будет выплачивать возмещение по ОСАГО.

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не считает страховым случаем причинение вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах. При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в таких случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии со статьей 1079 ГК РФ.

Статья 1079 ГК РФ: «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. …Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается».

Другими словами, если автомобиль, заявленный для участия в автошоу, просто едет по трассе, как и другие участники дорожного движения, и попадает в ДТП, то страховая компания будет рассматривать это как обычное использование автомобиля, соответственно пострадавший получит выплату от страховой компании в порядке компенсации ущерба. Если же тот же самый автомобиль во время участия в автошоу или соревнованиях сталкивается с другим автомобилем, причиняя ущерб последнему, то такое использование будет отнесено к деятельности, связанной с повышенной опасностью. В таком случае сумма компенсации будет определена судом и возмещена лично владельцем транспортного средства.

ОСАГО при проведении тест-драйва

Что касается автомобилей, участвующих в тест-драйвах, то любое ДТП при движении по городским улицам по вине водителя «тестируемого» автомобиля будет считаться страховым случаем. При этом надо отметить, что полис чаще всего оформляется на неограниченное количество лиц, чтобы можно было каждому желающему предоставить возможность испытать в деле автомобиль мечты. Неограниченное ОСАГО (еще известное как ОСАГО без ограничений, или открытая страховка ОСАГО) — это полис обязательного страхования ответственности, который распространяется на всех водителей, допущенных к управлению транспортным средством. Этот вид страхования идеален для компаний, проводящих тест-драйвы.

Добровольное страхование и event

Для организаторов мероприятий с привлечением транспортных средств очень важно, чтобы страховая компания могла компенсировать не только ущерб, причиненный здоровью или собственности другого лица, но и ущерб, причиненный самому автомобилю. Для этого используется страхование по КАСКО. Страховая компания обязуется за оговоренную плату при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить владельцу причиненные убытки в пределах определенной договором суммы. Чем выше риск наступления страхового случая, тем выше будет страховой взнос.

КАСКО при проведении тест-драйва

Как правило, когда потенциальный покупатель записывается на тест-драйв, ему назначают конкретное число, к которому салон обязан подготовить не только автомобиль, но и все документы, связанные с тест-драйвом. У крупных дилеров автомобиль для тест-драйва обязательно застрахован по КАСКО. Однако перед тем, как отправляться на испытания транспортного средства, дилер предлагает покупателю подписать соглашение, договорившись «на берегу» об условиях возмещения вреда.

В случаях когда автомобиль для тест-драйва застрахован по КАСКО с использованием франшизы, в договор с потенциальным покупателем может быть включен пункт о том, что если ущерб причинен на сумму, которая не будет покрываться страховкой, то ущерб оплачивает сам горе-водитель, а если ущерб будет выше установленной франшизы, то все выплаты пострадавшему (автосалону) производит страховая компания.

Звучать этот пункт договора может примерно так: «Исполнитель (автосалон) в качестве агента Заказчика (лица, тестирующего автомобиль) осуществляет страхование автомобиля на период оказания услуг. В случае причинения ущерба автомобилю ущерб в размере до 10 000 рублей (включительно) покрывается Заказчиком, ущерб свыше 10 000 рублей возмещается Исполнителю страховой компанией».

В неблагонадежных салонах КАСКО на автомобили для тест-драйва может вообще отсутствовать, тогда, следуя общему правилу (Гражданскому кодексу), особенно если это было указано в подписанном соглашении, но заказчик не обратил на это внимания, «вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред», то есть вместо того, чтобы приобрести автомобиль мечты, потенциальный покупатель потратит свои кровные на возмещение причиненного вреда или выкупит новый, но уже битый по его же вине автомобиль.

Добровольное страхование и автошоу

А вот со страхованием автомобилей, участвующих в автошоу, экстремальных шоу, автогонках и других видах массовых автособытий, дела обстоят гораздо хуже. Такие авто страховые компании отказываются страховать. Точнее, полис обязательного страхования (ОСАГО) у автовладельца, конечно, будет, а вот в добровольном страховании по КАСКО от ущерба, который может быть причинен самому автомобилю, скорее всего, откажут. Страховать автомобили, которые постоянно эксплуатируются в условиях, где им с высокой долей вероятности может быть причинен ущерб разной степени, страховым компаниям просто невыгодно.

Бывает, что автовладельцы дают при заполнении договора заведомо ложные данные о том, что машина не будет участвовать в гонках или автошоу (или умышленно умалчивают об этом), но в таких случаях если произойдет страховой случай и будет определено, что автомобиль был использован в гоночных соревнованиях, экстремальных шоу или каким-либо другим подобным образом (неважно, официально или неофициально), то выплат не будет. Поэтому все страховые компании изначально прописывают в своих правилах запрет на страхование подобных автомобилей от ущерба.

Другое дело, что владельцы автомобилей, участвующих в автошоу, могут застраховать свою собственность, например, от полного уничтожения и угона. То есть страховым случаем будет считаться только такой вред, при котором транспортное средство не будет подлежать восстановлению. Вероятность наступления такого страхового случая велика на гонках, поэтому там по-прежнему страхования по КАСКО не будет, а вот во время проведения более «безопасных» автособытий риск снижается, и страховая компания может пойти на то, чтобы застраховать автомобиль по КАСКО от полного уничтожения. Любой другой ущерб не будет компенсироваться страховкой. Так, страхователь меньше рискует разориться на страховых выплатах после проведения автогонок или экстремальных шоу.

Присоединяйтесь к Event.ru
ведущие автособытий Влюбленные в автомобили: комментарии ведущих автособытий тест-драйв Chevrolet Путешествие на пять с плюсом с Chevrolet Trailblazer
Влюбленные в автомобили: комментарии ведущих автособытий Путешествие на пять с плюсом с Chevrolet Trailblazer